Игорь Мальцев Игорь Мальцев Отопление в доме поменять нельзя, а гендер – можно

Создается впечатление, что в Германии и в мире нет ничего более трагичного и важного, чем права трансгендерных людей. Украина где-то далеко на втором месте. Идет хорошо оплачиваемая пропаганда трансперехода уже не только среди молодежи, но и среди детей.

3 комментария
Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

6 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

5 комментариев
7 декабря 2005, 21:40 • Культура

Молодая поросль

Молодая поросль
@ Кадр НТВ

Tекст: Екатерина Сальникова

«Новости – наша профессия» – эту фразу мы слышим весьма часто. Однако новостные программы российского ТВ долго оставались на передовой политической борьбы.

Только сейчас наступает время, когда теленовости – это именно новости. Но не за счет усиления объективности. Просто из новостных программ постепенно уходит авторское начало, личностное проживание событий.

Ставка на молодость

Михаил Осокин
Михаил Осокин

Новостные программы выходят в эфир все чаще и чаще. Отлаженность подачи материалов иногда граничит с автоматизмом. Сами выпуски новостей перестают быть особенным событием среди прочих общественно-политических передач. Для работы в таком напряженном – и в то же время будничном – режиме не нужны потенциальные звезды журналистики. Нужны надежные и мобильные, но рядовые профессионалы.

А ведь еще не так давно можно было написать целую статью про неповторимую манеру каждого ведущего. Новости то и дело смотрелись как разновидность авторской программы. Новостные ведущие легко перерастали в обозревателей-аналитиков, ведущих общественно-политических шоу и дискуссий. Между информаторами и обозревателями не было жесткой грани. Евгений Киселев и Светлана Сорокина, Татьяна Миткова и Сергей Доренко, Александр Гурнов и Леонид Парфенов, Николай Сванидзе, Павел Лобков и пр. В эпоху бурных общественных перемен сформировалось поколение тележурналистов, для которых журналистика и тем более новости – больше, чем работа. Это дело жизни. Это искусство. Это миссия.

НТВ тогда стало лидером новых профессиональных установок. Оно резко выделялось на фоне других каналов, так как последовательно создавало культ личностей журналистов, будь то ведущий новостей, репортер или обозреватель. Теперь же, во всяком случае, в новостных программах, на всех каналах картина сделалась более ровной и нейтральной. Личность ведущего практически не просматривается. Очень трудно заметить, чем, кроме внешних характеристик, Алексей Пономарев отличается от Павла Зарубина, Юлия Панкратова от Асет Вацуевой, Елена Винник от Ольги Кокорекиной, Михаил Антонов от Михаила Зеленского. Алексей Пивоваров раньше и выглядел, и звучал, как тень Леонида Парфенова. Нынче Пивоваров остепенился и ушел от вольного или невольного подражательства, однако своей индивидуальной манеры так и не обрел.

Ведущие новостей помолодели. На НТВ им вокруг тридцати, но в душе они – те, кому до тридцати. На других каналах молодость ведущих не имеет демонстративного характера. Возраст большинства колеблется в промежутке между тридцатью и сорока. Но по самоощущению многие уже распрощались с молодостью и подошли к долгому периоду людей «без возраста». Однако и они покажутся юными, если учитывать обозревателей аналитических итоговых программ. Владимир Познер с «Временами» на Первом, Алексей Пушков с «Постскриптумом» на ТВЦ, Глеб Павловский с «Реальной политикой» на НТВ – мэтры от пятидесяти и старше.

Получается, что за новости отвечает поколение, условно говоря, детей. А за осмысление общественной жизни – поколение отцов. Раньше такого жесткого «разделения труда» не было. Оно фиксирует оформление строгой профессиональной иерархии и поколенческой разницы в подходе к жизни. «Отцы» склонны пропускать любую информацию «через себя» и пытаться объяснить устройство мира. «Дети» транслируют информацию, соблюдая дистанцию по отношению к ней. Они могут обладать высоким интеллектом, но им чужды аналитические амбиции и сверхзадачи.

Единственной фигурой, уцелевшей от недавнего расцвета индивидуальностей, является Михаил Осокин, сосланный в ночной выпуск «Сегодня». Он по-прежнему смотрит через свои очки с мудрым скепсисом философа. Он по-прежнему умело передает драматизм событий, но не склонен поддаваться панике. Ему хочется верить больше, чем другим, потому что он кажется одновременно и знакомым, и неординарным – в отличие от многих других ведущих, чье появление на экране не вызывает никаких эмоций. Есть в глазах Осокина непроходящая печаль. Как будто он знает, что и в ночном эфире задержаться надолго ему не позволят.

Подробности

Екатерина Андреева
Екатерина Андреева

Специфика новостных выпусков носит скорее имперсональный характер, связана со статусом и стратегией канала в целом. Наиболее консервативен и монументален стиль у Первого канала и РТР. Там у ведущих самые прямые спины, а глаза излучают ответственность. Даже выходец с НТВ Эрнест Мацкявичус, когда ведет «Вести. Подробности» на РТР, словно каменеет и становится старше. В целом же ведущим на РТР случается улыбаться более тепло, в особенности Сергею Брилеву и Марии Ситтель. А у ведущих на Первом получаются улыбки по-голливудски блистательные – если вообще получаются. В основном это удается Жанне Агалаковой и Екатерине Андреевой. Они словно чувствуют себя не только лицами канала, но и символом всего прекрасного в России.

Первый и РТР предпочитают начинать выпуски с материалов о деятельности президента и правительства. Но на РТР уже стал каноном кадр, в котором Президент и какая-либо официальная персона сидят друг напротив друга за рабочим столиком, в профиль к нам. Мизансцена очень напоминает центр произведения «Месса в Больсене» Рафаэля, изобразившего Папу Римского и священника по всем вечным правилам официального искусства.

В репортаже о проблемах с российским газом на Украине НТВ покажет выступление Черномырдина, с забавностями если не афоризмов, то запинок. РТР даст кадры с большими трубами. На Первом же к информативным картинкам добавят пейзаж с золотыми куполами. Для «Вестей» Россия – это государство. Для «Новостей» и «Времени» – это государство плюс эстетика. А для «Сегодня» Россия – это ментальность, воплощаемая в общественной практике. Ее достоверное отображение несовместимо с патетикой и тяжеловесным плетением словес. «Тамара Рохлина все-таки убивала своего мужа» – такой анонс репортажа невозможен ни на Первом канале, ни на РТР. На ТВЦ возможен, но там до подобного оборота никто не додумается. Острословие и умеренно фамильярное обращение с любой информацией – пока эту визитную карточку «Сегодня» на других каналах не продублировали.

Западники и народники

Подрига Оксана - ведущая информационной программы
Подрига Оксана - ведущая информационной программы "События. Время московское"

На ТВЦ в «Событиях. Время московское» словно ежеминутно расписываются в преданности не государству, но обществу. А в «Сегодня» готовы расписаться в преданности своей профессии, всевидящему рейтингу и, главное, своему времени. Ведущие, формат и дизайн на НТВ не имеют права не быть ультрасовременными.

Несмотря на все свое несходство, именно НТВ и ТВЦ быстрее всего уловили кризис тотального индивидуализма и почувствовали потребность сбиваться в мини-команды для ведения новостных программ. Чтобы смелее смотреть в лицо неустранимому драматизму жизни. Чтобы динамичнее фиксировать перемены необъятной действительности. Чтобы человечество сразу было представлено в своей мужской и женской ипостаси.

Вся прелесть сосуществования двух ведущих в «Сегодня» в том, что они легко помещаются в одном кадре со средним планом, поскольку сидят довольно близко. Такой средний план, или mid shot, считается душой американской, в том числе голливудской «картинки». Трогательно, что ноутбук у ведущих – один на двоих. Так в студии НТВ варьируется суть образа «напарников», столь характерного для американского кино. Эти нюансы придают самим новостным сюжетам большую динамичность и убедительность. Ведущих других каналов трудно представить вне студии и даже вне кресла. А энтэвэшники, кажется, в любой момент готовы сняться с места и броситься в гущу событий в качестве журналистов-оперативников.

На ТВЦ в «Событиях. Время московское» ведущих сразу трое. Это и сакральное число. И сказочная тройка героев. И символ множества, а значит – шажок в сторону российской общинности. Богатая семантика непроизвольно сообщает новостному трио особый пафос. Будто они хотят внутренне «заговорить» современность. Для начала выпуска выбирается такой ракурс, при котором мужчина-ведущий, будь то Самир Шахбаз или Николай Петров, оказывается неизменно на первом плане, а женщины-соведущие – на втором. Читается как иерархия мужского и женского начал, подтверждающая стойкость патриархальных устоев в нашей стране. Для новостей на ТВЦ Россия – это бесконечный ряд проблем. Поэтому душой программы «События. Время московское» являются интерактивные опросы на самые животрепещущие темы. Это подтверждает идею программы – смотреть на мир и оценивать его не только вместе с коллегами, но и со всем народом. Так исподволь в теленовостях наряду с парадным государственным стилем у нас оформились еще два – западнический и… не славянофильский, конечно. Но традиционалистским и народническим его можно назвать без особых натяжек.

Если наши теленовости с переменным успехом пытаются выглядеть объективными и интересными, «Евроньюс» – это торжествующая иллюзия объективности и заповедник визуального эстетизма. Там принципиально отсутствие ведущих и обилие графических материалов. Такие новости словно сами себя транслируют – не из студии, но как бы сразу из бесконечного вселенского эфира. Избыток слов и фактов превращается в яркие заставки, лаконичные схемы и красочные графики. Замысловатая живопись общественных процессов сводится к эффектной геометрии визуального ряда и к элементарным формулировкам – вербального. «Евроньюс» не следуют от события к событию, но стремятся окинуть единым взором все случившееся, свершившееся, происходящее и даже грядущее. Мистериальный принцип. Он дает почувствовать нашему зрителю, что значит быть жителем не отдельной страны, но как минимум половины континента. И при этом получать удовольствие от самой новостной картинки, потому что новости – это зрелище, сердцем которого является жанр «No comment».

..............