Игорь Мальцев Игорь Мальцев Отопление в доме поменять нельзя, а гендер – можно

Создается впечатление, что в Германии и в мире нет ничего более трагичного и важного, чем права трансгендерных людей. Украина где-то далеко на втором месте. Идет хорошо оплачиваемая пропаганда трансперехода уже не только среди молодежи, но и среди детей.

9 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

9 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

5 комментариев
21 октября 2005, 12:38 • Культура

Распять Микки-Мауса

Распять Микки-Мауса
@ annoy.com

Tекст: Маргарита Меклина

У работы «Американская мечта спущена в унитаз» периодически разыгрываются забавные сценки: пикетирующие выставку ветераны войны бережно вызволяют флаг из горшка и церемонно его расправляют, а служители музея тут же комкают флаг и опять запихивают его в унитаз.

Современный художник: куда-то исчезли живописные патлы и джинсы в красочных пятнах, а косноязычие, забитость и разбросанность гения сменились деловыми Емелями, знанием своих прав и безупречными кирпичиками веб-страниц. Таков Клинтон Фейн, здоровенный, короткошерстный громила, обликом скорее напоминающий чисто выбритого бюрократа или дельца, чем ранимое всклокоченное существо, ассоциирующееся у нас со словом «творец».

Источник сарказма

Клинтон Фейн
Клинтон Фейн
Живущий во Фриско 39-летний белый уроженец Южной Африки Фейн уже настолько освоился в США, что начал нападать на пригревшую его суперстрану. Похоже, что Америка вызывает у новопоселенцев не только прилив благодарности за полки, ломящиеся от бросового китайского барахла, – для Фейна она вдохновенный источник сарказма. Сам Фейн также вызывает у своей новой Родины-матери неприязнь: например, местная типография наотрез отказалась печатать его плакаты, сказав: «Слишком много насилия». А ведь Фейн всего лишь включил в свои фотомонтажи документальные снимки с Иракской войны.

Вот одно из его бьющих не в бровь, а в глаз фотохудожеств: американский флаг, на котором место звездочек занято распростершими руки белыми фигурками в балахонах (обозначающими иракских пленных, замерших на ящиках в ожидании «обещанного» надзирателями электрошока), а место красных полосок – чиновничьим чинным отчетом об истязательствах в абу-граибской тюрьме. Белые же полоски символизируют молчаливое бездействие министра обороны США Дональда Рамсфельда.

Подходы Фейна не оригинальны: американский флаг в искусстве использовали все кому только не лень – от Джаспера Джонса до Роберта Мапплторпа. Тем не менее Фейн набивает подушку «старых форм» новым содержанием-пухом. Вот, например, Микки-Маус – к нему обращались и Кит Харинг, и Уорхол. У Фейна курносый Микки безвольно и жалко распят на кресте, в его черные лапки забиты острые гвозди. Внизу емкая подпись: faggot (пи…с).

Флаг в искусстве

Плакат, посвященный недавней «оговорке» американской «Ньюсуик», неосмотрительно сообщившей об осквернении американцами святой для каждого мусульманина книги.
Плакат, посвященный недавней «оговорке» американской «Ньюсуик», неосмотрительно сообщившей об осквернении американцами святой для каждого мусульманина книги.

Что касается флага, то использование его «не по назначению» до сих пор вызывает бурные споры. В музее города Феникс проходила выставка под названием «Американский флаг в современном искусстве». Одна из тамошних инсталляций называлась «Американская мечта спущена в унитаз» и представляла собой унитаз за решеткой, из которого наружу свешивалось звездно-полосатое полотнище. У этой работы периодически разыгрывались забавные сценки: пикетирующие выставку ветераны войны бережно вызволяли флаг из горшка и церемонно его расправляли, а служители музея тут же комкали флаг и опять запихивали в унитаз.

Созданная Кэйт Миллет в 1970 году «Американская мечта...» апеллировала к проблемам войны во Вьетнаме. Критикующая позицию США по отношению к Ираку, вышеупомянутая работа Клинтона Фейна перекликается с этой инсталляцией Кэйт Миллет, хотя кумиром Фейна является не она, а Джон Хартфильд (1891-1968) – родоначальник фотомонтажа и кратковременный член группы «Дада». Друживший с Бертольдом Брехтом и знавшийся с Ильей Эренбургом и Владимиром Маяковским, Джон Хартфильд, посетивший в тридцатых годах СССР и выставлявшийся там, своими работами активно критиковал политику Веймарской республики и нацистской Германии.

Как и Хартфильд, Фейн использует в своих коллажах Адольфа, сажая его рядком с младшим Бушем. Также в фотомонтажах принимают участие Папа Римский, Усама бен Ладен, карикатурный Дядюшка Сэм, взорвавший здание в Оклахоме Маквей или ангелоподобная Джон-Бенет Рэмзи, шестилетняя победительница пошловатых конкурсов красоты, чья не по-детски печальная участь (она была найдена бездыханной в подвале) стала неиссякаемым источником интереса американских телезевак.

Что наша жизнь? Коллаж

«Жизнь, свобода и поиски счастья».
«Жизнь, свобода и поиски счастья».

Одна из работ Фейна представляет собой коллаж из фотографий, на которых изображены мертвецы. Каждое мертвое тело символизирует тысячу погибших иракцев, загубленных для того, чтобы горстка людей была освобождена от деспотизма Саддама. Поверх фотографий пущена цитата из Конституции США: «Жизнь, свобода и поиски счастья».

На другой работе – несколько голых людей в капюшонах (иракских пленных под контролем своих надзирателей), выполняющих друг над другом некие сексуальные действа. Поверх надпись: «ты получил то, чему научил». Это отсыл к американскому пуританству – сексуальная закрепощенность у себя дома (вспомним историю про высокопоставленного американского чиновника Джона Эшкрофта, пытавшегося прикрыть обнаженную грудь Фемиды) повлекла к разнузданному отношению к иракским зэка.

Восходящая сан-францисская звезда Клинтон Фейн активно задействован и в политике, и в искусстве – ведь свои провокационные плакаты он должен не только создавать, но и распространять, а сделать это, особенно при нынешнем закручивании государственных гаек, непросто. Несколько лет назад Фейн довел свое дело до Верховного суда США и победил: если раньше его шокирующие фотомонтажи могли быть запрещены к диссеминации по электронным каналам, то отныне он – или любой другой человек – при помощи Интернета может распространять даже «раздражающие» кого-то работы.

И веб-сайт, и выставки, и выигрывание дела в суде – все это своеобразный перформанс, сольное шоу. Предметом искусства для Фейна становится не только сам фотоколлаж, но и жест. Например, выставка Фейна в Нью-Йорке под названием «Предостережение», «посвященная» правлению младшего Буша, проходила как раз во время съезда республиканцев. Одна из выставок в Сан-Франциско, на которой Фейн обнажил уязвимость американских стратегических объектов, портов и мостов, акцентируя внимание на том, что США пробуждают в своих гражданах животный страх перед «Аль-Каидой*», открылась незадолго до выборов президента.

Клинтон Фейн демонстрирует нам, что искусство давно уже перестало быть заповедным оазисом, по которому степенно прогуливаются лишь очкастые мальчики-ботаники или синечулочные девочки. Современное искусство – это медийная мешанина, поисковая машина, хаотическая кинохроника, бегущая строка новостей; это спущенный в унитаз флаг или Коран, юление и вранье власть имущих, лебезение ничего-не-имущих, проблемы с энергией и электричеством, политика, портянки Хусейна, бен-ладеновская окладистая борода и длиннорукая «Аль-Каида». Если зайдете на сайт Фейна , то немедленно увидите там плакат, посвященный недавней «оговорке» американской «Ньюсуик», неосмотрительно сообщившей об осквернении американцами святой для каждого мусульманина книги.

На сайте Фейна фотомонтажи сопровождаются выдержками из американских реакционных указов, резонирующими «мессидж» плакатов стихами и перчеными передовицами на злободневные темы. По словам одного из критиков, Фейн превратился в своеобразное поддерживаемое всего лишь одним человеком новостное агентство (я бы добавила «арт-агентство»). Он понимает под искусством не только картину или коллаж, но и так называемое жизнетворчество, когда художественным произведением становится конгломерат политических акций, гражданской позиции и собственно фотомонтаж.

* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ

..............