Взгляд
2 июля, суббота  |  Последнее обновление — 14:45  |  vz.ru
Разделы

России надо следить за Норвегией

Вадим Трухачёв
Вадим Трухачёв, политолог, кандидат исторических наук, доцент РГГУ
История с блокировкой Норвегией снабжения российских поселков на арктическом архипелаге Шпицберген заставила обратить внимание на соседнее с нами северное королевство. Есть устойчивое ощущение, что мы его недооцениваем. Подробности...
Обсуждение: 8 комментариев

Железный занавес ударит по Европе больше, чем по России

Геворг Мирзаян
Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ
Евросоюз принял решение отгородиться от России – экономически, политически и даже культурно. Но вопрос в том, кому от этого хуже. Есть подозрение, что не России. Подробности...
Обсуждение: 27 комментариев

Военная математика на стороне России

Владимир Прохватилов
Владимир Прохватилов, президент Академии реальной политики
В разгар Первой мировой британский математик Фредерик Ланчестер разработал систему уравнений для определения исхода боя двух сражающихся сторон. Эта методика многократно проверена в буквальном смысле в бою. Подробности...
Обсуждение: 66 комментариев

Представлена новая купюра 100 рублей

Банк России представил модернизированную сторублевую банкноту. Подход к оформлению купюры изменен – городскую тематику сменила региональная. Новые сторублевые купюры в течение 10 лет заменят собой в обращении банкноты предыдущих модификаций
Подробности...

Сильные ливни в Крыму привели к паводкам и подтоплениям

В результате сильного ливня в Крыму река Салгир вышла из берегов и затопила пять поселков в Симферопольском районе. Так же подтопило и часть Симферополя. В ликвидации последствий задействованы сотни спасателей, введен режим ЧС. Из домов эвакуированы 42 человека
Подробности...

Сотни поклонников пришли проститься с Юрием Шатуновым

На Троекуровском кладбище Москвы прощаются с бывшим солистом группы «Ласковый май» Юрием Шатуновым. Сотни поклонников, близких и знакомых артиста выстроились в длинную очередь к траурному залу, пришедшие хором пели песни любимого певца. Шатунова кремируют и похоронят на Троекуровском кладбище в Москве 28 июня
Подробности...
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Кадыров заявил о полном окружении Лисичанска

    Главная тема


    Почему Литва лишилась тормозов в отношении Калининграда

    призывы Зеленского


    Полянский назвал единственный способ «исключить» Россию из СБ ООН

    экономические меры


    В Британии дали оценку указу Путина по «Сахалину-2»

    «украинский борщ»


    Захарова едко ответила главе МИД Латвии на слова о «красавице»

    Видео

    «редкая порода»


    Командовать войсками НАТО в Европе выбран знаток червяков и России

    распад страны


    Шотландия огорчит врагов Великобритании

    плацдарм в Черном море


    Россия превратила Змеиный в ловушку для ВСУ

    выплата дивидендов


    Почему государство сознательно отказалось от денег Газпрома

    Хельсинкская комиссия


    Руководство США ищет способы расчленить Россию

    Углеводородная война


    Глеб Простаков: Газ наконец стал геополитическим оружием России

    Призрачный мир


    Игорь Караулов: Когда настанет время для переговоров с Украиной

    Война уравнений


    Владимир Прохватилов: Военная математика на стороне России

    на ваш взгляд


    Где в Москве должна появиться площадь Площадь Луганской Народной Республики?

    Входа нет?

    Эрик Булатов
       2 ноября 2006, 09:52
    Фото: ИТАР-ТАСС
    Текст: Максим Шульц

    Приступая к этому тексту, я долго мучился, пытаясь придумать, что же эдакого написать об Эрике Булатове. Прочертить биографическую канву и дать общий анализ его полувековой жизни в искусстве? Взять последние высказывания Булатова и сравнить их, например, с интервью, которое давным-давно художник дал журналу неофициального искусства «А-Я»? Выбрать пару интересных сюжетов из жизни отечественной арт-тусовки 60–80-х?

    Были еще варианты, устраивавшие меня одинаково мало. Чтобы не перечислять их, скажу одно: мои мучения закончились, когда я задал себе вопрос: «А за что же мы, собственно (исключая чисто художественные характеристики), ценим работы Эрика Булатова?»

    О силе заднего ума

    Булатов был тогда больше известен как иллюстратор детских книг
    Булатов был тогда больше известен как иллюстратор детских книг
    Здесь нужно иметь в виду то, что едва ли каждый двадцатый из посетивших выставку в Третьяковке 20–30 лет назад знал о московском концептуализме вообще и художнике Эрике Булатове в частности. Советское актуальное искусство не случайно называется неофициальным. По понятным причинам оно было интересно лишь самим художникам, их приятелям, а также «искусствоведам» из КГБ.

    Булатов был тогда больше известен как иллюстратор детских книг (в издательстве «Малыш» он работал с другим замечательным художником – Олегом Васильевым). Прочим поклонникам Булатова дела до него и вовсе не было никакого – просто потому что они во времена буйного цветения отечественного концептуализма ходили пешком под стол.

    Таким образом, первые могут лишь сопоставить работы Булатова со своими воспоминаниями об СССР (это очень удобно – делать что-то задним умом), а вторые если что и помнят о «великом, могучем», то нескончаемое «Лебединое озеро» по телевизору и изумленные лица родителей. Поэтому первые обычно скорбно поминают свое советское житье-бытье, а вторые ничего не вспоминают, но, тыча пальцами в картины Булатова, лепечут нечто ультралиберальное об опасности тоталитаризма.

    О романтике обкомов

    Работы Булатова стали чем-то вроде иллюстрированной истории позднесоветского дизайна
    Работы Булатова стали чем-то вроде иллюстрированной истории позднесоветского дизайна

    Хотя сам я принадлежу к поколению юных зрителей аншлагового телебалета, мне кажется важной следующая мысль. Воспринимать Булатова в рамках исключительно политического дискурса – это по крайней мере однобоко. Здесь важнее эстетическое – не важно, что оно почти всегда задавалось политическим. Брежневизм стерся из памяти, как из московских электричек выветрился запах колбасы. Бесконечные памятники Ленину и здания обкомов окутал своеобразный флер – не то чтобы романтический, но присущий всему, что своими корнями находится в далеком прошлом. Найденная на чердаке табличка типа «Дом образцового содержания» воспринимается как полноценный артефакт.

    Работы Булатова стали чем-то вроде иллюстрированной истории позднесоветского дизайна. Или иллюстрированной истории позднесоветского быта. А понимание многочисленных коннотаций с властью осознаешь много позже. Потому что это было с другими людьми (в прямом или переносном смысле – не важно).

    Хорошо это или плохо – неясно. Наверное, просто закономерно. Ибо бесполезно пытаться влезть на час в давно сброшенную шкуру. Равно как, зная, что реалии уже не те, бесполезно пытаться проникнуться ими. Булатов позднесоветский (между прочим, художник продолжает работать, и на выставке в Третьяковке есть его новые картины) – это уже история плюс неизменно классное искусство. Как мне представляется, этого достаточно.

    Андрей Ерофеев, заведующий отделом новейших течений Третьяковки, сетует на отсутствие лидеров в нашем актуальном искусстве и надеется на то, что им, возможно, станет именно Булатов. В этом есть свой резон: если нет инсайдеров среди относительно молодых художников, впору взглянуть на отцов-основателей соц-арта – самого известного течения в российском искусстве последних десятилетий. Вернуть Кабакова (не в прямом смысле – из-за границы, а в переносном – целиком и полностью примирить с художественным истеблишментом) не удалось. С брендом «Кабаков» в целом сопоставим бренд «Булатов». Он хоть и не намерен уезжать из Парижа, где живет уже едва ли не два десятка лет, но признается, что все больше и больше считает себя русским художником.

    Другое дело, отсутствие лидеров – не единственная проблема российского искусства. На сегодняшний день никто из наших актуальных художников не способен вести осмысленный диалог с властью. Не в смысле хвалить или ругать, а в смысле поддерживать хотя бы какие-то отношения. Теоретически Булатов мог бы это делать (правда, не факт, что сам художник хочет). Вопрос – решится ли власть на диалог с Булатовым? Не слишком ли он сильная и независимая для этого фигура?


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •