Игорь Мальцев Игорь Мальцев Отопление в доме поменять нельзя, а гендер – можно

Создается впечатление, что в Германии и в мире нет ничего более трагичного и важного, чем права трансгендерных людей. Украина где-то далеко на втором месте. Идет хорошо оплачиваемая пропаганда трансперехода уже не только среди молодежи, но и среди детей.

2 комментария
Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

6 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

5 комментариев
1 ноября 2006, 10:42 • Культура

Дети подземелья

Дети подземелья
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Алиса Никольская

Фестивалей, как выяснилось, много не бывает. На время проведения какого-нибудь смотра столица оживает, а фанаты от искусства пребывают в ожидании чего-нибудь экстравагантного. В последнее время эти ожидания оправданны, тем более что столичный творческий процесс не балует свершениями.

Новый смотр под говорящим названием «Территория» и подзаголовком «Фестиваль современного искусства», что закончился на днях в Москве, имеет четкую адресацию – фестиваль для студентов.

В прямом смысле «для студентов»: за счет фестиваля в столицу приехали учащиеся творческих вузов из провинциальных городов, дабы посмотреть спектакли, послушать музыку, поучаствовать в мастер-классах.

Возможно, для кого-то из них неделя, проведенная на «Территории», стала самым значимым событием в жизни. А для кого-то – все возможно – началом серьезной карьеры в искусстве.

Желание и пресыщение

Фильм американца Райана Джонсона «Кирпич»
Фильм американца Райана Джонсона «Кирпич»

Факт, что в программе «Территории» представлено понемногу почти всех видов искусства, одновременно радует и вызывает опасения. Радует, потому что каждый желающий сможет найти то, что ему больше всего нравится.

Одни пойдут на выставку комиксов «Троянский кролик», а заодно и на мастер-класс авангардного американского художника Лари Хама.

У кого-то появится потребность посетить вечер «100 минут поэзии» в Политехническом музее, дабы проверить, насколько молодым актерам дается чтение стихов в принципе и сочинения современных поэтов в частности, и соотнести эксцентричность Елены Морозовой с провокационными текстами Яшки Каzановы, а яркую индивидуальность Евгения Миронова – с еще более яркой индивидуальностью Бориса Рыжего.

Охотники до академической музыки отправятся послушать фантазии молодых композиторов на тему «Лакримозы» Моцарта, а киноманы – на премьеру фильма американца Райана Джонсона «Кирпич», по сюжету очень напоминающего легендарную «Иглу» Рашида Нугманова.

Те же, для кого «учиться никогда не поздно», найдут радость в посещении изрядного количества мастер-классов, даваемых знатными специалистами. С желающими пополнить знания и умения работали хореограф Татьяна Баганова, дирижер Теодор Курентзис, художник и режиссер Дмитрий Крымов, художник-перформансист Олег Кулик. И, возможно, большинству полученные впечатления принесут художественное и моральное удовлетворение.

Опасения же в том, что сразу начинаешь мучительно искать тот единый стержень, на который нанизывается все перечисленное. Стержень, делающий фестиваль фестивалем, а не просто случайным набором мероприятий, сведенных в одну афишу.

Пока этот стержень находится с трудом. Почти все показанные истории объединяет поколенческий момент. Организаторы «Территории» принадлежат к одной возрастной группе, равно как и основная когорта участников.

Однако поиски концепции у данного смотра еще явно не завершены.

Федра в черной стране

В «Blackland» полностью отсутствует драматургическая составляющая – это пример нового течения в западном театре, названного «случайная драматургия», или «драматургия наугад»
В «Blackland» полностью отсутствует драматургическая составляющая – это пример нового течения в западном театре, названного «случайная драматургия», или «драматургия наугад»

«Территория» решила открыться и закрыться драматическим театром. На открытие привезли спектакль венгра Арпада Шиллинга «Blackland». На закрытии показали причудливую версию мифа о Федре под названием «Тебе, воланчик!», сделанную офф-бродвейским коллективом The Wooster Group. Оба спектакля продемонстрировали отчаянную борьбу технологий и живого актерского начала.

В «Blackland» полностью отсутствует драматургическая составляющая – это пример нового течения в западном театре, названного «случайная драматургия», или «драматургия наугад».

Основа – подборка фактов из жизни современной Венгрии. Причем все факты, даже если они выглядят как курьезы, звучат довольно страшно. Шиллинг находит яркую, острую форму для отображения сухой статистики. Которой остается небольшой экран в глубине сцены, где идет текст, сопровождаемый звуками приходящих SMS-сообщений.

А на сцене тем временем творится увлекательный, несусветно дикий и при этом тонко сделанный фарс. В интерьере зала для приемов прогуливаются дамы и джентльмены в вечерних туалетах. Как нам потом сообщают, это торжество по случаю вступления Венгрии в Евросоюз. Нарядные люди не потеряют своей элегантности ни при каких обстоятельствах. Даже когда им придется перевоплощаться в персонажей самых разных уровней жизни.

Пациент клиники, прооперированный по ошибке, на пару с доктором споет залихватский рэп про страну, в которой случаются подобные вещи. Женщина, устроившая самосожжение, нежным голосом будет выводить кантату про то, что именно в ней сейчас горит, а вскоре к ней присоединится целый хор людей, сделавших то же. Забавная компания террористов затеет перебранку, чтобы сообразить, какое письмо с угрозами надо писать премьер-министру и какой адрес оставлять для пересылки денег.

Самым задевающим за живое эпизодом стал следующий: четыре женщины, сидя спиной к залу, будут орудовать ножами в области собственных гениталий, имитируя подпольные аборты, потом одна из них расскажет про так и не родившихся детей, и все вместе они споют жесткую песню о девушке, убившей нападавшего на нее отчима.

Режиссера Элизабет Ле Компт, создателя и руководителя коллектива The Wooster Group, не интересует человеческая природа в чистом виде. Ее спектакли – это торжество мультимедийных технологий, использование искусственных веществ, увод происходящего из реального мира в выдуманный.

Ее «Федра» выглядит идеально созданным конструктором, отлаженным механизмом, где каждая деталь на своем месте. Вписывая в эту систему элемент актерской игры, она сводит любые эмоциональные проявления практически до нуля.

Актеры The Wooster Group наделены изначальным обаянием, и на них интересно смотреть. А еще интереснее видеть, как накал страстей, заложенных в материале, иногда прорывается сквозь безупречную технологичность зрелища.

И когда видишь, как дрожат руки Федры (Кейт Вальк) от прикосновений к Ипполиту, а красавец Ипполит (Ари Флиакос) то льнет к ней, то стыдится и вырывается, как несчастный, неповоротливый Тезей (Рой Фодри) пытается выполнить супружеский долг, а Федра показывает, насколько ей это невыносимо, вдруг понимаешь, что природу заглушить невозможно.

И именно она остается самым привлекательным в театре, несмотря на достижения в области высоких технологий.

Когда мероприятие проходит в первый раз, по его окончании возникает закономерный вопрос: а стоит ли продолжать?

В случае с «Территорией» можно ответить – стоит.

Во-первых, потому что необходимо заниматься обогащением кругозора талантливых молодых людей из провинции. Во-вторых, узконаправленных фестивалей, охватывающих только один вид искусства, у нас хватает, а мультимедийных практически нет.

Другое дело, что организаторам «Территории» есть смысл тщательнее подходить к наполнению, демонстрировать лучшие образцы, стараться, чтобы ощущение случайности выбора постепенно уходило. А заодно и повернуться лицом к нестуденческой и весьма многочисленной части зрительской и профессиональной аудитории.

Да, фестиваль – для студентов.

Но замкнутость и глухая оборона – не самый лучший способ создания репутации.

..............