Взгляд
7 февраля, вторник  |  Последнее обновление — 15:14  |  vz.ru
Разделы

Для украинских политиков Бога нет

Сергей Худиев
Сергей Худиев, публицист, богослов
Почему люди не переходят в ПЦУ? Они пытаются объяснить происходящее в понятных им категориях. Ищут политические симпатии к России или чемоданы денег из Москвы. Но объяснение лежит на поверхности. Подробности...
Обсуждение: 8 комментариев

Рыцарственный Путин и брехливый Нафталий

Максим Соколов
Максим Соколов, публицист
В самом дурацком положении оказывается бывший израильский премьер. Так ли все было, как он рассказывает, или не совсем так – нам знать не дано. Но нам дано знать другое: строгая конфиденциальность есть вообще краеугольный камень дипломатии. Подробности...
Обсуждение: 21 комментарий

Родина – место, где ты нужен, даже когда не нужен самому себе

Марина Хакимова-Гатцемайер
Марина Хакимова-Гатцемайер, журналист
Простые люди во всем мире – на нашей стороне. «На стороне России» – как говорили мне турки и греки в Германии, как пишут китайские пользователи в своих соцсетях. Как признавались арабы в Египте, и мне казалось, что моя Родина сейчас – это передовая для миллиардов простых людей во всем мире. Подробности...
Обсуждение: 10 комментариев

Мощное землетрясение в Турции и Сирии унесло сотни жизней

В Турции произошло мощное землетрясение, толчки от которого ощущались также в Сирии, Ливане, Иордании и Израиле. Зарегистрирована магнитуда 7,4. Землетрясение привело к большим разрушениям и унесло сотни человеческих жизней. Россия уже предложила помощь в ликвидации последствий бедствия
Подробности...

В России отпраздновали 80-летие победы в Сталинградской битве

В России отпраздновали 80-летие победы в Сталинградской битве. Памятная дата отмечается не только в России, но и за ее пределами. Основные торжества прошли в Волгограде, где состоялся военный парад и другие торжественные мероприятия. Сталинградская битва была одной из крупнейших в истории человечества
Подробности...

Какие танки Запад может отправить Украине

На этой неделе Германия и США пообещали Украине поставить свои главные тяжелые танки – Leopard 2A5s и M1A2 Abrams. Ранее о поставке своих тяжелых танков Challenger 2 объявила Великобритания. К вооружению Киева подключатся и другие страны Европы, на вооружении которых тоже есть «Леопарды» и «Абрамсы». Что представляют из себя эти машины
Подробности...
12:42
собственная новость

В Госдуме подвели итоги реализации нацпроектов в 2022 году

Нацпроекты показали свою гибкость и востребованность в условиях возникших перед Россией вызовов. За счет чего была оказана необходимая поддержка гражданам, отраслям экономики, а также новым регионам России. Об этом газете ВЗГЛЯД рассказал депутат Госдумы Олег Матвейчев, комментируя итоги реализации национальных проектов в 2022 году.
Подробности...
11:59

Первый передвижной клуб культуры появился в Подмосковье

Первый многофункциональный передвижной культурный центр появился в Домодедово в Московской области Подмосковье, в нем есть все необходимое для концертов и кинопоказов: сцена, полный набор световой и звуковой мультимедийной аппаратуры.
Подробности...
21:02
собственная новость

Центр реставрации книг решили создать в Кирове

Перспективы создания на базе библиотеки имени А. И. Герцена регионального центра реставрации книг обсудила министр культуры России Ольга Любимова с главой Кировской области Александром Соколовым.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: ЕС сделал два исключения из потолка цен на российские нефтепродукты

    Главная тема


    Запад признал скорую кончину доллара

    отсутствие статуса-кво


    В России оценили шансы конфликта на Украине пойти по «корейскому сценарию»

    олимпийский чемпион


    Терапевт указал на ошибки, приведшие к ампутации стоп фигуриста Костомарова

    спецоперация на Украине


    Военный эксперт рассказал об эффективности «Краснополя» против западных танков

    Видео

    деоккупация ДНР


    Украина лишается «третьего столпа» обороны в Донбассе

    «Сан-Ремо»


    Зеленского изгнали с конкурса итальянской песни

    военная помощь


    Шольц предвидит поражение Украины

    в условиях санкций


    Россия выходит в лидеры по экспорту еще одного продукта питания

    обнищание населения


    Украина доводит поляков до полного разорения

    на стороне России


    Марина Хакимова-Гатцемайер: Родина – место, где ты нужен, даже когда не нужен самому себе

    исторический фактор


    Олег Хавич: Поляки мечтают о Переяславской раде наоборот

    государственное предательство


    Антон Беликов: Где готовили этот креативный класс

    на ваш взгляд


    Как часто вы используете ненормативную лексику в разговоре?

    Сгоревшие на работе

    А в финале Жанна встает на фоне экрана, и все вместе заливает изображение настоящего пламени.
       30 ноября 2005, 15:03
    Фото: ИТАР-ТАСС
    Текст: Алиса Никольская

    Самый противоречивый и интригующий проект завершившегося фестиваля «Владимир Спиваков приглашает…» можно считать состоявшимся. На сцене Светлановского зала ММДМ скрестились в живом бою драма и музыка, оркестр и хор, артисты и мультимедийные технологии.

    Для исполнения оратории француза Артюра Онеггера «Жанна д’Арк на костре» пригласили режиссера Кирилла Серебренникова, трех драматических артистов – Дмитрия Назарова, Кирилла Пирогова и Юрия Чурсина, а главное – выписали великолепную кинозвезду Фанни Ардан, чтобы она исполнила в данном сочинении роль Жанны. Сам Владимир Теодорович встал за дирижерский пульт, дабы лично руководить происходящим.

    Один из шестерых

    Арт-директор фестиваля дирижер Владимир Спиваков на сцене
    Арт-директор фестиваля дирижер Владимир Спиваков на сцене
    Как водится, имя Артюра Онеггера, равно как и его музыка, у нас знакомы исключительно профессионалам и продвинутым меломанам. Между тем это один из самых значительных музыкантов первой половины ХХ века. Он входил в знаменитую «Шестерку» – группу композиторов, осваивавших новые подходы к написанию музыки и экспериментировавших с различными стилями. Онеггера, помимо прочего, интересовала театральная форма для музыкального произведения; он успешно воплотил ее в нескольких работах на исторические и религиозные сюжеты. «Жанна д’Арк на костре», написанная вскоре после канонизации Орлеанской девы, названа самым значимым сочинением Онеггера. Это не оратория в чистом виде – здесь есть элементы оперы, драмы, симфонии. Поэтому воплощение ее на сцене, безусловно, требует всех мыслимых и немыслимых средств. Во всяком случае, на первый взгляд.

    Теория первого блина

    Французская актриса Фанни Ардан сыграла главную роль в оратории
    Французская актриса Фанни Ардан сыграла главную роль в оратории "Жанна д'Арк на костре"
    Пожалуй, столь сложную задачу Кириллу Серебренникову решать еще не приходилось. Как правило, делая спектакль, Серебренников, хотя и исходит из материала, придумывает историю вокруг текста. Историю во многом самоценную. Здесь же ему предстояло оформить бушующую, яростную многослойность музыки, ввести ее в определенные рамки, подчеркнув при этом все смысловые нюансы, но не переборщить с театральностью.

    Ему это во многом удалось. Серебренников аккуратно расставил акценты, тонко прочертил характеры персонажей и выстроил цельную историю. Отсылающую как к современности, так и к историческим реалиям, по принципу, сходному с фильмом Норманна Джуисона «Иисус Христос – Суперзвезда».

    Художник Николай Симонов окольцевал сцену белым помостом и поставил огромный мультимедийный экран. На нем в режиме реального времени вычерчивались картинки: причудливые клубы фиолетовых линий, алые подтеки, сияющее звездное небо с проступающим крестом. А в финале Жанна встает на фоне этого экрана, и все вместе заливает изображение настоящего пламени.

    Переосмысление известных классических сюжетов – давний конек Серебренникова. «Жанна» не стала исключением. Жестко и зло рассказывая историю циничного, ограниченного общества, режиссер не щадит и героиню. Которая в его интерпретации оказывается прообразом нынешних террористок-смертниц. Безусловно, святой Жанна не выглядит. Страдающей – да, хотя страдание становится здесь видом зрелища, своего рода пиар-акцией.

    Роскошная Фанни Ардан играет Жанну чувственной до истеричности, порывистой до безумия натурой, лишенной внутренних ограничений. Эта женщина способна абсолютно на все, если ей кажется, что она поступает верно. И социальные нормы ей не указ – она слушается только внутреннего голоса. Благодаря неистовой вере в собственную правоту Жанна поневоле вызывает отклик у зрителей. А Фанни Ардан производит впечатление высочайшего профессионала, послушного воле режиссера и полностью погруженного в исполняемую историю.

    Ложная многозначительность

    От остальной компании исполнителей остались куда более противоречивые впечатления. Несмотря на усилия маэстро Спивакова, Национальный филармонический оркестр звучал несколько грубовато. В симфонических, многоголосных эпизодах это было еще адекватно, но порой тонкости и нюансы музыки оказывались музыкантам недоступны. Впрочем, здесь ситуация не безнадежна, ибо мы все смогли в итоге оценить красоту музыки. К тому же на высоте был отличнейший хор Академии хорового искусства под руководством Виктора Попова.

    С текстовой частью дело обстояло куда хуже. Текст Поля Клоделя заучивался артистами, видимо, на слух. В итоге смысл остался за гранью понимания. Не говоря уже об откровенно скверном произношении (что особенно резало слух по контрасту с чистейшей речью француженки Ардан). К тому же русский артист, как известно, не в состоянии занимать на сцене место, сообразное замыслу режиссера, – ему необходимо привлекать максимум внимания.Тогда как звезда мирового уровня работала строго по рисунку и брала на себя ровно столько внимания, сколько нужно (хотя даже в полной статике и молчании мадемуазель Ардан зачаровывала и околдовывала), остальные буквально лезли из кожи вон…

    Положим, Дмитрий Назаров, исполнявший роль брата Доминика, фактурен по своей природе и наделен мощной актерской энергетикой, и его присутствие поневоле переключает зрительский интерес. Но господам, изображавшим «другие голоса», право, стоит быть несколько скромнее. Особенно это касается Юрия Чурсина, который вел себя так, словно на сцене он единственный: в каждой позе, жесте, выражении лица (проще говоря, гримасе) было столько ложной многозначительности и желания во что бы то ни стало быть главной фигурой происходящего, что становилось смешно. Молодой артист подавал себя с капризным величием премьера, удивленного отсутствием в зале падающих в обморок поклонниц. Меж тем не стоило забывать, что в такой сложной сценической конструкции каждый исполнитель должен быть строго на своем месте – иначе разрушается цельность.

    И в этом контексте коллега Чурсина Кирилл Пирогов, четко выполнявший режиссерские задачи, смотрелся более достойно. Да и с французским произношением у Пирогова дело обстояло прилично.

    Возможно, стань «Жанна д’Арк на костре» традиционным, регулярно исполняемым в Москве спектаклем, его достоинства и недостатки стоило бы изучать более критично. Однако огонь, блеснув и опалив, угас ровно через два вечера. И в памяти останутся две вещи: звучание превосходной музыки и чарующий, неземной облик Фанни Ардан. Принадлежащей к числу артистов столь великолепных, что одно их созерцание наполняет жизнь смыслом.

     
     
    © 2005 - 2022 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •