Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

13 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

6 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

17 комментариев
8 ноября 2006, 13:09 • Культура

Чудеса обыкновенные

Чудеса обыкновенные
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Алиса Никольская

История о Золушке – не только любимая людьми всех возрастов волшебная сказка, но и одна из самых популярных психологических конструкций. В рассказе о бедной трудолюбивой девушке, до поры до времени сносившей обиды, но потом получившей награду в виде статуса супруги принца, сокрыта привлекательная приманка: «всякому воздастся по заслугам». Поэтому сегодня «Золушка» куда интереснее взрослым, нежели детям.

Однако время диктует свои трактовки, и нынешние театральные постановщики переиначивают старый миф по-своему. И оказывается, что сегодняшней Золушке уже ни к чему сказочные помощники: она сама найдет путь наверх. И нужен для этого не ангельский нрав и кроткий взор, а оборотистость и умение преподнести себя в выгодном свете.
Можно не сомневаться: принц не устоит.
А с одним не получится – другой найдется.

Девушки из высшего общества

Несмотря на то, что спектакль показывают в «детское» время – по утрам, получился он довольно жестким
Несмотря на то, что спектакль показывают в «детское» время – по утрам, получился он довольно жестким
Неспроста постановщик «Золушки» в Российском Молодежном театре Алексей Бородин, изначально задумывая спектакль для детей, выбрал в качестве основы не сказку Шарля Перро, а едкую, полную «вторых смыслов» пьесу Евгения Шварца.

И, несмотря на то, что спектакль показывают в «детское» время – по утрам, получился он довольно жестким. А модель взаимоотношений взята из наших дней.

Не отличающаяся красотой, но темпераментная и умненькая барышня «из низов» (Татьяна Рыбинец) так элегантно очаровывает простодушного короля (Александр Пахомов) и его неопытного по части любовных дел сына (Александр Девятьяров), что те и оглянуться не успевают.

Попутно она находит общий язык и со всей придворной братией, прикидываясь легковерной и восторженной. Конечно, иногда и ее пробивает на сентиментальные настроения. Но это закономерно – молодая девушка как-никак, до опытной интриганки еще долгий путь. А в том, что это милое создание в легкомысленном голубом платьице очень скоро приберет к рукам королевство, нет никаких сомнений.

Безусловно, детям на РАМТовской «Золушке» будет не скучно. Ибо спектакль сделан очень красиво. Художник Станислав Бенедиктов придумал на сцене разноцветное Зазеркалье, хореограф Николай Андросов насытил происходящее эффектными танцевальными номерами.
Да и сам сюжет не подведет – дети прочитают первый план, а большего и не требуется. Другое дело, от этого театра ожидалось все-таки сказочное представление.
И столь злое, хотя и правдивое сочинение немного озадачивает.
Театр всего лишь улавливает веяние времени.
А с этим не поспоришь.

Верхом на звезде

На балу
На балу "Золушка" съезжает по дворцовым перилам прямиком в руки к принцу
Далека от канонической и версия, придуманная балетмейстером Юрием Посоховым и режиссером Юрием Борисовым для Большого театра.

Посохов принадлежит к людям, наделенным буйным воображением. Его «Золушка» -- эдакое фэнтези с философским налетом, где соприкасаются разные миры.

Происхождение заглавной героини сродни происхождению знаменитого Маленького Принца: изначально она является помощницей Сказочника, обитающего в недрах звездного неба.

Она запросто летает верхом на метле, а ее друзьями оказываются, помимо прочих птиц, вороны. Эта бойкая девушка, конечно, не ведьма. Но что-то роковое в ней, безусловно, есть. Заинтересовавшись сказкой о Золушке, она просит шефа отпустить ее туда. И в итоге окажется перед нешуточным выбором: сохранить ли земной облик и навсегда проститься со Сказочником, или же пожертвовать любовью и принцем.

Несмотря на это, спектакль совсем не мрачен. Он озорной, веселый, полный режиссерских и хореографических штучек.

Авторы откровенно подсмеиваются и над зловредной Мачехой (Мария Володина), и над ее неуклюжими дочками (Лола Кочеткова и Анастасия Винокур), и над деятельным Сказочником (Виктор Барыкин), и даже над главной парой.

Золушка (Светлана Захарова) здесь тоже далека от кротости и безропотности. Конечно, иной раз и оробеть может, но эмоции свои выражает бесстрашно. Радуется, переживает, любопытствует – все через край, все от души, без стеснения. На балу в буквальном смысле съезжает по дворцовым перилам прямиком в руки к принцу, а в пылу переживаний после празднества не пожалеет домашних.

В финале герои, кажется, еще не очень в состоянии поверить, что с ними произошло. Но разобраться в хитросплетениях чувств им придется уже без помощи волшебства. Что справедливо: никакое чудо не поможет удержать в душе любовь и выстроить отношения с человеком, который рядом, если ты сам на это не способен.

Назад в сказку

Совсем скоро в Большом Зале Консерватории состоится концертное исполнение оперы Россини «Золушка»
Совсем скоро в Большом Зале Консерватории состоится концертное исполнение оперы Россини «Золушка»

А вот на новый спектакль Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко можно смело идти и детям, и взрослым.

Знаменитый хореограф Олег Виноградов не стал придумывать танцевальных и смысловых новшеств и поставил спектакль совершенно традиционный. Про такие говорят «балет большого стиля», и появляются таковые нечасто, поскольку делать их умеют только представители старшего поколения.

Здесь и роскошь расписных декораций Валерия Левенталя, и блестящее многообразие костюмов, и изящество вариаций. Подобная старомодность подчеркивает очарования спектакля и заставляет абсолютно по-детски внимать происходящему на сцене.

Заглавную партию танцует Наталья Сомова, одна из недавних прима-балерин коллектива. Работая в театре четвертый год, она станцевала много основных балеринских партий: Одетту-Одиллию в «Лебедином озере», Китри в «Дон Кихоте», Мирту в «Жизели».

У Сомовой есть изящество, легкость, точное чувство музыки и то чуть бесплотное очарование, необходимое для романтических балетных героинь. В том числе и для Золушки.

Грустная, мечтательная хрупкая барышня, эта Золушка словно бы немного «не от мира сего». И о принце, и о счастье она только грезит, потому что не знает, как все бывает на самом деле. Но на то и сказка, чтобы мечты сбывались, не разбиваясь о реальность.

Вот и Золушка, даже страдая, где-то внутри знает, что испытания – это часть игры. И все будет хорошо – по законам жанра. Примечательно, что в другом составе Сомова танцует Фею – и здесь, думается, проявятся совсем другие ее качества: холодноватость, властность, изысканность.

Принц в «Золушке» тоже «классический»: Михаил Пухов перетанцевал за свою биографию всех возможных принцев, графов и прочих аристократов, и в этом, что называется, поднаторел: манеры, пронзительный взор, гордая осанка и легкость в исполнении самых динамичных вариаций – отличный набор для принца. И на сцене он очаровывает – и не разочаровывает.

Конечно, в этой «Золушке» можно найти и погрешности. Скажем, небрежность танцев кордебалета или перебор в карикатурности некоторых образов. Но придираться почему-то не хочется.

Ведь есть главное – атмосфера волшебства. А в наше время, когда и сказочные герои не желают помощи извне и рассчитывают только на себя, потребность в чистой сказке увеличивается.

Тот факт, что популярность истории о Золушке набирает обороты, подтверждает не только целый букет разножанровых премьер.

Во второй половине ноября в Москву приедет на гастроли «Балет Монте-Карло» - и тоже привезет «Золушку», в постановке Жан-Кристофа Майо, спектакль по-европейски холодноватый и элегантный.

А совсем скоро в Большом Зале Консерватории состоится концертное исполнение оперы Россини «Золушка» (продукция продюсерского центра Classica Viva), блестящего, легкого сочинения, почему-то практически неизвестного столичным любителям музыки.

В этой «Золушке» подобрался звездный состав: заглавную партию споет итальянка Анна Бонитатибус, принца – превосходный русский тенор Максим Миронов, а продирижирует этим делом неистовый Теодор Курентзис.

И почему-то есть ощущение, что на этом перечень «Золушек» не закончится.

..............