Деловая газета «Взгляд»
http://www.vz.ru/culture/2006/11/21/57992.html

Фрагменты Вселенной

В Москве открылась выставка фоторабот Дайсаку Икеды
Дайсаку Икеду называют одним из крупнейших интеллектуалов XX века    21 ноября 2006, 16:34
Фото: images.yandex.ru
Текст: Дмитрий Бирюков

Дайсаку Икеду называют одним из крупнейших интеллектуалов XX века, и он в полной мере заслужил это. Разносторонний и многогранный мыслитель, поэт, общественный деятель и к тому же еще и фотохудожник. Философ, сумевший освоить как вербальные, так и визуальные методы познания мира. Примером тому может стать сборник «Лепестки сакуры», где собраны эссе, стихотворения и фотографии. И непонятно, фотографии ли становятся иллюстрациями к текстам, или тексты – к фотографиям.

- Это сакура? – спросили японского представителя, указывая на одну из фотографий в альбоме.
- Да, – ответил японец.
- Редко можно увидеть такую красоту.
В том и состоит задача фотохудожника, чтобы сначала увидеть красоту, а только затем передать ее нам, зрителям.

«Приходится фотографировать всегда и везде, где появляется такая возможность, – пишет сам Дайсаку Икеда, – из окон машины или самолета во время переезда, в перерывах между официальными мероприятиями».

Искусство фотографии на первый, дилетантский, взгляд кажется простым. Но только у одних в результате получаются любительские снимки, а у других – наполненная философским смыслом картина мира. Такие изображения трудно назвать просто фотографиями – это настоящие художественные полотна, нарисованные не красками, а объективом камеры.

Мгновение вечности

Икеда – автор множества книг, написанных в форме диалога с людьми различных профессий, различных религий, различных культур. А фотография – тоже диалог, диалог с природой, диалог с окружающим миром, неслучайно в этом контексте и название московской выставки: «Моя Вселенная».

Можно проинтерпретировать это название и несколько иначе: «Моя Вселенная» – отражение идей Достоевского о всечеловеческом единении. Икеда, объездивший полмира, вполне имеет право рассуждать на такие глобальные темы.

Но в творчестве Икеды всеобщность касается не только человеческого, не только единения людей всех стран и культур. Объять необъятность природы японскому философу тоже удалось. Посмотрим на фотографии: здесь есть и большое и малое – небесные светила и простые натюрморты. Это в русле японского мировоззрения.

Но, опять же, не будем замыкаться только на Японии, не это ли тот самый синкретизм, с которого начиналась философия европейская?

Вечность мгновения

Выставка Дайсаку Икеду
Выставка Дайсаку Икеду
Дайсаку Икеда – давний друг России. Совсем не случайно то, что именно выставкой его работ было решено отметить 50-летие восстановления дипломатических отношений между СССР и Японией. Он лично присутствовал в зале заседаний японского парламента, когда соглашение правительств двух стран было ратифицировано.

Несмотря на потепление в отношениях между государствами, у простых японцев было негативное, а точнее, недоверчивое отношение к СССР. Многие не понимали и не принимали его решение совершить поездку в нашу страну в 1974 году – ведь там не признают религию. Икеда, который с 1960 года возглавляет всемирную светскую буддийскую организацию Soka Gakkai International, отвечал, что не собирается исполнять роль миссионера-проповедника. Он ехал в Россию для того, чтобы найти в ней друзей, ведь в ней живут такие же милые и доброжелательные люди, как в Японии.

Он еще несколько раз посещал Советский Союз, застав и последние годы правления Брежнева, и «временное регентство» Андропова и Черненко, и, наконец, перестройку.

Заслуги Дайсаку Икеды перед мировой культурой признаны и в России современной. Дайсаку Икеда получил Золотую Пушкинскую медаль, учрежденную творческими союзами России.

Выставка фоторабот Икеды проводится в России в четвертый раз. Впервые его фотографии россияне увидели в стенах Московского университета в 1994 году. В 2000 году запечатленными мгновениями любовались жители Санкт-Петербурга, а в 2004-м – Якутска. Выставка, открывшаяся в Москве, – самая крупная из прошедших, площадка ЦДХ может вместить широкоформатные полотна. Такого еще не было, а возможно, никогда и не будет.

Общей темой выставки стали пейзажи, снятые в разные времена года в Японии. Но не только своей стране посвятил художник картины (ведь это именно картины, а не просто фотографии). Вселенная не может замыкаться в государственных границах. Один уголок посвящен Москве, еще один – множеству других городов мира. Особое место во Вселенной Икеды занимает гора Фудзи. Еще одна любимая тема фотофилософа – вечерний небосклон.

Жаль, что сам автор не смог присутствовать на выставке. Вид из окна конференц-зала ЦДХ вполне подошел бы для новой композиции художника. Действительно, казалось, что мы смотрим на еще одно фотографическое полотно: кучерявые тучи на фоне закатного неба и вечерняя Москва на фоне этих туч. Уже потом, на выставке, мне удалось отыскать похожую фотографию заходящего солнца над Токио.

Буддизм утверждает о единстве мгновения и вечности: мгновение включает в себя вечность, а вечность – мгновение. Это ли не философия искусства фотографии!

Когда человек делится свом внутренним миром, он делает окружающих богаче. Все мы стали немного богаче в эти дни, получив кусочек Вселенной Дайсаку Икеды.

Текст: Дмитрий Бирюков


Rambler's Top100