Сергей Худиев Сергей Худиев Зачем Ватикан бросил вызов западной элите

Трещина между Ватиканом и западной элитой, которая отчетливо поползла после отказа папы становиться «капелланом НАТО», усилилась после недавнего призыва «начать переговоры» в отношении конфликта на Украине, теперь обозначилась самым явным образом.

0 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский Запад всегда был против России

Алекс Токвиль, французский государственный деятель и политический философ первой половины XIX века, предсказывал, что не пройдет и столетия, и Россия – если дать ей свободно развиваться – по своему национальному богатству обгонит всю совокупную Европу.

12 комментариев
Денис Миролюбов Денис Миролюбов Мечте Сергея Галицкого не суждено сбыться

Российский футбол продолжит вариться в собственном соку, что, надо отметить, получается очень неплохо. Количество юных игроков, стабильно играющих в основных составах, регулярно растет. Растет и их уровень.

11 комментариев
18 июля 2005, 22:19 • Культура

Стерильное море

Стерильное море
@ предоставлено галереей Fine Art

Tекст: Максим Шульц

Галерея Fine Art решила отдать лето – самое непродолжительное время года – юности, наиболее короткому периоду в жизни каждого. Похоже, Fine Art сделала ставку на омоложение – если раньше здесь, как правило, выставлялись картины убеленных сединами шестидесятников и семидесятников, или, по крайней мере, уже немолодых художников последнего десятилетия, то теперь появились питерец Дмитрий Шорин (ему нет и 30), Александр Погоржельский (слегка за 20), а сейчас еще и художники проекта «Ювенильное море».

Показывать произведения молодых художников – стремление похвальное. Потребность в свежей крови испытывают многие галереи, но они, в основном, предпочитают «точечную селекцию»: сделают выставку, а потом смотрят, как примут, будут ли продаваться работы. Относительно недавно Stella Art Gallery заявляла о том, что в новом здании на улице Мытной будут демонстрироваться не только работы классиков отечественного современного искусства, но и тех, кто только заявил о себе. Stella Art сделала неплохую групповую выставку – но всего одну почти за целый год.

Общество Дискотеки

Руляков Сергей. Night life (фото предоставлено галереей Fine Art)
Руляков Сергей. Night life (фото предоставлено галереей Fine Art)

Название «Ювенильное море» позаимствовано у Андрея Платонова – один из его романов именно так и назывался. У Платонова Ювенильное море – символ юности, в выставке Fine Art, как уже отмечалось, участвуют молодые авторы. Все художники моложе 25-ти лет, все они или оканчивают (или недавно окончили) институт им. Сурикова. Исключение составляют лишь Владимир Пурцен из Тулы и Маша Шубина (художница уже два года живет в Берлине) – эти к Суриковке никакого отношения не имеют. Пурцен старше всех остальных, однако его появление оправдано – первая московская выставка художника прошла только в прошлом году. Еще одно отличие Пурцена: все авторы «Ювенильного моря» – живописцы, а он представил серию фотографий.

Конечно, галерея рассудила здраво: если значительное число известных художников в свое время закончило Суриковку, то перспективных, талантливых художников следует искать там. Художники мудрить не стали: сейчас на дворе не 60-е и не 70-е, значит нужно рисовать наиболее на сей момент актуальное. Наиболее актуальными в итоге оказались сюжеты дискотечной жизни – очевидно, кто-то избрал эту тему без всякой задней мысли, кто-то – помятуя о незыблемом «Обществе Дискотеки», своеобразном сиквеле «Общества Спектакля» Ги Дебора.

Очаровательные дискотечные охотницы («Охотницы») смотрят с картин Александра Сорокина. Сергей Руляков («Night Life») на своих холстах имитирует пропущенные через светофильтры изображения, указывая на специфическое освещение танцполов. Цветные «супрематические» пятна на фотографиях Владимира Пурцена выхватывают из темноты сюжеты дискотечной жизни.

В Суриковке не учат думать

Титенева Евгения. Балтика (фото предоставлено галереей Fine Art)
Титенева Евгения. Балтика (фото предоставлено галереей Fine Art)

Завсегдатай дискотек и на картине Евгении Титеневой – явно не блещущий интеллектом парень довольно отходит от опорожненной им бутылки «Балтики №9». Над собой этот поклонник музыки попроще держит голубой зонт с отелями, пляжами, пальмами: что и говорить – жизнь удалась! Маша Шубина искривляет изображения фотомоделей: была топовая девушка, а стала такой, что при одном взгляде на нее расплакалась бы даже продавщица в магазине одежды «для больших людей».

В общем, все бы хорошо, но не хватает молодым художникам лишь одного – мысли. В Суриковке действительно учат рисовать, ставят технику, но как распорядиться приобретенными навыками и знаниями, не говорят. В Советском Союзе, когда актуальное искусство находилось под запретом, существовала своя логика: не хочешь, либо не умеешь думать – не надо, рисуй что скажут; хочешь – крутись самостоятельно, «буржуазному искусству» здесь не учат.

Лет 30-40 назад последней категории художников ничего не оставалось делать, как напряженно рефлексировать, да и жизнь сама подталкивала к тому. Сейчас такого мощного раздражителя – артикулированного тоталитаризма нет. Вот и получились большинство работ несколько «стерильными»: глаз радует, а внутренняя экспрессия, нерв отсутствуют. Это понимают и в самом Fine Art’е. Впрочем, вскоре, наверное, последует продолжение. Хотелось бы увидеть больше работ Тимофея Смирнова – три разноплановые картины не дают составить полное впечатление. Они, а также фото Пурцена, определенно выделяются на общем фоне.

..............