Оксана Синявская Оксана Синявская Опыт 1990-х мешает разглядеть реальные процессы в экономике

Катастрофичность мышления, раздувающая любой риск до угрозы жизнеспособности, сама становится барьером – в том чтобы замечать возникающие риски, изучать их природу, причины возникновения, и угрозой – потому что мешает искать решения в неповторимых условиях сегодняшнего дня.

2 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Режим Зеленского только на терроре и держится

Все, что сейчас происходит на Украине, является следствием 2014 года и заложенных тогда жестоких и аморальных, проще говоря – террористических традиций.

2 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Предатели вынуждены старательно вылизывать сапоги новых хозяев

Реакция на трагедию в «Крокусе» показала, что у несистемной оппозиции, уехавшей из страны, за громкими словами о борьбе с тираническим государством и авторитарной властью скрывается ненависть к стране и ее народу.

9 комментариев
24 ноября 2006, 08:41 • Культура

Бог простит

Кино недели: «Остров», «Рога и копыта», «Дикари»

Бог простит

Tекст: Александр Фолин

Новый фильм Павла Лунгина «Остров» открывал фестиваль «Кинотавр» в июне этого года, и за прошедшие с тех пор месяцы его успели обсудить все, кому интересно отечественное кино. Можно только подивиться полярности оценок, колеблющихся от восторга до тошноты, но это тоже показатель. Ведь известно, что так встречают большинство действительно выдающихся картин.

Мы этого никогда не узнаем, но все же сильно интересно, как бы встретили «Остров» его многочисленные ярые хулители, не знай они, что снял его Павел Лунгин. Режиссера, мягко говоря, не жалуют в профессиональных кругах, причем по обе стороны «баррикад». Так что его обращение к столь высоким материям многими было воспринято как кощунственное.

«Остров»

Кадр из фильма «Остров»
Кадр из фильма «Остров»

Тема, поднятая Лунгиным, действительно очень непроста. Ошибочно думать, что фильм имеет какое-то отношение к религии. Даже вера, как таковая, – не главное, чему посвящен «Остров». Вопросы, поднимаемые лентой, настолько общечеловеческие, что конфессиональная принадлежность зрителей не имеет особого значения.

По сюжету, молодой парень по имени Анатолий в 1942 году плавал на барже кочегаром, но при погрузке угля она была захвачена немецким военным судном. Анатолию предложили жизнь в обмен на жизнь его капитана. И парень выдал прятавшегося в куче угля мичмана, а потом сам нажал на курок пистолета. Однако немцы не намерены были оставлять предателя в живых – они бросили его на заминированной барже. После взрыва Анатолий чудом выжил – его спасли монахи.

34 года спустя он все еще живет в этих местах, работая истопником в монастырской кочегарке. Спит прямо на куче угля, рядом с печью. У него нет ничего – только осознание тяжкого греха, сжигающего душу. Между тем, он обрел дар исцелять души и тела, и к отцу Анатолию потянулись люди со всей страны.

Отца Анатолия, чумазого старика с редкими зубами и седой клокастой бородой, играет замечательный артист Петр Мамонов. Играет… Это слово здесь кажется не очень уместным. Мамонов проживает эту роль. В последние годы он и сам удалился от мирской суеты, живет в деревне и часто бывает в церкви. Известно даже, что он считал себя не вправе браться за такую роль, но духовный отец его благословил.

Так что упреки в том, что он выставил свою веру, вещь суть сугубо интимную, на всеобщее обозрение, лучше оставить. Ибо то, что он сделал, дело, безусловно, благое. А уж его работа в фильме просто гениальна. Увы, на его фоне не так ярко выглядят другие актеры, за исключением разве что просто потрясшей воображение Виктории Исаковой в роли бесноватой Насти. Так или иначе, все образы очень точны, и даже Дмитрий Дюжев, кажется, наконец-то избавился от клейма пресловутого «бригадира» Космоса.

Кстати, о бесноватой Насте… Единственное, что коробит в фильме – обилие показных чудес. Вера тем и отличается от знания, что ей не нужны подтверждения божественного могущества в виде исцелений и освобождения от бесов. Думается, лента сильно выиграла бы, будь божье благословение, снизошедшее на Анатолия, не таким очевидным.

Сценарные просчеты вообще регулярно дают о себе знать, но они с лихвой компенсируются выдающейся актерской игрой, операторской работой и режиссурой. В техническом смысле к «Острову» придираться глупо – это крепкая работа профессионалов. Так что остается одно – вопрос, что за всем этим стоит.

Павел Лунгин имеет дурную славу конъюнктурщика и, надо сказать, заслуженно. Его мотивация сквозит из всего, что он говорит и делает. А потому полагать, что он сделал «Остров», повинуясь душевному порыву, было бы чрезвычайно наивно. Но остается еще маленькая надежда, что он, как и Анатолий, стал, пусть на какое-то время, орудием в руках сил, которые мы не в силах даже осознать. Как иконописцы, рукой которых водит Бог. Ну, а если нет, если все, что двигало Лунгиным – его неизменное желание понравиться, со всеми сопутствующими почестями и регалиями, то не нам его судить. Бог все видит.

«Рога и копыта»

Кадр из фильма «Рога и копыта»
Кадр из фильма «Рога и копыта»

На ферме, где живут коровы, свиньи, куры, овцы и другие домашние и не очень животные, за всех в ответе суровый бык Бен. Он считает, что если ты силен, то просто обязан защищать слабых. А надо сказать, в окрестностях фермы обитают стаи вечно голодных койотов, которые, дай им волю, перегрызли бы весь скотт. Бен мечтает, что однажды его сын Отис вырастет и станет ему опорой, но Отис не желает взрослеть. Он обожает петь и танцевать, и рад был бы прожить так всю жизнь. Однако однажды ему приходится взяться за ум и взвалить на себя ответственность за жителей фермы.

В отличие от аналогичных трехмерных мультфильмов о животных, заполонивших наши экраны, «Рога и копыта» обречены на горячее обсуждение. Но отнюдь не из-за своих художественных достоинств, которые являются весьма спорными. Просто всех, кто уже приобщился к новому творению Стива Одекерка, задаются одним и тем же вопросом: почему у бычка в мультфильме коровье вымя? Да еще такое, что на него не действуют законы физики – оно всегда похоже на надутую сверх меры хозяйственную перчатку.

Тех, кто знаком с прошлыми работами Одекерка и, в особенности, с игровой лентой «Кунг По: Нарвись на кулак», это удивлять не должно. Уже тогда было понятно, что юмор у Стива, скажем так, своеобразный. Но даже те, кому он придется по душе, вряд ли останутся удовлетворены «Рогами и копытами», потому что шуток в них крайне мало, а в их отсутствие действие становится смертельно скучным. Если так пойдет дальше, мультфильмы о животных надо будет запретить в законодательном порядке.

«Дикари»

Кадр из фильма «Дикари»
Кадр из фильма «Дикари»

В Крыму, в палаточном городке рядом с университетским лагерем каждый год оттягиваются любители отдыха без удобств. Большинство из них вполне может позволить себе слетать на Майорку или хотя бы в Турцию, но их неизменно тянет сюда, где можно купаться голышом, наслаждаться случайным сексом и пить, сколько влезет.

Более пространное описание сюжета не имеет смысла, поскольку оно будет двигаться не вширь, а вглубь. Впрочем, глубина здесь небольшая – до дна можно достать без акваланга. Есть такая категория фильмов, очень популярная в отечественном кино в последнее время, – ленты, снимаемые летом на море группой друзей-приятелей. А что, очень здорово слетать за казенный счет на море со своими собутыльниками и с шутками-прибаутками снять кинцо по принципу «делу час, потехе время»!

Вот «Дикари» – из числа таких фильмов. Если присмотреться к актерскому составу, то можно заметить, что его основной костяк – Гоша Куценко, Марат Башаров, Эвклид Кюрдзидис, Павел Сборщиков, Константин Юшкевич, Вячеслав Разбегаев – составляют участники театрального проекта Lady’s Night. И это не просто совпадение. Достаточно сказать, что этот спектакль, как и «Дикарей», поставил Виктор Шамиров.

Надо отдать должное актерам, они умеют не только развлекаться, но и развлекать. В фильме масса гэгов и замечательных фразочек, которые непременно будут растащены на цитаты. Но стоит предупредить, что юмор у героев ленты плосковат и весь посвящен теме секса. Причем шуточки достаточно шовинистские. Не говорите потом, что вас не предупреждали!

«Остров»
Звезды – Петр Мамонов, Виктор Сухоруков, Дмитрий Дюжев, Нина Усатова, Юрий Кузнецов
Жанр – драма
Про что – про монастырского истопника, живущего на острове в северном море и не оставляющего попытки вымолить у Бога прощение за убийство.

«Рога и копыта» (Barnyard)
Жанр – анимация
Про что – про безалаберного бычка Отиса, которому однажды приходится повзрослеть и взять под свою опеку всех животных на ферме.

«Дикари»
Звезды – Гоша Куценко, Марат Башаров, Алексей Горбунов, Владислав Галкин, Анатолий Журавлев
Жанр – комедия
Про что – про компанию друзей, отдыхающих в Крыму дикарями рядом со старым университетским лагерем.

..............