Взгляд
2 декабря, пятница  |  Последнее обновление — 18:38  |  vz.ru
Разделы

Казахстан внезапно оказался нужен всему миру

Глеб Простаков
Глеб Простаков, бизнес-аналитик
Напряжение в Центральной Азии (не только в Казахстане) продолжит нарастать. Виной тому будут и проблемы в мировой экономике, и попытки крупных игроков использовать Казахстан как козырь в большой геополитической игре. Подробности...

Открытый конфликт на Украине схлопнул все симуляции

Виталий Трофимов-Трофимов
Виталий Трофимов-Трофимов, политический аналитик
Военный конфликт не терпит иллюзий ни о себе, ни о противнике. Именно об этом гласят надписи в каждой российской войсковой части: «В критической ситуации ты не поднимешься до уровня своих ожиданий, а упадешь до уровня своей подготовки». Теперь это мантра для нас не только армейская, но и гражданская. Подробности...
Обсуждение: 5 комментариев

Тревожность – это новая нормальность

Никита Сетов
Никита Сетов, замруководителя департамента спецпроектов КГ «Полилог»
Ощущения тревожности настоящего и тревожности будущего, вероятно, знакомы каждому жителю современной России. Но есть и не совсем очевидный аспект тревоги, связанный с прошлым. Подробности...

При крушении самолета Beechcraft 55 Baron в Армении погибли российские пилоты

При крушении самолета В55 в Армении, летевшего в Астрахань, погибли два российских пилота. Самолет разбился вблизи деревни Джрабер Котайкской области, в 26 км к северу от Еревана. После падения машина развалилась на части и загорелась. Прибывшие на место трагедии пожарные потушили возгорание спустя 20 минут
Подробности...

В столице запустили производство кроссовера «Москвич 3»

Столичный автозавод «Москвич» запустил серийное производство автомобилей. Первой моделью стал переднеприводный кроссовер с бензиновым мотором «Москвич 3», который собирают методом крупноузловой сборки. Автосалоны получат новинку в декабре этого года. В следующем году завод планирует наладить процессы мелкоузловой сборки
Подробности...

В Белгородской области начали формировать засечную черту на границе с Украиной

В Белгородской области начали формировать засечную черту на границе с Украиной – по аналогии с грандиозной линией оборонительных сооружений прошлых веков, которая в дальнейшем позволила перейти к освоению Дикого Поля
Подробности...
11:59

Первый передвижной клуб культуры появился в Подмосковье

Первый многофункциональный передвижной культурный центр появился в Домодедово в Московской области Подмосковье, в нем есть все необходимое для концертов и кинопоказов: сцена, полный набор световой и звуковой мультимедийной аппаратуры.
Подробности...
21:02
собственная новость

Центр реставрации книг решили создать в Кирове

Перспективы создания на базе библиотеки имени А. И. Герцена регионального центра реставрации книг обсудила министр культуры России Ольга Любимова с главой Кировской области Александром Соколовым.
Подробности...
20:39
собственная новость

В Тверской области запланировали торжества в честь 350-летия Петра I

Мероприятия в честь 350-летия со дня рождения Петра I в 2022 году вошли в перечень культурного развития Верхневолжья, сообщили в правительстве Тверской области, где рассмотрели реализацию национального проекта «Культура».
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: ООН начала расследование по видео казни российских военнопленных

    Главная тема


    Телеканал «Дождь» разочаровал власти Латвии

    «малороссийские президентики»


    Медведев: Нынешние украинские власти открыто стали врагами Христа

    зона конфликта


    Вучич: Ситуация в Косове «закипела»

    женщина в противогазе


    Вандалы срезали с фасада здания в Гостомеле граффити Бэнкси

    Видео

    глава Еврокомиссии


    Зачем Брюссель вспомнил про «100 тысяч погибших» в ВСУ

    сжиженный газ


    Почему Европу спасает российский, а не американский СПГ

    международная политика


    Москва создает новую международную геометрию

    «законная цель»


    Как России лишить Украину поддержки из космоса

    механизм аннексии


    Польша приготовилась к захвату Западной Украины

    хит о релокации


    Алексей Зензинов: Бузова оказалась талантливее уехавших

    волна негатива


    Олег Хавич: Зеленский испортил отношение поляков к Украине

    всплеск ненависти


    Владислав Исаев: На что рассчитывала украинская пропаганда, казня русских пленных

    на ваш взгляд


    Вы верите в будущее российского автопрома?

    Из темноты

    Картина Караваджо «Ужин в Эммаусе»
       8 сентября 2005, 17:44
    Фото: с сайта abcgallery.com
    Текст: Михаил Спиваков, Лондон

    Макет Национальной галереи, он же копилка для сбора пожертвований с ее посетителей, раскрывает невидимые глазу архитектурные подробности. Оказывается, чуть ли не над каждым залом последнего этажа возвышается своя собственная, не похожая ни на какую другую стеклянная крыша.

    Крыша-домик, крыша-пирамидка, крыша-розочка – все они служат великой цели: как можно лучше обыграть и направить естественный свет к выставочным экспонатам. В то же время по неведомому замыслу устроителей временные экспозиции размещают в залах, где естественный свет отсутствует вовсе. Прошедшая в Национальной галерее выставка «Караваджо. Последние годы» – первая, которая от этого только выигрывает.

    В шести залах – всего шестнадцать картин

    Картина Караваджо «Мученичество св. Урсулы»
    Картина Караваджо «Мученичество св. Урсулы»

    Выкрашенные в черный цвет стены и приглушенное направленное освещение как нельзя лучше оттеняют полотна позднего Караваджо, на которых человеческие фигуры вырисовываются из темноты в лучах тусклого «погребного» света. В шести залах – только лишь шестнадцать картин; в пустующих темных углах – застывшие фигуры полусонных музейных смотрителей.

    Последние годы жизни Караваджо – годы мучительных скитаний, еще более омраченные мучительной рефлексией. 26 мая 1606 года, на пике своей популярности, Караваджо в драке убивает человека. Справедливости ради надо отметить, что это была не первая и не последняя его драка, но в этот раз все зашло слишком далеко. К тому же его соперником оказался представитель знатного рода Томассони, так что замять дело не было никакой возможности. Спасаясь от смертной казни, Караваджо бежит из Рима.

    Выставку открывают две версии «Ужина в Эммаусе» – сцены встречи воскресшего Христа с апостолами. Первая версия, написанная за несколько лет до побега из Рима, выполнена в лучших традициях столь типичного для раннего Караваджо «бравурного» реализма. Яркие краски, простые, безо всякой идеализации фигуры учеников в потрепанной одежде, аккуратно выписные детали натюрморта. Христос – цветущий безбородый юноша в ярко-красном одеянии, на его лице нет и следа пережитых им смертных мук. Неудивительно, что апостолы не сразу поняли, кто перед ними. И лишь когда он, «взяв хлеб, благословил, преломил и подал» его ученикам, «тогда открылись у них глаза, и они узнали Его» (Лука, 24). Правая рука Иисуса в указующем жесте выпростана далеко вперед, широко раскинул руки один из апостолов, в изумлении привстает со стула другой. Сцена узнавания показана утрированно, и это разрушает драматизм момента. К тому же фигуры ничто не удерживает вместе: композиция разваливается на части и теряет в весе.

    Написанная в изгнании вторая версия выполнена в гораздо более темных тонах, Христос на ней выглядит старше, фигуры учеников еще менее харизматические. Со стола убраны дичь и пышущие свежестью фрукты – только хлеб и вино. Жесты героев стали сдержаннее, но их руки теперь как бы образуют полукруг, внутри которого разыгрывается драматическое действие. Сцена выглядит гораздо более цельно и психологически убедительно.

    Прощение и смерть Караваджо

    Картина Караваджо «Давид с головой Голиафа»
    Картина Караваджо «Давид с головой Голиафа»

    После года скитаний по Южной Италии Караваджо приезжает на Мальту. Он надеется получить здесь рыцарский титул, что дало бы ему возможность просить снисхождения у Папы. Самое известное полотно мальтийского периода – «Усекновение головы Иоанна Крестителя» – из-за внушительных размеров на выставку привезти не смогли. В «мальтийском» зале представлены только две картины: неформальный, но с большим уважением исполненный рыцарский портрет и сатирический «Спящий купидон». Вместо пышного красавца Караваджо изображает рыхлого нескладного мальчишку, который, по-видимому, еще и храпит во сне. Возможно, сарказм художника объясняет тот факт, что картина была написана по заказу рыцаря, давшего обет безбрачия. Однако насмешка над идеалами оказалась пророческой и для самого Караваджо: вскоре после посвящения в рыцари он ввязывается в драку с другими рыцарями и попадает в заключение. С удивительной легкостью (и, по-видимому, не без посторонней помощи) он сбегает из тюрьмы и перебирается обратно на юг Италии, однако его надежды на папское снисхождение меркнут.

    Работы, собранные в двух последних залах, пронизаны темами вины и смерти. Караваджо дважды возвращается к притче об Иоанне Крестителе. Однако внимание сосредоточено теперь на скорби Соломеи в момент, когда во исполнение ее желания на серебряном блюде приносят голову Иоанна. В «Мученичестве св. Урсулы» Караваджо изображает момент, когда стрела, выпущенная отвергнутым Урсулой гуннским принцем, только коснулась ее груди. Ужас на лице принца контрастирует с почти благоговейным смирением, с которым Урсула принимает смерть. Один из свидетелей сцены, выглядывающий из-за плеча Урсулы, – сам Караваджо. Его взгляд обращен к убийце, в нем читаются одновременно и отчаяние, и сочувствие.

    В 1610 году Караваджо наконец обещано папское прощение. Он отправляется в Рим, однако в дороге умирает от горячки. В Рим попадает лишь его своеобразный автопортрет «Давид с головой Голиафа»: в огромной голове Голиафа, свисающей на руке Давида, легко угадываются черты самого Караваджо. И жертва и злодей в одном лице, поверженный торжествующим, но сострадающим героем.

    Выставка имела такой успех, что билеты на нее приходилось бронировать заранее, а в последнюю субботу залы были открыты до полуночи. И это неудивительно: творчество неуемного хулигана и неугомонного гения Караваджо приходится как нельзя ко времени сегодняшнему Лондону, испытывающему горькую ностальгию по живой эмоции. Эмоции, которую не может выразить ни холодный концептуальный арт, ни рафинированный шоу-бизнес. Эмоции, которая вырисовывается в тусклых лучах «погребного» света, но гибнет в кондиционированном воздухе ярко освещенных лондонских офисов.

     
     
    © 2005 - 2022 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •