Взгляд
5 февраля, воскресенье  |  Последнее обновление — 17:25  |  vz.ru
Разделы

Где готовили этот креативный класс

Антон Беликов
Антон Беликов, художник, кандидат философских наук
На наших глазах значительное количество того самого креативного сословия, состоящего из художников, дизайнеров и прочих творцов, людей, выпестованных в государственных учебных заведениях, совершило акт государственного предательства. Подробности...
Обсуждение: 7 комментариев

Запад стер из своей памяти важные знания о России

Ирина Алкснис
Ирина Алкснис, обозреватель РИА «Новости»
Западные элиты забыли то, что усвоили из многочисленных и полезных, хотя местами весьма болезненных уроков прошлого – Россию можно обмануть, Россию можно разложить изнутри, но Россию нельзя победить просто грубой силой. Подробности...
Обсуждение: 24 комментария

Перспективы России на нефтяном рынке внушают оптимизм

Глеб Простаков
Глеб Простаков, бизнес-аналитик
Перенастройка экспортных потоков, безусловно, является болезненной – и для покупателей нефти, и для самой России. Россия, вероятно, будет вынуждена временно сократить добычу нефти в среднесрочной перспективе. Подробности...

В России отпраздновали 80-летие победы в Сталинградской битве

В России отпраздновали 80-летие победы в Сталинградской битве. Памятная дата отмечается не только в России, но и за ее пределами. Основные торжества прошли в Волгограде, где состоялся военный парад и другие торжественные мероприятия. Сталинградская битва была одной из крупнейших в истории человечества
Подробности...

Какие танки Запад может отправить Украине

На этой неделе Германия и США пообещали Украине поставить свои главные тяжелые танки – Leopard 2A5s и M1A2 Abrams. Ранее о поставке своих тяжелых танков Challenger 2 объявила Великобритания. К вооружению Киева подключатся и другие страны Европы, на вооружении которых тоже есть «Леопарды» и «Абрамсы». Что представляют из себя эти машины
Подробности...
12:42
собственная новость

В Госдуме подвели итоги реализации нацпроектов в 2022 году

Нацпроекты показали свою гибкость и востребованность в условиях возникших перед Россией вызовов. За счет чего была оказана необходимая поддержка гражданам, отраслям экономики, а также новым регионам России. Об этом газете ВЗГЛЯД рассказал депутат Госдумы Олег Матвейчев, комментируя итоги реализации национальных проектов в 2022 году.
Подробности...
11:59

Первый передвижной клуб культуры появился в Подмосковье

Первый многофункциональный передвижной культурный центр появился в Домодедово в Московской области Подмосковье, в нем есть все необходимое для концертов и кинопоказов: сцена, полный набор световой и звуковой мультимедийной аппаратуры.
Подробности...
21:02
собственная новость

Центр реставрации книг решили создать в Кирове

Перспективы создания на базе библиотеки имени А. И. Герцена регионального центра реставрации книг обсудила министр культуры России Ольга Любимова с главой Кировской области Александром Соколовым.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Российские войска за сутки уничтожили более 400 украинских военных

    Главная тема


    Как финнов убеждают любить гомосексуализм

    спецоперация на Украине


    Экс-премьер Израиля Беннет обвинил Запад в остановке переговоров России и Украины

    поставки вооружений


    Шольц заявил о «консенсусе» с Зеленским по отказу от ударов по России

    конкурс красоты


    Россиянка впервые удостоилась титула «Миссис Вселенная»

    Видео

    наступательная операция


    Освобождение Артемовска приведет к перелому в боях за Донбасс

    «Коридор без выхода»


    Зачем Украина создает восемь новых штурмовых бригад

    акции протеста


    Украинские продукты разоряют европейских фермеров

    объединенная группировка


    Зачем Германия поглощает армию Нидерландов

    Несбиваемый аэростат


    США оказались бессильны перед китайским воздушным шаром

    уроки прошлого


    Ирина Алкснис: Запад стер из памяти важные знания о России

    нефтяной фактор


    Глеб Простаков: Перспективы России на нефтяном рынке внушают оптимизм

    никаких иллюзий


    Вадим Трухачёв: О нейтралитете Австрии и Швейцарии пора забыть

    на ваш взгляд


    Как часто вы используете ненормативную лексику в разговоре?

    Реквием по мечте

    Сцена из спектакля «Фауст в кубе» - совместного проекта Русского инженерного театра АХЕ и мексиканского фестиваля
       12 декабря 2006, 08:36
    Фото: ИТАР-ТАСС
    Текст: Алиса Никольская

    В число особенно популярных театрально-постановочных сюжетов история доктора Фауста никогда не входила. Слишком много затрат она требует: тут и работа с текстом нужна, ибо что поэма Гете, что пьеса Кристофера Марло, что другие сочинения тяжеловесны и нуждаются в адаптации. И фантазия незаурядная нужна, и артисты, скажем так, не последние. А главное – акцентировка. Разобраться в многочисленных линиях легенды о человеке, ставшем для потомков символом миропознания, берутся немногие.

    Из последних московских примеров приходит на ум только ныне идущий спектакль Юрия Любимова на Таганке. Оперному варианту на постановки везет больше: считается, что музыку трактовать и исполнять легче. А в драме данный сюжет воскресает редко. Поэтому, когда нынешней осенью на нескольких фестивалях подряд появилось название «Фауст», это незамедлительно привлекло внимание.

    Мне скучно, бес…

    Актеры вильнюсского театра Meno Fortas Елжбиета Латенайте в роли Маргариты и Владас Багдонас в роли Фауста в спектакле Эймунтаса Някрошюса «Фауст» на сцене «Новой оперы»
    Актеры вильнюсского театра Meno Fortas Елжбиета Латенайте в роли Маргариты и Владас Багдонас в роли Фауста в спектакле Эймунтаса Някрошюса «Фауст» на сцене "Новой оперы"

    Кажется, что сюжет «Фауста» создан для Эймунтаса Някрошюса. Его излюбленная тема, проходящая через каждый спектакль, – тема рока, судьбы, прямых взаимоотношений человека с высшими силами. И хотя «Фауст», сделанный Някрошюсом в своем театре Meno Fortas и показанный сначала в Петербурге на «Балтийском доме», потом в Москве на фестивале «Сезон Станиславского», временами озадачивает, в итоге соглашаешься с предложенной режиссером системой координат.

    Поначалу возникает ощущение, что никаких высших сил в спектакле нет. Вернее, в них отсутствует внушающее дрожь величие. Есть некая компания работяг, с усердием Самсона крутящих огромный деревянный ворот и методично стреляющих по притягательно красным мишеням. Для них существование Фауста не больно интересно – в управлении миром столько дел, что не до конкретики. Да и Фауст (Владас Багдонас), крепкий мужчина с седой бородой и упрямым взглядом, не выглядит потерявшим смысл земного бытия. Он движется по жизни, словно танк, и смутить или искусить его практически невозможно. И с пришедшей извне компанией бесов и духов Фауст управляется лихо, даже грубо, утверждая собственное первенство. Поэтому и история, рассказываемая о нем Някрошюсом, до поры до времени кажется несколько однообразной.

    Ситуация кардинально меняется, когда в действие врывается Маргарита (Элжбиета Латенайте). Молодая, свежая, озорная девушка с лукавыми глазами чарует и одновременно чуть-чуть стесняется своей природы. Она кружит вокруг Фауста, разом превратившегося в сомнамбулу – сюда подойдут слова «парализовало от любви». В этой хрупкой женщине – огромная сила: она бесстрашно идет навстречу смертельным испытаниям, отдается своей участи с раскрытыми глазами. Даже когда ее принесут на пиршественный стол к духам, она не дрогнет. И в этой разнице поведения мужчины и женщины перед лицом любви – смысловая квинтэссенция спектакля. Ибо рок здесь – это любовь. И именно в том, как человек принимает это испытание, состоит главный выбор, за который придется отвечать перед лицом небесной канцелярии.

    Что делать, Фауст…

    Сцена из спектакля
    Сцена из спектакля «Фауст в кубе»

    Фантазеры из Русского инженерного театра «АХЕ» тоже не смогли пройти мимо мифа о докторе Фаусте, как нельзя лучше подходящего под то, что они творят на подмостках. На недавно завершившемся фестивале NET (Новый европейский театр) они показали целых две версии истории Фауста. И в обеих пошли немного дальше себя привычных. Поэтому особенно интересно было смотреть эти спектакли встык, один за другим.

    Как известно, АХЕ любят экспериментировать с пространством, но все же их спектакли обычно камерные. Иначе нельзя: пространство ткется художниками на зрительских глазах, и в огромном зале можно пропустить что-нибудь важное. А «Фауст в кубе», сделанный совместно с актерами мексиканского театра Linea de Sombra, предназначен как раз для традиционной театральной площадки. Что потребовало несколько иных выразительных средств. В итоге «Фауст» получился эдакой размашистой пантомимой, не всегда напряженно-увлекательной, но трогательной, эмоциональной и наделенной классическим «ахешным» обаянием.

    В истории доктора Фауста, при всей ее кажущейся узконаправленности, можно выбирать из множества разных линий. «Фауст в кубе» сделан о приведшей к трагедии связи Фауста с Маргаритой. Спектакль начинается с их танца, в процессе которого девушка в белом словно ломается в руках партнера, оседает и слабеет. На листе договора, который предлагают доктору Мефистофели (их несколько), неожиданно высвечивается лицо Маргариты. Она сама, пытаясь убежать от судьбы, почти вступает в бой с предвестниками зла, но этот поступок ни к чему не приводит. А в финале она, облаченная в неудобное, сковывающее движения белое одеяние, делающее ее похожей на статую, вдруг начинает говорить. Говорить заглушенно, не в пространство, но в бокал с вином, которое выплескивается прямо на нее. Словно последние капельки крови, капельки жизни, дыхания уходят из нее вместе с этими словами.

    Вторая серия фаустианы, «Фауст в кубе. 2360 слов», больше похожа на традиционные спектакли АХЕ. За одним важным исключением: здесь наряду с богатым изобразительным рядом используются слова. Конечно, текст, произносимый диджеем Андреем Сизинцевым, крошечным бритоголовым человеком в черном бархатном одеянии, далек от гетевского сочинения. «Музыка ушла – я родился», – начинает он странное повествование о бытии и небытии доктора Фауста. И пространство оживает: огонь и вода, снег и музыка, зеркала и бумага соединяются во взрывоопасные дуэты, очаровывающие тем сильнее, что лишены загадки своего появления. В этой истории почти не будет места как Маргарите, так и другим женщинам.

    Ибо окажется она о взаимоотношениях темного и светлого, вернее, о том, насколько краток миг наслаждения, – но при этом как важно испытать как можно больше. Ибо если ты прожил полнокровную жизнь, то, даже услышав: «Ты осужден и навеки проклят», не придешь в ужас.

    История доктора Фауста – это, конечно, сказка. Сказка для взрослых. Обладающая сокрушительной силой убеждения. Из года в год мы следим за раз и навсегда выстроенным сюжетом со священным трепетом узнавания. Ибо «Фауст» при всей кажущейся нравоучительной занудности – обо всех нас. О познании, удовольствиях, проблеме выбора и всепоглощающей любви. Словом, обо всем, что составляет нашу жизнь. Вне зависимости от того, кому принадлежит наша душа. Главное – не усомниться в ее наличии.

     
     
    © 2005 - 2022 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •