Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

3 комментария
Марк Лешкевич Марк Лешкевич Вторая мировая война продолжается

Диверсии, саботаж, радикализм – стандартные методы Запада в борьбе против нашей страны, которую в ходе холодной войны он использовал на полную катушку и продолжает использовать сейчас.

3 комментария
6 июня 2005, 14:07 • Культура

Сюжеты из интернета

Сюжеты из интернета
@ ee-records.de

Tекст: Дмитрий Бавильский

Он-лайновые дневники, в данном случае, это тексты пользователей «Живого журнала». Думаю, читателям «Взгляда» не нужно объяснять, что есть такой сайт www.livejournal.com, позволяющий людям вести свои дневники в режиме реального времени. Постепенно «ЖЖ» из средства общения превращается в медиа нового типа. Модная бытовая забава, которая, как теперь, оказывается, доросла до уровня высокой литературы.

Некоторые дневники, размещенные на этом сайте, уже давно стали книгами. Как, например, проект известного журналиста Паркера «Владимир Владимирович», издание которого недавно с помпой отметили в клубе «Билингва». Или же, пример другого рода, дневник парижского матхатмы Андрея Лебедева «Городорог», вышедший в виде одноимённого альманаха.

Ни глянца, ни гламура

Обложка книги Екатерины Великиной «Инструкция по укладке парашюта» (фото с сайта ee-records.de )
Обложка книги Екатерины Великиной «Инструкция по укладке парашюта» (фото с сайта ee-records.de )
Именно поэтому издательство «Запасный выход» начало выпуск серии под названием «Внутренний голос», составленной из текстов, найденных в недрах «ЖЖ». В пресс-релизе «Внутреннего голоса» читаем о том, что серия эта направлена против гламура и глянца, она представляет читателю новый тип литературных текстов – живых и непосредственных, может быть, порой, сырых, но, тем не менее, этой самой неупорядоченностью и интересных. Когда люди без пафоса и особых писательских амбиций, остроумно и доходчиво описывают свою жизнь.

Такова, скажем, книга Екатерины Великина (её сетевое имя – katechkina) «Пособие по укладке парашюта». Молодая и красивая девушка рассказывает про будни своей девичей жизни – про поиски жениха и удачную женитьбу, про рождение ребенка и решение бытовых вопросов. Выезд на дачу или сборка нового шкафа превращаются в эпические события, описанные с такой самоиронией, что понимаешь – Бриджит Джонс против нашей Катечкиной не канает.

С другой стороны, на фоне Катечкиной меркнет и звезда молодёжной прозы Ирина Денежкина, чья книга «Дай мне!» поднималась некоторыми критиками как манифест нового поколения. Потому что главный секрет успеха этой книги – точно выверенный, достаточно традиционный сюжет о взрослении молодого человека, о его вхождении во взрослую жизнь. В классической традиции подобные тексты назывались «романами воспитания».

Москва в «Двоичном коде»

Обложка книги Алмата Малатова. «Двоичный код» (фото с сайта ee-records.de )
Обложка книги Алмата Малатова. «Двоичный код» (фото с сайта ee-records.de )
Нечто подобное наблюдается и в следующей книжке. Матом и подробностями сексуальных похождений никого не удивишь. Однако, следующий автор «Внутреннего голоса» Алмат Малатов (сетевое имя – immoralist) со сборником «Двоичный код» пошёл дальше скандалистов и беспредельщиков, типа Жене и Берроуза. Меланхолично и немного отстранённо (а, главное, никаких литературных экспериментов, всё излагается весьма традиционно) рассказывает о своих похождениях и любовях. Мужчины и женщины, богема и отребье, подвалы и коммуналки, элитные санатории и продвинутые тусовки...

«Роман воспитания» соединен у Малатова с «романом карьеры», потому что в основе сюжета «Двоичного кода» лежит вековечная история о том, как провинциал покоряет столицу. Не останавливаясь ни перед чем и не брезгуя никакими способами для достижения собственных целей. Первоначально может показаться, что Малатова несёт по книге точно так же, как и по жизни, без руля и ветрил. Однако, внимательное чтение выдаёт выверенность стиля и композиции – Малатов, со своими сказовыми интонациями, наследует, ну, например, Довлатову.

Войны с картошкой и львовская богема

Обложка книги Ксении Агалли, «Василиса и ангелы» (фото с сайта ee-records.de )
Обложка книги Ксении Агалли, «Василиса и ангелы» (фото с сайта ee-records.de )
Самая спокойная книга серии вышла у Ксении Агалли (сетевое имя – kasya). Её повесть «Василиса и ангелы» – повествование в стиле «ретро». Агалли описывает кружок молодых художников и писателей, некогда существовавший в Львове. Когда все были чертовски молоды и дико талантливы, пили водку и подавали большие надежды. Короче, были сплошь гениями и не задумывались о будущем. Иных уж нет, а те, кто из прототипов остались в живых, оказались раскиданными по всему свету. Время пожрало не только один из самых красивых городов мира, но и этих людей, ныне невидимых и свободных. Агалли пишет без излишней сентиментальности, с обаятельным и, местами, саркастическим юмором. Так, что круг львовских авангардистов начинает напоминать кортасаровский «Орден Змеи», где ведь тоже все сплетались со всеми и чушь прекрасную несли.

Сборник «Листая» Вадима Темирова (сетевое имя – vadimus) оказался самым экспериментальным и, с точки зрения собственно литературы, самым изысканным и утончённым опусом серии. «Листая» – это уже никакой не дневник, а серия языковых упражнений и монологов, зависших где-то между поэзией и прозой. Темиров ткет свою языковую паутину, обволакивая слова и связывая их друг с дружкой странным, немного смещённым синтаксисом. Таков, к примеру, подраздел книги «Энциклопедия вымышленных существ», в котором Темиров воюет с картошкой и описывает зелёных летучек или же бытие светофоров. В одном из отрывков «Листая» по ходу движения пьесы, рассказчик несколько раз меняет пол, в другом описывает истинную суть бобров. Темиров отталкивается от абсурдистской традиции, от Обэриутов, которые выглядят у него словно бы переписанными Сашей Соколовым.

Вездесущий Эдичка

Обложка книги Эдуарда Лимонова «Бутырская-Сортировочная или Смерть в автозэке» (фото с сайта ee-records.de )
Обложка книги Эдуарда Лимонова «Бутырская-Сортировочная или Смерть в автозэке» (фото с сайта ee-records.de )
Пятая книга серии принадлежит голосу и перу Эдурада Лимонова. Нет, вечный Эдичка не завёл себе ЖЖ, ему не до этого. Издательство посчитало, что своим эстетическим (а отнюдь не политическим, политика «Запасный выход» не интересует) поддержит молодых и, в сущности, дебютирующих на бумаге, авторов. Лимонов выступает как этакий локомотив, способный вытащить литературный молодняк к широкому читателю (вторым таким локомотивом издательство видит Андрея Битова, чья книга открывает следующую «пятёрку» сборников «Внутреннего голоса»).

В книге Лимонова под названием «Смерть в автозэке» – пьеса, которую автор написал, сидя в пересыльной тюрьме и расшифровка беседы с писателем, которую сделала журналист радио «Свобода*» Елена Фанайлова. Компакт-диск с оригиналом беседы привинчен к третьей стороне обложки. И можно сравнить, как слова Лимонова выглядят на бумаге и как они звучат в его собственном исполнении.

Пиши исчо!

В этом двойном подходе – ключ к пониманию замысла всей серии. Ведь она задумана и как документальная, и как литературная одновременно. Неровные книжки напоминают пьесы в стиле «вербатум», когда со сцены звучат неретушированные слова наших современников. Именно этой спонтанностью и неотлакированностью интересен «Театр. Док», этим же интересен и «Внутренний голос». Важно, что идёт поиск языка, на котором можно говорить с современностью и о современности. Важно, что в литературу входят новые дискурсы и новые люди. Важно, что жизнь продолжается, сетевое пространство выходит из берегов и оплодотворяет текущий культурный процесс. Делает его разнообразнее и, что ли, чётче.

У пользователей «ЖЖ» есть расхожая фраза, которой завсегдатаи сайта выражают позитивные эмоции. В том случае, когда им нравится запись очередного «писателя», они говорят «афтор жжот». Видимо, так и должен переводиться на современный русский язык призыв Александра Сергеевича Пушкина «глаголом жечь сердца людей».

Ссылки по теме:

Дневник Екатерины Великиной: www.livejournal.com/users/katechkina

Дневник Алмата Малатова: www.livejournal.com/users/immoralist

Дневник Ксении Агалли: www.livejournal.com/users/kasya

Дневник Вадима Темирова: www.livejournal.com/users/vadimus

* СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента

..............