Игорь Мальцев Игорь Мальцев Отопление в доме поменять нельзя, а гендер – можно

Создается впечатление, что в Германии и в мире нет ничего более трагичного и важного, чем права трансгендерных людей. Украина где-то далеко на втором месте. Идет хорошо оплачиваемая пропаганда трансперехода уже не только среди молодежи, но и среди детей.

7 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

9 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

5 комментариев
15 сентября 2005, 19:00 • Культура

Выскочка

Уорхол в Третьяковке

Выскочка
@ Михаил Просмушкин/ВЗГЛЯД

Tекст: Максим Шульц

Чем знаменит Энди Уорхол? Тем, что его «Дневники» лежат под подушкой у каждой голливудской звезды? Тем, что он создал произведений больше, чем любой другой художник? Тем, что он вдохнул силу в рахитичное тельце гламорамы – до того столь смешной и сентиментальной? Тем, что он – автор «Банок супа Кэмпбелл», «Знака доллара», портрета Мерилин Монро? Тем, что он продюсировал группу Velvet Underground, а его «Фабрика» стала «кузницей кадров и идей» мировой культуры? Тем, что его работы на аукционах продаются за сумасшедшие деньги? Так чем же?

В сущности, наверное, тем, что Энди Уорхол очень грамотно, постепенно проводил работу по самомифологизации. Как кажется теперь, он жил не столько для настоящего, сколько для будущего. Каждый жест, каждое слово должны были стать достоянием вечности. А значит, донесены едва ли не до всего населения земного шара – Музей Энди Уорхола делает работу, которую сам Уорхол совершить, ясное дело, не в состоянии.

Поп-арт для глубинки

Работы Энди Уорхола выставляются в Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу
Работы Энди Уорхола выставляются в Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу

Те, кто хотя бы немного знаком с биографией художника, его книгами или просто хорошо представляет себе жизнь звездно-богемной тусовки восточного побережья США в 60–80-х годах, поймет – нынешняя большая выставка «Энди Уорхол. Художник современной жизни» была запланирована самим Энди. Все просто: музей в Питтсбурге не только демонстрирует постоянную экспозицию, он еще и организует выставки во многих странах мира.

А есть еще и маленькая транснациональная корпорация под названием Alcoa, которая устраивает что-нибудь интересное там, где у нее есть предприятия, а они есть почти везде. Поэтому кроме двух столиц выставка прокатится в Самару и в город Белая Калитва Ростовской области. Вот он, поп-арт в чистом виде – искусство всем (почти) даром, пусть никто не уйдет обиженным.

Большая выставка Уорхола уже один раз прошла в России – четыре года назад. Нынешняя – больше, лучше, грамотнее. Все основные вещи представлены, а есть еще и маленький бонус: фотографии Энди в самом начале экспозиции. И уж чего точно никто не ожидал – совершенно замечательная, немного сентиментальная ранняя графика художника.

Кое-что о выскочках

Сейчас, по большому счету, решительно все равно, критиковал ли Уорхол Спектакль, или, наоборот, способствовал его распространению. Можно приводить бесчисленное количество аргументов «за» и «против», объяснять те или иные факты теми или иными (скрытыми?) мотивами, однако этот вопрос стал уже вопросом веры. Тут все точно так же, как и с розенкрейцерами: верите ли вы в то, что они были?

Верите ли вы в то, что Уорхол критиковал общество потребления? Одного ответа, наверное, быть не может, с какой стороны мы бы ни брались: психоанализ не поможет, англо-саксонская парадигма (это когда не допускается никаких спекуляций по исследуемому вопросу) не спасет.

Уорхол сам запутал все следы. Это – неизбежное следствие (причина?) мифологизации. Только у великих воинов все просто: родился, вырос, всех победил, умер, да и то где-нибудь обязательно затеряется какая-нибудь пагубная неясность или, того хуже, мистика. А тут – сам Энди Уорхол, чистейшей воды выскочка (автор этих строк настаивает – это слово не несет никакого негативного смысла; просто бывает и так) со всеми типичными для выскочки проблемами и качествами.

Когда выскочка начинает карабкаться вверх, он оглядывается: «А как на это посмотрят лет через пять?». И начинает понимать: здесь неблагородство следует объяснить вот этим, приличных фотографий наделать стоит специально, чтобы никто и не подумал о прыщиках, неподдерживаемую большинством страсть свою скрывать как можно лучше. Ну и, конечно, деньги, деньги, деньги…

Наибольшее удовольствие выскочкам доставляет осознание собственной известности. Особенно – вполне заслуженной. Так уж выскочкам положено.

..............