Взгляд
6 декабря, вторник  |  Последнее обновление — 14:10  |  vz.ru
Разделы

Коллизия с «Дождем» в Латвии – признак полноценной холодной войны

Федор Лукьянов
Федор Лукьянов, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике»
Квант плюрализма отчасти и придает происходящему пресловутую «гибридность». Однако теперь он становится рудиментом ушедшей эпохи. Подробности...

Украинской церкви очень тяжело, но в истории бывало и хуже

Сергей Худиев
Сергей Худиев, публицист, богослов
Как памятник Екатерине напоминает, что Одессу основали вовсе не Бандера с Шухевичем, так и Церковь самим своим существованием напоминает о том, что реальная история выглядела совсем не так, как ее рисуют украинские националисты. Подробности...

Повод для вторжения на Украину Польше даст Тайвань

Владимир Можегов
Владимир Можегов, публицист
Кажется очевидным, что почти с самого начала СВО поляки явно ищут предлоги зайти на Украину. И чем дальше, тем мечта полакомиться украинскими территориями разгорается в польской душе все сильней. Подробности...
Обсуждение: 12 комментариев

Владимир Путин проехал по отремонтированному Крымскому мосту

Владимир Путин посетил Крымский мост, где идут восстановительные работы после теракта, произошедшего в октябре. Глава государства выслушал доклад вице-премьера Марата Хуснуллина и выразил надежду, что поврежденный железнодорожный путь на мосту окончательно восстановят к середине летнего сезона
Подробности...

Собянин побывал в зоне проведения специальной военной операции

Мэр Москвы Сергей Собянин побывал на линии обороны в зоне специальной военной операции (СВО). Градоначальник лично проверил, как бойцам помогают обустроить рубежи: противотанковые рвы, траншеи, доты и блиндажи. По его словам, у мобилизованных из Москвы военных «настроение боевое»
Подробности...

При крушении самолета Beechcraft 55 Baron в Армении погибли российские пилоты

При крушении самолета В55 в Армении, летевшего в Астрахань, погибли два российских пилота. Самолет разбился вблизи деревни Джрабер Котайкской области, в 26 км к северу от Еревана. После падения машина развалилась на части и загорелась. Прибывшие на место трагедии пожарные потушили возгорание спустя 20 минут
Подробности...
11:59

Первый передвижной клуб культуры появился в Подмосковье

Первый многофункциональный передвижной культурный центр появился в Домодедово в Московской области Подмосковье, в нем есть все необходимое для концертов и кинопоказов: сцена, полный набор световой и звуковой мультимедийной аппаратуры.
Подробности...
21:02
собственная новость

Центр реставрации книг решили создать в Кирове

Перспективы создания на базе библиотеки имени А. И. Герцена регионального центра реставрации книг обсудила министр культуры России Ольга Любимова с главой Кировской области Александром Соколовым.
Подробности...
20:39
собственная новость

В Тверской области запланировали торжества в честь 350-летия Петра I

Мероприятия в честь 350-летия со дня рождения Петра I в 2022 году вошли в перечень культурного развития Верхневолжья, сообщили в правительстве Тверской области, где рассмотрели реализацию национального проекта «Культура».
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Шойгу озвучил потери ВСУ за ноябрь

    Главная тема


    Кому нужна монгольская революция

    Босфор и Дарданеллы


    Эксперт объяснил, зачем Эрдоган устроил пробку из танкеров с российской нефтью

    поставки микроэлектроники


    NYT: Россия наладила производство крылатых ракет в условиях санкций

    общественное мнение


    Опрос: Половина жителей США поддержали срочное принуждение Киева к мирным переговорам с Москвой

    Видео

    заинтересованные стороны


    Зачем Иран на самом деле распустил «полицию нравов»

    российский миллиардер


    Проблемы Фридмана в Лондоне станут для бизнеса уроком

    рост цен


    Эстония страдает без российского электричества

    тяжелый бомбардировщик


    Как устроен сверхсекретный американский «стратег»

    «лучший друг США»


    Как Байдену пришлось разочаровать Макрона

    найти предлог


    Владимир Можегов: Повод для вторжения на Украину Польше даст Тайвань

    принять решение


    Ирина Алкснис: Главный ресурс России в СВО – время

    русофобия и нацизм


    Игорь Караулов: Цель Запада – перепрошивка наших мозгов

    на ваш взгляд


    Является ли для вас авторитетным мнение Аллы Пугачевой?

    Свойства без человека

    Писательница Эльфрида Елинек
       20 октября 2005, 16:27
    Фото: AP
    Текст: Дмитрий Бавильский

    «Алчность» в переводе Татьяны Набатниковой появился на книжных прилавках только летом. Но уже к началу осени было продано несколько десятков тысяч экземпляров и «Алчность» вышла в разряд интеллектуальных бестселлеров. Что странно, потому что читать этот текст сложно и практически невозможно дочитать. И дело совершенно не в «шокирующих подробностях», которыми писательница наполняет все свои книги, наиболее известная из которых – «Пианистка».

    Впрочем, шокировать современного читателя невозможно, трудности чтения здесь иного рода – эстетического: Елинек совершенно не заботится о читательском комфорте.

    Перемена участи

    Обложка романа Эльфриды Елинек «Пианистка»
    Обложка романа Эльфриды Елинек «Пианистка»

    «Пианистка», фильм М. Хенеке с И. Юппер в главной роли, снятый по одноименному роману Елинек, положил основу международной известности радикальной австрийской феминистки. Потому что интеллектуалы знали Елинек давно. В основном как остросоциального драматурга. Иное дело – признание масс.

    Сначала «Пианистку» наградили в Каннах, затем подоспела и Нобелевская премия. Убежден – не было бы фильма, не было бы и премии. Сработал закон сообщающихся сосудов. Тем более что книги Елинек – груды полусырых внутренних монологов невнятной атрибуции. Когда сложно понять, кто говорит – автор или персонаж. Или оба они вместе. Совершенно непонятно, как тот же Хенеке писал сценарий, – сюжет бьется нитевидным пульсом, пробиваясь сквозь груды сырых слов. Ни одного диалога – только большие периоды-абзацы, каждый из которых заканчивается на выдохе-выкрике.

    Таким романам необходимо предпосылать либретто. Ибо даже если читать очень внимательно, то не сразу поймешь, в чем суть борьбы жандарма Курта Яниша с окружающими его женщинами. Которых он совращает, соблазняет, бросает в поисках лучшей недвижимости, доводит до самоубийства, а одну из них, видимо, убивает сам. На читателя сыпятся подробности семейной жизни Курта, мысли писательницы по поводу жизни в Австрии, подробнейшие (на десятки страниц) описания озер и водоемов, нешуточный социальный пафос и россыпи метафор.

    Нет слов, все это злободневно и порой красиво, особенно в ритмически точном переводе Татьяны Набатниковой, однако категорически не хватает путеводной нити, способной провести читателя сквозь все эти завалы. Понимаешь, что Шеро ваял сценарий «Пианистки» подобно скульптору – отсекая все лишнее и редуцируя многостраничные излияния до скупых глаголов.

    Наследница по прямой

    Обложка романа Эльфриды Елинек «Алчность»
    Обложка романа Эльфриды Елинек «Алчность»

    Эльфрида Елинек – последний авангардист австрийской словесности, наследница по прямой трудночитаемых модернистов типа Музиля, чья эпопея «Человек без свойств» была построена схожим образом. Хотя при всем экзистенциальном и эстетическом пафосе Музиль не забывал и про сюжет, про внятность структуры, позволяющей читателю отдыхать хотя бы время от времени. К тому же Музиль исследовал душевную выхолощенность современного ему человека, а для Елинек предметом анализа является социум, извращающий человеческую природу.

    Плотностью своей «Алчность» напомнила мне и другой жанровый прообраз – прозу, как ни странно, Габриэля Гарсиа Маркеса, чей фантастический реализм тоже ведь чурался диалогов, требуя для воссоздания первородной плотности мифологических материй одышливых абзацев и изматывающих периодов. Тем существеннее разница: метафизические цепочки Маркеса основаны на народных преданиях и легендах, которые он – тоже ведь Нобелевский лауреат – вплетает в ткань современной жизни.

    Для Елинек источником фантастического служит экологически замусоренная капиталистическая реальность – социальные механизмы, сексуальная неврастения, гендерная запущенность, когда мужчины и женщины, выбитые из своих привычных ролей, совершают странные и действительно фантастические поступки. Здесь уже нет, не может быть «крови и почвы», прорывов к природной сути, здесь цветы и чувства пробиваются сквозь асфальт и отвалы металлургических производств, зацветая в густых металлургических лесах...

    Все перепуталось, и горько следить за негативной антропологией Елинек. Аннотация говорит, что «Алчность» – роман о женоненавистничестве, – не верь, всяк сюда входящий, ибо больше всего автор ненавидит мужчин – похотливых, пузатых, подлых, словно бы увиденных с изнанки. Это важно, потому что в искусстве мы привыкли преимущественно к мужскому взгляду на мир. А тут визги и писки кастрационного синдрома, статусно закрепленные «Нобелевкой». Оттого и покупают, купаясь в повышении собственной самооценки, ибо бренд позволяет.

    Скандал в благородном семействе

    Академик Кнут Анлунд (фото АР)
    Академик Кнут Анлунд (фото АР)

    Однако на прошлой неделе вышел казус, который нарушает узаконенный порядок поступательного восхождения «гранд- нобелей». Кнут Анлунд, один из 16 членов Нобелевского комитета, вышел в отставку, протестуя против присуждения премии Эльфриде Елинек. Год спустя Анлунд нарушил святая святых комитета (все обсуждения которого помещены в секретный архив на полстолетия) и вынес нобелевский сор наружу. Анлунд высказался о романах Елинек как о порнографии и словесном мусоре, унижающем гуманистический пафос премии.

    И с ним, между прочим, можно легко согласиться. Ведь если эстетические материи – субстанция эфемерная и не поддающаяся четким дефинициям, то ненависть и мизантропия, которые излучает «Алчность», вызывают вполне понятное и четкое отвращение. В годы перестройки гулял публицистический штамп про «порнографию духа». Что ж, вполне в струе с ощущениями Кнута Анлунда. Понятно, что автора разрывает боль за судьбы человека и всего человечества, но зачем же стулья ломать?

    К тому же поддерживая мизантропию гулким статусом. Чем бы была «Алчность» без нобелевской мантии? В любом книжном магазине теряешься от разнообразия новинок на любой вкус, запах и цвет. В этом изобилии даже самые сюжетные и привлекательные романы расходятся минимальными тиражами. А тут – два десятка тысяч копий «Алчности», которую читать без зубовного скрежета и воли, собранной в кулак, невозможно.

    И кто все эти люди? Что вынесли они из этого 463-страничного штурма человеческих возможностей? Антропологический эксперимент с применением тяжелой артиллерии продолжается.

     
     
    © 2005 - 2022 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •