Игорь Мальцев Игорь Мальцев Отопление в доме поменять нельзя, а гендер – можно

Создается впечатление, что в Германии и в мире нет ничего более трагичного и важного, чем права трансгендерных людей. Украина где-то далеко на втором месте. Идет хорошо оплачиваемая пропаганда трансперехода уже не только среди молодежи, но и среди детей.

9 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

9 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

5 комментариев
27 ноября 2006, 10:11 • Культура

ТЭФИ-2006: Развлечение живо, политика - нет

В этом году ТЭФИ обошлось совсем без ярких событий

ТЭФИ-2006: Развлечение живо, политика - нет
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Екатерина Сальникова

Это, судя по всему, и есть опознавательный знак новизны в жизни нашего телевидения. Премии фильмам не несут в себе никаких неожиданностей. Премии программам и персонам кажутся в той же степени заслуженными, в какой и необязательными. Так или иначе, а выбор телеакадемиков указывает на самооценки цеха профессионалов, - и на то, какое телевидение будет у зрителя в дальнейшем.

Тотальная коммерциализация российского ТВ в последнее время вообще увела от борьбы за профессиональные премии. Борьба за рейтинги съедает все силы и для многих является основной формой профессионального самоутверждения. Узок круг удостоившихся. По большому счету, всего четыре канала. «Россия» получила больше всего «Орфеев». На втором месте «Первый». С большим отрывом идут «Культура» и СТС – по три премии.

Неожиданный Норкин

Александр Любимов и Тина Канделаки (фото: Андрей Луфт/ВЗГЛЯД)
Александр Любимов и Тина Канделаки (фото: Андрей Луфт/ВЗГЛЯД)
В этом раскладе символично почти полное отсутствие НТВ, прежней «призовой державы», ушедшей в чистую коммерцию и утратившей былое вдохновение политического вещания.

Драматический диалог как форма телерефлексии перестает быть главной формой материалов на общественно значимые темы. Жанр ток-шоу перестает ассоциироваться с политической актуальностью. Характерно, что лучшей ведущей ток-шоу оказалась Тина Канделаки, ведущая «Деталей» на СТС.

Лучшей информационно-аналитической программой были признаны «Вести недели», а лучшей информационной программой – «Время». И нельзя сказать, что эти программы не заслужили своих призов… Лучшим ведущим информационно-аналитической программы признан Сергей Брилев с «Вестями недели». Действительно, хороший профессионал… Только нельзя отделаться от ощущения, что выбор такой в значительной степени условен. Потому что все ведущие серьезных новостных выпусков на центральных каналах – сильные профессионалы. А индивидуальности у них все-таки стерты. Авторское начало из новостей ушло. Поэтому и победа выглядит как дежурная похвала, которую можно было бы с таким же успехом адресовать всем сразу или кому-то другому.

Лучшим ведущим информационной программы признан Андрей Норкин, работающий в телекомпании RTVi в передаче «Сейчас в России». И это единственный неожиданный выбор, за которым стоят индивидуальная оригинальность профессионала и готовность коллег ее оценить.

В жанре журналистского расследования победила программа «Репортер с Михаилом Дегтярем» («ТВ-Центр»).

Мнимая политическая стабильность – а вернее, мода на доброе отношение к российской действительности, без критической аффектации и неутешительных прогнозов, – рождает дефицит информационных поводов, которые следует и хочется замечать. Судя по премиям, единственным таким поводом за прошедший год стала Олимпиада в Турине. А потому репортер года – Ирада Зейналова со своим фильмом «Золотые мгновения Олимпиады». А лучшие ведущие спортивных программ – Виктор Гусев и Никита Михалков, комментировавшие церемонию закрытия зимних Олимпийских игр в Турине. Культ Олимпиады в 2006 году напоминает советский застой и «оживляж» Олимпиады-80, когда улетающего мишку оплакивали как утраченное мимолетное счастье в период полной безнадеги.

Остальные из «засветившихся» событий – исторические. В истории сейчас как-то все разбираются подробнее, чем в современности, особенно на ТВ. Более того, к ней относятся лучше. Ее больше любят, за нее больше переживают. К счастью, пока нет моды на тотальную «дедраматизацию» прошлого. Лучшим проектом об истории признан фильм «Соломон Михоэлс. 1947 год» Николая Сванидзе. Лучшим режиссером телепрограммы стал Виталий Трояновский за проект «Острова. Арсений Тарковский» («Культура»).

Почти единственным проектом с элементами новизны и научного открытия, удостоенным премии, оказался документальный фильм «Великая тайна воды» («Россия»). И это был действительно очень оригинальный фильм на фоне засилия зарубежного научно-популярного кино в разных форматах, но с избытком стереотипных подходов и интонаций. Из программ о науке отметили фильм «Циолковский. Предчувствие космоса» на Первом канале, а из программ об искусстве – «Линию жизни», которая позволяет героям сохранять свободу самопрезентации без удручающих коррекций форматом.

Они себе нравятся

Максим Шац и Татьяна Лазарева* (фото: Андрей Луфт/ВЗГЛЯД)
Максим Шац и Татьяна Лазарева (фото: Андрей Луфт/ВЗГЛЯД)
Развлекательные проекты, выбившиеся в лидеры, говорят всего-навсего о том, какие на нашем ТВ имеются развлечения. Что есть, то и победило. «Пока все дома» - старый проект, утративший все обаяние, но морально не устаревший. «Культурная революция» - не старый, но быстро состарившийся проект, продолжающий сохранять живость. И это несмотря на свою удаленность от понятий, заявленных в названии. «Танцы со звездами» и «Дежурный по стране» утвердили душевно-домашний стиль как бренд канала «Россия».

Свеженькими смотрелись «Хорошие шутки» с Татьяной Лазаревой и Михаилом Шацем, лучшими ведущими развлекательной программы. Как страшный сон вспоминался специальный проект «Ночь в стиле детства», который сочли лучшим.

По-настоящему заслуженно отметили «Истории в деталях» (СТС), которые всегда интересно посмотреть, даже если их смотреть совсем не собираешься.

Продюсерами года назвали генерального директора СТС Александра Роднянского* (совместно с его коллегами Александром Акоповым, Натальей Шнейдеровой, Ильей Паперновым, Еленой Марковской). СТС позиционировал себя как главная развлекательная держава – таковым и является. И стиль СТС постепенно распространяется на все телеразвлечения, которые можно счесть полностью современными. Это неоспоримый факт, что, наверно, важнее, чем субъективное отношение к качеству новейшей развлекательности.

Лучших исполнителей увидели в Олеге Янковском и Чулпан Хаматовой, игравших в «Докторе Живаго» с большим воодушевлением – но не способных заменить своим дуэтом полноценную интерпретацию романа Пастернака.

Лучшим сценаристом стал Александр Солженицын с многосерийным фильмом по роману «В круге первом». Оспаривать его первенство бессмысленно, тем более что «В круге первом» объективно оказался самым достойным из всех произведений сериально-классического формата. Но жаль, что профессионалы ТВ не заметили работы Глеба Панфилова, без которого «В круге первом» мог бы и не состояться в своем телевизионном варианте.

Однако лучшим режиссером телевизионного художественного фильма сочли Владимира Бортко с его «Мастером и Маргаритой». Это отображение культурного уровня ценителей фильма (и, боюсь, булгаковского романа тоже) в высоких кругах телеакадемии. В целом выбор телесериалов показал, что телеакадемикам нравится глобальный проект экранизаций классики. Интересно будет посмотреть, хватит ли энтузиазма еще на один сезон. Результаты ТЭФИ-2007 покажут.

А ТЭФИ-2006 заставляет констатировать парадокс, ранее не столь ощутимый. Профессионалы оценивают профессионалов. И оценивают вполне нормально, адекватно, убедительно. Только оценки локальных удач или профессионализма отдельных телеперсон практически никак не фиксируют качества нашего телевидения в целом.

Потому что уровень этот зависит не от уровня тех, кто телевидение делает, и даже не от уровня тех, кто его смотрит или «заказывает». Теперь в моде идея о том, как мощно ТВ влияет на умы, души, общественную атмосферу. Но, по-моему, все пошло еще дальше. ТВ уже ни на что не влияет. Потому что ТВ и есть общественная атмосфера в аудиовизуальном формате.

* Признан(а) в РФ иностранным агентом

..............