Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

13 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

6 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

17 комментариев
20 октября 2006, 12:33 • Культура

Ужас как он есть

Кинопремьеры недели: «Проклятие-2», «Иллюзионист»

Ужас как он есть

Tекст: Александр Фолин

Японец Такаси Симидзу – настоящий экзистенциональный герой. Про него самого уже можно было бы снять фильм. Это была бы такая постмодернистская штука – мистический триллер про режиссера, проклятого снимать одно «Проклятие» за другим. Мыслимое ли дело – на его счету уже шесть фильмов из этой серии! И голливудское «Проклятие-2» – это еще далеко не конец. Уже идет работа над японским «Проклятием-3», за которым наверняка последует американская версия. Сизиф, да и только!

Тяжелая выдалась неделя. Помимо вышеперечисленных лент на экранах стартует еще два фильма, о которых стоило бы написать, – не очень удачная антиутопия Альфонсо Куарона «Дитя человеческое» и комедия с отвратительным Уиллом Феррелом «Рикки Бобби: Король дороги». Однако, поскольку так уж повелось, что мы обозреваем только три картины, я волевым решением оставил их за бортом. Ибо ругать уже просто нет сил.

«Проклятие-2»

 Кадр из фильма «Проклятие-2»
Кадр из фильма «Проклятие-2»
Когда в 1998 году по всему миру прогремел леденящий кровь «Звонок» Хидео Накаты, многие режиссеры бросились разрабатывать вновь открытое золотое месторождение. Но для Такаси Симидзу съемка в 2000 году полулюбительского хоррора «Проклятие» отнюдь не была погоней за модой. Он с детства бредил ужасами, так что работать в другом жанре у него не было и мысли.

Хотя на момент работы над дебютной лентой у Симицу не было ни малейшей уверенности, что ему удастся ее продать, «Проклятие» не только заинтересовало дистрибьюционную студию Toei Video Company, но и неожиданно для всех, включая руководство компании и самого режиссера, стало хитом. В итоге оперативно снятый сиквел даже попал на киноэкраны.

В 2003 году Симидзу получил предложение, от которого невозможно отказаться. Ему дали карт-бланш на съемки высокобюджетных ремейков обоих «Проклятий». Сюжетно они практически полностью соответствовали оригинальным лентам, зато зрелищность не шла ни в какое сравнение. Симидзу потратил полученные средства на спецэффекты и идеи, которые просто не мог позволить себе реализовать раньше.

Бешеный успех обеих картин заинтересовал голливудского продюсера Роя Ли, фактически монополизировавшего нишу американизированных версий японских хорроров. Ли и его партнер Сэм Рэйми, автор незабвенных «Зловещих мертвецов», не стали ломать себе голову над тем, кто лучше всех сможет перенести «Проклятия» на американскую почву, а просто пригласили заняться постановкой самого Симидзу, для которого возможность поработать в Голливуде была очень заманчивой.

И все получилось. Возможно, не так здорово, как у Гора Вербински со «Звонком», но вполне коммерчески успешно. 187 млн. долларов по миру при 10 млн. бюджета – это ли не победа? Как результат, Симидзу получил заказ на сиквел, который и выходит теперь на наши экраны.

Уже ролики, обильно крутившиеся в кинотеатрах перед показами (никогда не забуду, как охала: «Зачем такие страсти показывают?» – моя случайная соседка на показе «Эйфории»), давали понять, что кино получилось очень страшное. И близкое знакомство с фильмом убедительно доказало, что ролик не врал. «Проклятие-2» претендует на звание самого страшного фильма года, оставляя далеко позади «Пульс» и «Пункт назначения - 3» и соперничая с «У холмов есть глаза». И пусть единственная звезда картины Саша Мишель Геллар присутствует тут только как эстафетная палочка, а сюжет несколько рваный и вызывающий вопросы – не за этим идут на хорроры. Идут попугаться, а тут подавиться попкорном, в десятый раз за сеанс подпрыгнув в кресле, можно легко. Будьте осторожны!

«Иллюзионист»

 Кадр из фильма «Иллюзионист»
Кадр из фильма «Иллюзионист»
1900 год, Вена. По городу расклеены афиши, рекламирующие выступления иллюзиониста Айзенхайма. После первого же его выступления афиши уже можно было бы снять – город и так гудит от рассказов о чудесах Айзенхайма. Даже люди, искушенные в фокусах, признают, что такого не видели никогда. Разумеется, докатились слухи и до дворца. На одно из представлений талантливого иллюзиониста пожаловал сам кронпринц Леопольд со своей свитой. За этим визитом последовало приглашение выступить на великосветском приеме, который устроил принц. С этого и началась настоящая холодная война между Леопольдом и Айзенхаймом, между которыми в растерянности метался шеф венской полиции Уль.

Нил Бергер сбивает своих зрителей с толку с мастерством Айзенхайма. В разные моменты действия его лента – и драма, и мелодрама, и триллер, и мистика. Фильм плавно перетекает из одного жанра в другой, засасывая, словно в черную дыру, исторические реалии, в которых факты перемешаны с вымыслом. Как до конца невозможно понять, имел ли герой картины в блистательном исполнении Эдварда Нортона сверхчеловеческие способности или всего лишь был великолепным фокусником, так невозможно понять, как объяснится главная интрига.

Кстати, о блистательности. В фильме удивительным образом сложились таланты актеров, среди которых особенно хочется выделить одного из лучших актеров Голливуда Пола Джиаматти (Уль), оператора Дика Поупа, благодаря которому «Иллюзионист» похож на ожившие картины, композитора Филипа Гласа, который, правда, написал лишь еще одну вариацию на тему, отработанную в его предыдущих работах («Часы», «Накойкаци» и т.д.), но в этом даже можно углядеть определенный смысл, делающий ленту еще глубже. Ну и конечно самого Нила Бергера как режиссера и сценариста, сумевшего создать постмодернистский шедевр почти из ничего. И даже на удивление приятно, что мы, как и Уль, чешем в конце голову и смеемся. Нас одурачили, и это, черт возьми, здорово!

«Кирпич»

 Кадр из фильма «Кирпич»
Кадр из фильма «Кирпич»
Старшеклассник Брендан получает записку от своей бывшей девушки Эмили, которая назначает ему встречу в безлюдном месте. Но встреча не состоялась – вместо этого Эмили позвонила и со слезами в голосе попросила о помощи. И пропала. Брендан начинает поиски Эмили и находит ее, несущую какую-то околесицу и открещивающуюся от всего, что сказала по телефону. Брендан чувствует, что Эмили попала в серьезный переплет, и оказывается прав, потому что в следующий раз он находит ее убитой. Убийство потрясло парня, и он начинает собственное расследование, в котором ему помогает школьный приятель по кличке Мозг.

Если попытаться проанализировать перечень главных героев и место действия, можно решить, что «Кирпич» – обычный фильм о школе. Не что-то легкомысленное вроде «Дрянных девчонок», а посерьезней, конечно. Ну, скажем, типа «Замены». Сравнение это тем более уместно, что тут тоже не обошлось без наркотиков и школьников, по которым плачет тюрьма. Хотя по общей атмосфере лента скорее навевает ассоциации с «Твин Пиксом». А потому главный вопрос ее немедленно складывается в знакомую форму «Кто убил Эмили Костич?».

Впрочем, дебютант Райан Джонсон, потративший на столь яркий старт (чему подтверждением приз «Санденса») более шести лет жизни, ориентировался не на что-то конкретное. «Кирпич» – это реверанс нуару, вышедший не в пример лучше «Черной орхидеи». И эти заигрывания с классикой, по определению постмодернистские, значительно усиливает перенос суровых реалий взрослой жизни в среду мальчишек и девчонок, где даже страшный наркобарон живет с мамой.

«Проклятие-2» (The Grunge 2)
Звезды – Сара Мишель Геллар
Жанр – ужасы
Про что – про новых жертв проклятого дома, в котором обитают жуткие привидения.

«Иллюзионист» (The Illusionist)
Звезды – Эдвард Нортон, Пол Джиаматти, Джессика Биэль, Руфус Сьюэлл
Жанр – триллер
Про что – про иллюзиониста, вступившего в конфликт с кронпринцем, который вот-вот может стать королем.

«Кирпич» (Brick)
Звезды – Эмили Де Рейвин
Жанр – криминальная драма
Про что – про старшеклассника, взявшегося за расследование убийства своей бывшей девушки.

..............