Взгляд
25 июня, суббота  |  Последнее обновление — 22:47  |  vz.ru
Разделы

СВО – это Реконкиста по-русски

Владимир Добрынин
Владимир Добрынин, журналист
Россия – никакой не агрессор, а самый настоящий отвоевыватель земель, которые раньше ей принадлежали, но по прихоти некоторых политиков были временно (запомните это слово) утеряны. Подробности...
Обсуждение: 20 комментариев

Чехия готовит новые антироссийские выходки

Вадим Трухачёв
Вадим Трухачёв, политолог, кандидат исторических наук, доцент РГГУ
Страной-председателем Евросоюза с 1 июля станет Чехия. Учитывая, что у власти в этой стране находятся фанатики-русофобы, полностью провалившие экономическую политику, ожидания от этого события самые мрачные. Подробности...
Обсуждение: 21 комментарий

Русское золото как звено новой системы международных расчетов

Глеб Простаков
Глеб Простаков, бизнес-аналитик
Война за контроль над новой системой мировых финансовых расчетов уже ведется. И западные санкции против золота как универсальной меры стоимости и одной из весомых составляющих корзины валют играют немалую роль. Подробности...
Обсуждение: 7 комментариев

Юбилейный праздник выпускников «Алые паруса» прошел в Петербурге

В Петербурге состоялось одно из самых красочных шоу в мире – юбилейный, 30-й праздник выпускников «Алые паруса». На Дворцовой площади и акватории Невы выступили тысячи артистов. Главным зрелищем стали салют и проход брига «Россия» под алыми парусами
Подробности...

Под Рязанью упал Ил-76 с горящим двигателем

Под Рязанью после возгорания одного из двигателей потерпел крушение военно-транспортный самолет Ил-76. Он выполнял учебно-тренировочный полет из Белгорода в Оренбург с дозаправкой в Дягилево. В результате аварии четыре человека погибли, еще пятеро ранены
Подробности...

Умер солист «Ласкового мая» Юрий Шатунов

Популярный певец Юрий Шатунов, знаменитый по работе в группе «Ласковый май», скончался на 49-м году жизни. Широкую известность ему принесли хиты «Белые розы», «Лето», «Седая ночь». Причиной смерти стала острая сердечная недостаточность. У Шатунова остались жена и двое детей
Подробности...
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Минобороны сообщило о намерении Киева взорвать дамбу в ДНР

    Главная тема


    Байден с треском провалил свое главное обещание

    тренировочные полеты


    Путин отреагировал на просьбу Лукашенко зеркально ответить на агрессивные действия авиации НАТО

    «боевой дух подорван»


    Эксперт заявил о деморализации польских наемников на Украине

    реакция на «шутку»


    Галкину подбили глаз яблоком в Израиле за слова в адрес россиян

    Видео

    «Шансы были минимальными»


    Эксперты оценили крушение Ил-76 в Рязани

    поставки газа


    Европа начала готовиться к самой суровой зиме

    кандидатство в Евросоюз


    Зачем ЕС вознес Украину и обидел Грузию

    демилитаризация Украины


    Куда российская армия двинется после Донбасса

    китайский опыт


    Ответ России нанесет ощутимый удар по экономике Литвы

    страна-председатель


    Вадим Трухачёв: Чехия готовит новые антироссийские выходки

    всемирная история


    Герман Садулаев: Запад искусственно создает угрозу голода

    универсальное мерило


    Глеб Простаков: Русское золото как звено новой системы международных расчетов

    на ваш взгляд


    Вы слушали песни «Ласкового мая»?

    Новый Диоген и Великие эпохи

    Наум Коржавин
       29 сентября 2005, 18:00
    Текст: Екатерина Сальникова

    Недавно по РТР прошел документальный фильм «Портрет эпохи. Наум Коржавин». Эпоха – ключевое слово для сценариста и режиссера Григория Катаева. Он особо настаивает на том, что снимал отнюдь не портрет и не биографию Коржавина. Он снимал про эпоху. Авторское восприятие в данном случае вполне адекватно самой эстетике картины. Только точнее будет сказать – кино про эпохи, вернее, про слом эпох. В жанре интимного портрета.

    Заваленный стол – не чем-то заваленный, а просто заваленный. Этот феномен хорошо знаком всем пишущим людям. И сидит за таким столом старик в полосатом свитере, тюкает (не кликает) пальцем по клавиатуре компьютера. Телефон звонит. «Слухаю», - говорит Коржавин. Home video, сделанное в бостонской квартире поэта, сразу погружает нас в энергетическое поле героя фильма. Во-первых, это поле – очень разноцветное, лишенное благородной приглушенности тонов, жесткой селекции красок. Никакие игры с черно-белым, вирированным или еще каким-либо стилизованным изображением к образу Наума Коржавина не подходят. Поэтому исторические кадры в духе старинной выцветшей фотографии кофейно-золотистого оттенка – единственное, что смотрится как нечто инородное эстетике фильма в целом. Коржавин жил в какой-то другой истории, тоже цветной. Неслучайно он вспоминает, как его арестовывал «лазоревый подполковник». А лишенный свободы Коржавин жалел о недоеденной банке баклажанной икры. Так и видишь рядом с лазоревым стражем темно-рыжее лакомство эпохи тотального дефицита. Сталинская эпоха в интерпретации Коржавина предстает сразу и страшной, и смешной, и радужно наивной: «Это ж меня свои арестовали!»

    Зауважаешь суету сует

    Во-вторых, поле Коржавина – это поле активного мышления и комментирования жизни без отрыва от ее обыденной суеты. Поэтому так чудесно выглядят, казалось бы, проходные эпизоды. Ведь Коржавин не просто едет в такси из Шереметьево-2, не просто сражается с принтером при помощи супруги, не просто выносит из магазина пакетик с только что купленными книгами. Коржавин общается с миром, и благодаря этому мир начинает выглядеть как-то иначе. Вернее, мы начинаем лучше к нашему миру относиться. Поскольку видим, что все в нем удостаивается коржавинского осмысления в метких репликах и остроумных стихах.

    Что бы там ни утверждал Катаев, а портрет Коржавина тоже нарисовался. Пожалуй, это образ современного Диогена, вынужденного укрыть голову трогательной шапочкой ввиду резкого похолодания, – неоледника современной цивилизации, если так можно выразиться. (Съемки проходили в зимней Москве.) Философ давно вышел из своей бочки и шествует, опираясь чуть ли не на лыжную палку, продолжая искать и познавать все человеческое.

    «Где живут люди, там особенно хорошо не бывает» - наверное, это ключевая фраза из всех коржавинских афоризмов, звучащих в фильме. Она дает ключ к нынешнему восприятию прошлого и настоящего. А это восприятие кардинально отличается от привычного, доминировавшего еще несколько лет назад. Прежде всего уходит эмоциональное переживание ненависти и страха по отношению к тоталитарному прошлому. Отчасти – за счет внутреннего ощущения, что это прошлое никогда уже не вернется в своем прежнем качестве. Отчасти – за счет осознания того, что всякое государство есть аппарат для подавления. Меняются лишь его формы и тактика применения.

    Один из лучших эпизодов картины – на Лубянке, перед зданием КГБ. Современный страж порядка, в оранжевом жилете поверх стальной униформы (снова по-коржавински яркое пятно!), по складам зачитывает в рацию фамилию: «Коржа-вин», рапортуя о нежелательном прибытии съемочной группы РТР. И сам факт незнания имени-фамилии поэта-диссидента воспринимается как гарантия того, что наше новое государство в любой момент активизирует репрессивные возможности, сколько бы оно ни клялось в своем демократизме. Это, знаете ли, как сейчас в Западной Европе. Свобод становится больше с каждым годом и даже месяцем. А ощущения подлинной свободы нет. Более того, есть подозрение, что стоит лишь слегка спровоцировать любой госаппарат, – и он тут же набросится на человека, повинуясь своему основному инстинкту. Неслучайно сюжет «Достучаться до небес» варьируется на все лады в европейском кино.

    С каким же настроением постсоветские люди задают вопросы Коржавину о советском прошлом? С неподдельным глубоким интересом – ведь такого жизненного опыта у тех, кто живет сейчас, никогда не будет. А Коржавин жил в великую эпоху, как ее ни оценивай. Вот этот легчайший оттенок зависти без тени ностальгии, это ощущение объективного величия прошлого, каким бы ужасным оно ни было, отличает современных людей. Похоже, мы дозрели до абсолютной политкорректности по отношению к истории.

    DON’T WALK

    Чем же объясняется такая разительная перемена во взгляде на наше прошлое? Возможно, сознанием того, что величие отсутствует у времени, в котором мы живем сейчас. Если современности что-то, вернее, кто-то и придает величие, так это люди вроде Коржавина, уцелевшие от великого прошлого. В целом же нынешняя эпоха отображена в фильме как профанная. Ее пестрый хаос тонизирует и примиряет с несовершенством бытия в целом. Но в нем теряется патетика и трагедийность. Неслучайно съемки зданий Всемирного торгового центра в Нью-Йорке после теракта не создают высокого образа катастрофы. Ни жертв, ни спасателей. Ни смерти, ни героизма и отчаяния живых. Только столбенеющая толпа и громады мусора, в который превратилась архитектура. Работа машин по расчистке завала.

    Еще фильм передает ощущение того, что мир стал единым. Это не добавляет счастья, но отменяет привычные ранее легкие противопоставления «мы и они». Показательно, что наряду с нетривиальной рекламой в американские кадры попало и табло «DON’T WALK» для регуляции передвижения пешеходов – что вполне аналогично неоднократно запечатленной в советском кино табличке «Выхода нет», символу застоя, обожаемому искусством. Теперь кажется, что Запад взял на вооружение советские повадки. Но реальная суть в том, что элементы застоя встречаются везде и всегда как спутники идей стабильности и порядка. Раньше мы не желали этого признавать. Теперь эта истина сделалась очевидной и актуальной. И переживать ее, как и многие другие открытия из области трезвого отношения к бытию, легче не в одиночку, а вместе с поэтом-философом. Поэтому фильм в целом подводит к выводу о том, что Коржавин очень нужен именно сейчас, в эпоху бурных перемен. Чтобы современные люди учились у него мужественно смотреть в лицо нынешней действительности и быстрее разбираться в ее сути. Для понимания любой текущей эпохи всегда требуется незаурядное мужество, острота ума и сноровка.


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •