Ирина Алкснис Ирина Алкснис Россия утратила комплекс собственной неполноценности

Можно обсуждать, что приключилось с западной цивилизацией – куда делись те качества, которые веками обеспечивали ей преимущество в конкурентной гонке. А вот текущим успехам и прорывам России может удивляться только тот, кто ничегошеньки про нее не понимает.

14 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Европа делает из русских «новых евреев»

То, что было бы глупо, недопустимо и немыслимо по отношению к англиканам – да и к кому угодно еще, по отношению к русским православным становится вполне уместным.

7 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский Придет победа, и мы увидим себя другими

Экзистенциальный характер нынешнего противостояния выражается не только во фронтовых новостях, в работе на победу, сострадании, боли и скорби. Он выражается и в повседневной жизни России за границами больших городов, такой, как она есть, где до сих пор живет большинство русских людей.

18 комментариев
24 июня 2005, 20:05 • Культура

Новое по-старому

Новое по-старому

Tекст: Евгения Воробьева

Первый Московский международный конкурс пианистов им. Святослава Рихтера – событие само по себе немаловажное. После окончания первого тура, по результатам которого были отобраны лучшие музыканты, наступило самое важное – соревнование действительно больших мастеров. И если во втором туре каждый из участников представил на суд жюри и зрителей полноценную концертную программу в жанре «сборника», куда входили произведения разных стилей, то в третьем выступления тяготеют к монографичности.

Из тринадцати прошедших во второй тур музыкантов в финал конкурса отобраны только шестеро. Это Йонг Вук Йо, корейский пианист, получивший музыкальное образование в Джульярд-Скул и Манхеттен-скул, участник нескольких международных музыкальных конкурсов Макото Уэно (Япония), яркая грузинская пианистка Ани Токидзе, выпускница тбилисской консерватории, двое выпускников Московской консерватории – Яков Кацнельсон и Вадим Руденко (ученик Д.Башкирова) и также ученик Д.Башкирова Эльдар Небольсин.

Тест на эрудицию

Во время одного из прослушиваний I тура (фото с сайта richtercompetition.com)
Во время одного из прослушиваний I тура (фото с сайта richtercompetition.com)

Собственно, сам подбор произведений во втором туре и порядок их следования друг за другом был тем критерием, по которому жюри оценивало музыкальную эрудицию и пианистическую зрелость участника. Особую интригу выступлений составляло обязательное исполнение произведения, написанного после 1960 года. Необходимо было «вписать» этот кусок музыкальной современности в традиционный классический музыкальный текст, так, чтобы не разрушить единую ткань звучания. Не всем это удавалось одинаково хорошо.

Так, скажем, в исполнении Натальи Талдыкиной, акварельном, импрессионистски отточенном, произведения Бабаджаняна прозвучали, быть может, слишком «архаично». Но зато Ф. Ржевски финалиста Юнг-Вук Йо, чья темпераментная игра вызвала долгие и неумолкающие аплодисменты, букально взорвал академично-строгую атмосферу Большого Зала.

Особо хочется отметить выступление Вадима Сахарова, чье участие стало своеобразной сенсацией конкурса и вызвало аншлаговый приток публики, пришедшей «на Сахарова». Вадим Сахаров, 58-летний мэтр Университета искусств Токио, известен и ценим в музыкальных кругах, как сложившийся пианист, настоящий мастер. Сам его выход на сцену очень далеко отбросил узкие конкурсные рамки.

Музыкальный самоотвод

Выступив с интереснейшей программой, Сахаров как бы задал другим участникам верхнюю конкурсную планку. Во втором туре, отыграв Шопена, Листа, Скрябина и Моцарта, маэстро внезапно встал, подвернул колки инструмента, и заиграл сложную, отстраненно постмодернистскую пьесу «Музыка для фортепиано» Али-Заде, где две мелодии отдаются друг в друге, играют друг друга. И то, что начиналось как трюк, запомнилось зрителям как чудо. Дав два блестящих концерта, Вадим Сахаров снял свою кандидатуру, отказавшись от участия в третьем туре, сузив тем самым для жюри диапазон выбора. Но жюри было из кого выбирать.

Эффект чуда на втором туре вызвало и выступление прошедшей в финал Ани Токидзе. Умная, тонкая игра, весьма своеобразное звукоизвлечение заставило вспомнить имена Евгения Кисина и Глена Гульда. Токидзе удивительно интерпретирует исполняемое: внимание к авторским нюансам сочетается в ее исполнении с нестандартным индивидуальным прочтением. Она умудряется быть одновременно романтичной и современной, глубокой и блестящей.

Несколько менее впечатляет решительный и точный Макото Уэно. Вполне обосновано и участие в третьем туре Кацнельсона, Небольсина и Руденко.

Развязка близка

Члены жюри Конкурса - фото на добрую память (фото с сайта richtercompetition.com)
Члены жюри Конкурса - фото на добрую память (фото с сайта richtercompetition.com)

На финальном этапе музыкальных соревнований важен уже не выбор произведения, а концертная зрелость пианиста, его умение чувствовать оркестр, транслировать глубинный смысл, заложенный в крупной музыкальной форме. Этот тур более всего комфортен для зрителей и в наибольшей степени ответственен для участников. В зале – восхищение, аплодисменты и симпатия к полюбившимся музыкантам. За кулисами – напряжение.

Видимо, это, плюс капризная московская погода привела во второй день третьего тура к печальному инциденту: внезапная болезнь приглашенного из Эстонии дирижера Эри Класа заставила прервать прослушивание. За пульт Государственного Академического Большого Симфонического оркестра им. Чайковского, сопровождающего выступления участников в третьем туре, теперь встанет главный дирижер театра «Геликон-опера» Владимир Понькин.

..............