В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.
0 комментариевСюжеты из интернета
Он-лайновые дневники, в данном случае, это тексты пользователей «Живого журнала». Думаю, читателям «Взгляда» не нужно объяснять, что есть такой сайт www.livejournal.com, позволяющий людям вести свои дневники в режиме реального времени. Постепенно «ЖЖ» из средства общения превращается в медиа нового типа. Модная бытовая забава, которая, как теперь, оказывается, доросла до уровня высокой литературы.
Некоторые дневники, размещенные на этом сайте, уже давно стали книгами. Как, например, проект известного журналиста Паркера «Владимир Владимирович», издание которого недавно с помпой отметили в клубе «Билингва». Или же, пример другого рода, дневник парижского матхатмы Андрея Лебедева «Городорог», вышедший в виде одноимённого альманаха.
Ни глянца, ни гламура
Обложка книги Екатерины Великиной «Инструкция по укладке парашюта» (фото с сайта ee-records.de ) |
Такова, скажем, книга Екатерины Великина (её сетевое имя – katechkina) «Пособие по укладке парашюта». Молодая и красивая девушка рассказывает про будни своей девичей жизни – про поиски жениха и удачную женитьбу, про рождение ребенка и решение бытовых вопросов. Выезд на дачу или сборка нового шкафа превращаются в эпические события, описанные с такой самоиронией, что понимаешь – Бриджит Джонс против нашей Катечкиной не канает.
С другой стороны, на фоне Катечкиной меркнет и звезда молодёжной прозы Ирина Денежкина, чья книга «Дай мне!» поднималась некоторыми критиками как манифест нового поколения. Потому что главный секрет успеха этой книги – точно выверенный, достаточно традиционный сюжет о взрослении молодого человека, о его вхождении во взрослую жизнь. В классической традиции подобные тексты назывались «романами воспитания».
Москва в «Двоичном коде»
Обложка книги Алмата Малатова. «Двоичный код» (фото с сайта ee-records.de ) |
«Роман воспитания» соединен у Малатова с «романом карьеры», потому что в основе сюжета «Двоичного кода» лежит вековечная история о том, как провинциал покоряет столицу. Не останавливаясь ни перед чем и не брезгуя никакими способами для достижения собственных целей. Первоначально может показаться, что Малатова несёт по книге точно так же, как и по жизни, без руля и ветрил. Однако, внимательное чтение выдаёт выверенность стиля и композиции – Малатов, со своими сказовыми интонациями, наследует, ну, например, Довлатову.
Войны с картошкой и львовская богема
Обложка книги Ксении Агалли, «Василиса и ангелы» (фото с сайта ee-records.de ) |
Сборник «Листая» Вадима Темирова (сетевое имя – vadimus) оказался самым экспериментальным и, с точки зрения собственно литературы, самым изысканным и утончённым опусом серии. «Листая» – это уже никакой не дневник, а серия языковых упражнений и монологов, зависших где-то между поэзией и прозой. Темиров ткет свою языковую паутину, обволакивая слова и связывая их друг с дружкой странным, немного смещённым синтаксисом. Таков, к примеру, подраздел книги «Энциклопедия вымышленных существ», в котором Темиров воюет с картошкой и описывает зелёных летучек или же бытие светофоров. В одном из отрывков «Листая» по ходу движения пьесы, рассказчик несколько раз меняет пол, в другом описывает истинную суть бобров. Темиров отталкивается от абсурдистской традиции, от Обэриутов, которые выглядят у него словно бы переписанными Сашей Соколовым.
Вездесущий Эдичка
Обложка книги Эдуарда Лимонова «Бутырская-Сортировочная или Смерть в автозэке» (фото с сайта ee-records.de ) |
В книге Лимонова под названием «Смерть в автозэке» – пьеса, которую автор написал, сидя в пересыльной тюрьме и расшифровка беседы с писателем, которую сделала журналист радио «Свобода*» Елена Фанайлова. Компакт-диск с оригиналом беседы привинчен к третьей стороне обложки. И можно сравнить, как слова Лимонова выглядят на бумаге и как они звучат в его собственном исполнении.
Пиши исчо!
В этом двойном подходе – ключ к пониманию замысла всей серии. Ведь она задумана и как документальная, и как литературная одновременно. Неровные книжки напоминают пьесы в стиле «вербатум», когда со сцены звучат неретушированные слова наших современников. Именно этой спонтанностью и неотлакированностью интересен «Театр. Док», этим же интересен и «Внутренний голос». Важно, что идёт поиск языка, на котором можно говорить с современностью и о современности. Важно, что в литературу входят новые дискурсы и новые люди. Важно, что жизнь продолжается, сетевое пространство выходит из берегов и оплодотворяет текущий культурный процесс. Делает его разнообразнее и, что ли, чётче.
У пользователей «ЖЖ» есть расхожая фраза, которой завсегдатаи сайта выражают позитивные эмоции. В том случае, когда им нравится запись очередного «писателя», они говорят «афтор жжот». Видимо, так и должен переводиться на современный русский язык призыв Александра Сергеевича Пушкина «глаголом жечь сердца людей».
Ссылки по теме:
Дневник Екатерины Великиной: www.livejournal.com/users/katechkina
Дневник Алмата Малатова: www.livejournal.com/users/immoralist
Дневник Ксении Агалли: www.livejournal.com/users/kasya
Дневник Вадима Темирова: www.livejournal.com/users/vadimus
* СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента