Андрей Полонский Андрей Полонский Придет победа, и мы увидим себя другими

Экзистенциальный характер нынешнего противостояния выражается не только во фронтовых новостях, в работе на победу, сострадании, боли и скорби. Он выражается и в повседневной жизни России за границами больших городов, такой, как она есть, где до сих пор живет большинство русских людей.

0 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Новый пакет помощи может стать мягким выходом США из конфликта на Украине

После выборов новый президент США – кто бы им ни стал – может справедливо заявить: мол, мы дали Украине все карты в руки. Можете победить – побеждайте, не можете – договаривайтесь. Не сделали этого? Это уже не наши заботы.

14 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Запад толкает Украину на последнюю битву

Масштабное поражение украинской армии и стоящего за ней западного политикума и ВПК будет наглядной демонстрацией окончания доминирования Запада и станет важным фактором в изменении геополитического мироустройства.

13 комментариев
9 ноября 2006, 18:12 • Культура

Норвежское золото

Завтра концерт A-HA: Не все то золото, что блестит

Норвежское золото
@ официальный сайт группы A-HA

Tекст: Алексей Басов

Не все то золото, что блестит. Норвежскую группу a-ha в середине 80-х многие считали однодневкой, полагая, что повторить успех их дебютного сингла «Take On Me», занявшего второе место в Великобритании и первое в США, у них не получится. И пусть эта песня по сей день остается их самым главным хитом, но и сейчас, спустя двадцать с лишним лет, группа существует, записывает альбомы и гастролирует, оставаясь, пожалуй, самым успешным «экспортом» норвежской музыкальной сцены.

Мало того. Группе, которая была ультрамодной в 85-86-м годах, удалось сохранить, развить и трансформировать свой стиль, приспособив его к новым временам – если хотите, состариться с достоинством. Нехорошо, казалось бы, так говорить о музыкантах – все мы помним их по хитовым видеоклипам, молодыми и красивыми, – но ведь с тех пор прошло два десятилетия! Верится с трудом.

Конечно, a-ha – дети 80-х, со всеми вытекающими отсюда последствиями: поп, электронные аранжировки, манерный вокал. Первый их альбом «Hunting High And Low» – безусловно, классика жанра. Что отличало группу от прочих коллективов той волны типа Heaven 17 или тех же Duran Duran – это некая, возможно, скандинавская меланхоличность, мелодичная грусть.

На первой пластинке потенциал трио был еще не совсем виден за юношеским энтузиазмом, но когда немного улеглась эйфория от первоначального большого успеха, во многом основанного на поддержке MTV, – еще бы, молодые ребята из провинциальной в музыкальном отношении Норвегии на первых местах во всем мире! – группа смогла в большей мере раскрыть свою индивидуальность на следующих записях.

В общем-то, a-ha пошли по тому же пути, что и многие из их современников, и попытались доказать, что они – серьезные музыканты вне зависимости от трендов. Навскидку напрашиваются параллели с карьерой таких составов, как Alphaville или Depeche Mode.

Уже на втором альбоме активно использовались настоящие ударные, чем дальше – тем большее место в звучании отводилось гитарам и пианино, т. е. «живым» инструментам. Удачной кавер-версией «Crying In The Rain» Everly Brothers a-ha показали хороший музыкальный вкус и кругозор. И, само собой, записи конца 80-х – начала 90-х годов звучат сегодня намного богаче, органичнее и актуальнее, чем первый альбом.

Но мода поменялась, в Англии в расцвете была манчестерская клубная сцена, по всему миру перешел в наступление гранж во главе с Nirvana. Поп середины 80-х стал никому не нужен. А расти и развиваться вместе с тогдашними артистами готовы были, как это всегда бывает, лишь самые преданные фэны.

Поэтому мало-помалу за хитами последовали и относительные неудачи. Закрепить успех в Америке группа, по большому счету, так и не смогла. А после более чем скромного резонанса на пластинку 1993 года Memorial Beach a-ha прекратили деятельность. Это вызывает сожаление, ибо альбом очень зрелый, но в то же время крайне мрачный по настроению и совершенно не похож на ранние работы группы.

a-ha показали хороший музыкальный вкус и кругозор
a-ha показали хороший музыкальный вкус и кругозор

Затем последовала пауза, затянувшаяся на несколько лет, в ходе которой музыканты смогли заняться другими делами и, возможно, переосмыслить стратегию группы и устранить трения, накопившиеся между участниками к началу 90-х годов. Летом 2000 года a-ha воссоединяются, выпускают новый альбом «Minor Earth Major Sky» и с тех пор продолжают работать вместе.

Музыка стала более «взрослой», что ли, выдержанной, хотя и более однообразной, ну а голос Мортена Харкета все так же безупречен и узнаваем с первых нот. И удача не обходит группу стороной – концерты проходят с успехом, альбомы хорошо продаются, в прошлом году a-ha выступили в Берлине в рамках фестиваля Live 8. a-ha, по всей видимости, удалось прочно занять свою нишу на музыкальном рынке и завоевать свое место в сердцах поклонников.

При сколько-нибудь близком ознакомлении с творчеством групп такого формата у меня всегда возникает вопрос, насколько велика роль «внешних» составляющих в успехе артистов. Это имидж музыкантов, раскрутка, видеоклипы, продюсирование записей.

Ведь, критикуя a-ha (да и большинство их современников), можно повернуть дело таким образом: собрались трое молодых ребят с фотогеничными физиономиями (хорошо еще хоть сами собрались, а не кастинг прошли). Записали хит, сняли яркий клип, «выстрелили». Потом захотелось показать, что не просто попали в струю, что играть и сочинять тоже умеют.

Стали экспериментировать, пробовать и то, и это. Чуть ли не до моррисоновской апокалиптичности Doors добрались. Вроде не идет дело… Передохнули, собрались снова, продюсеров пригласили (возьмем, к примеру, диск «Lifelines» 2002 года – семь человек работали над разными песнями), причесали все. А свое-то творческое начало, своя идея где?

Неудивительно, что многим амбициозным артистам так и не удается выйти за рамки one hit wonders. Кроме того, важную роль тут играет и то, насколько адекватно удается исполнить вещи на концерте. Если за студийными трюками нет сильной композиции, да еще и играть как следует не умеешь, то это будет сложновато.

Думаю все же, что a-ha значительно выше такого попсового болота. Время показало, что их творчество самоценно, а не держится на ностальгии по восьмидесятым. Наоборот, a-ha сами в числе прочих сформировали тогдашнюю стилистику, они – настоящие.

Свидетельством тому служит багаж красивых мелодий и текстов, цепляющих слушателя вне зависимости от аранжировки и набора инструментов. И концерты – в том числе и у нас в России – проходят с большим успехом. Как говорится, 50,000,000 Elvis fans can’t be wrong – тезис популистский, но, на мой взгляд, для артистов со стажем – верный.

..............