Взгляд
29 мая, воскресенье  |  Последнее обновление — 08:51  |  vz.ru
Разделы

Миру готовят сразу несколько новых сюжетов апокалипсиса

Глеб Простаков
Глеб Простаков, бизнес-аналитик
Если в 2020-21 годах обкатывали единственный – пандемийный – сюжет, то в 2022 году планету захлестнут сразу несколько апокалиптических сюжетных линий – от новых пандемий и угрозы ядерной войны до как нельзя более своевременного нашествия инопланетян. Подробности...

«Санта-Барбара» бигтеха с Белым домом

Никита Данюк
Никита Данюк, первый замдиректора Института стратегических исследований
О близкой дружбе с администрацией Байдена среди техногигантов не принято говорить вслух. Однако некоторые действия платформ не могут не вызывать вопросов уже только потому, что экономически они крайне невыгодны для бизнеса. Подробности...

Герои Украины воюют с мертвецами

Максим Соколов
Максим Соколов, публицист
До каких еще пределов будет в Европе простираться украинская монументальная пропаганда? Осквернение могил, проще говоря. И русских, и не русских – как на Пер Лашез. Подробности...
Обсуждение: 20 комментариев

Корабль Starliner компании Boeing стартовал к МКС

Перспективный космический корабль Starliner компании Boeing в рамках второго тестового полета стартовал к Международной космической станции (МКС) в беспилотном режиме. На первой ступени ракеты-носителя Atlas V использовался российский двигатель РД-180, произведенный НПО «Энергомаш»
Подробности...

Боевики «Азова» начали сдаваться в плен

256 украинских боевиков сдались в плен на мариупольском заводе «Азовсталь». Среди пленных число раненых составляет 51 человек. Большую часть раненых под конвоем отвезли в больницу города Новоазовска. При этом на заводе все еще остается около двух тысяч боевиков
Подробности...

«Москвичи» – какими они были и могли быть

Мэр Москвы Сергей Собянин принял решение перевести московский завод «Рено» на баланс города и возобновить производство автомобилей под брендом «Москвич». Газета ВЗГЛЯД вспомнила, какую продукцию выпускал завод в советские времена, а какие идеи инженеров так и остались в макетах...
Подробности...
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: В Запорожской области предсказали появление сухопутного коридора Москва – Крым

    Главная тема


    США дают Украине иллюзию военного превосходства

    «внушительные суммы»


    Силовые структуры занялись счетами Чубайса в Европе

    «Крутейший трофей»


    В Красном Лимане захвачен комплекс спутникового интернета Starlink

    «хватит миндальничать»


    Медведев потребовал «быстрых и жестких» действий против иноагентов

    Видео

    козыри Москвы


    Россия задала Финляндии два территориальных вопроса

    оружие массового поражения


    Ядерным амбициям Киева появилось новое подтверждение

    западная украина


    Польские интриги провоцируют Белоруссию на участие в спецоперации

    государственный террор


    Киев угрожает Венгрии нефтяной войной

    стратегический курс


    Что Россия получит от присоединения Запорожья

    поставки оружия


    Владимир Прохватилов: Украине нечего противопоставить «Огневому валу» России

    украинская пропаганда


    Максим Соколов: Герои Украины воюют с мертвецами

    интеграция стран


    Сергей Миркин: Получит ли Польша Западную Украину

    на ваш взгляд


    Как изменится ваше отношение к творчеству нравившегося вам артиста, если его политическая позиция окажется отличной от вашей?

    Подсчет утопленников

    Художник Алексей Каллима
       18 октября 2005, 17:50
    Фото: ИТАР-ТАСС
    Текст: Андрей Ковалев

    Художник Алексей Каллима относится к крайне левой фракции нашего художественного населения. Идеолог и организатор самого радикального художественного проекта начала нулевых годов – галереи «Франция», он с группой товарищей осуществлял безумную попытку побороть «общество спектакля». Именно так называлась культовая книжка французского философа Ги Дебора, серьезно повлиявшая на европейское самосознание последних лет.

    В согласии с наставлениями блаженной памяти Ги Дебора, сорок лет назад объявившего войну не на жизнь, а на смерть обществу, в котором всякий жест превращается в шоу, а также в результате длительных семинаров, которые вел Анатолий Осмоловский, была произведена теория нонспектакулярного искусства. То есть искусства как бы совсем невидимого для проклятого «общества спектакля».

    Но не тут-то было – оказалось, что изготовлявшиеся нонспектакулярщиками маленькие предметики, потаенно изменяющие картину тоталитарного мира знаков, сами по себе превращаются в шоу типа «Угадай мелодию».

    Вечное возвращение в Грозный

    Алексей Каллима на глазах у зрителей создает живую скульптуру - «образ заложников» (фото ИТАР-ТАСС)
    Алексей Каллима на глазах у зрителей создает живую скульптуру - «образ заложников» (фото ИТАР-ТАСС)

    Проект, как и следовало ожидать, провалился. Однако оставил о себе хорошие воспоминания. И у самих его участников, и у зрителей – слишком уж притягателен и выразителен был драйв, с которым производились эти невзрачные вещицы, для обнаружения которых были потребны специальные объяснения. Каллима не стал рыдать над угаснувшим тельцем новоиспеченного течения. Обнаружилось, что при всей своей нонспектакулярности, с которой он стартовал на московской сцене, он еще и преизрядный монументалист, обладающий редкой теперь способностью осваивать большие поверхности.

    Повернувшись лицом к обществу тотального шоу, Каллима весьма удачно освоил умения, остро необходимые для работы внутри этой машины, требующие максимальной персонификации. Оказалось, что он обладает весьма необычной биографией и личными переживаниями.

    Русский по происхождению беженец из Грозного, он не убоялся выставить на всеобщее обозрение именно эту часть своей индивидуальной биографии, выступая при этом от имени некоего горного жителя. В сочетании с несомненным мастерством монументалиста и игривыми приемами, отработанными во времена нонспектакулярности, получилось весьма и весьма убедительно.

    По крайней мере, начертанное во время 1-й Московской биеннале на стене бывшего музея Ленина большое панно, живописующее битву Чеченца и Русского, вызвало большой интерес. И в самом деле штука загадочная – ровным счетом никаких обращений к теме кавказской войны в современном искусстве последнего десятилетия не наблюдается. Каллима оказался первым, кто начал с ней работать. Произошло это, наверное, потому, что действительная реальность и реальная действительность наших художников почему-то принципиально не интересуют. Хотя проблематизация Кавказа – дело очень выигрышное, меня западные товарищи многажды спрашивали, нет ли у нас чего-нибудь подобного.

    Эстетическая нумерология

    Алексей Каллима. «Проверка на дорогах, или Случай на обочине» (www.guelman.ru)
    Алексей Каллима. «Проверка на дорогах, или Случай на обочине» (www.guelman.ru)

    Так что бренд у молодого художника получился вполне подходящий – убедительный, в меру агрессивный. И, что самое главное, предельно политкорректный.

    В области визуальных искусств бренд – штука очень важная. Нужно сделать так, чтобы с первого взгляда на большой выставке или на журнальной странице было бы видно – меха художника N, неон мастера NN, задница перформансиста Y. И так далее по списку. Но русские художники – не такие, чтобы так уж сразу стать в завоеванную колею, чтобы потом всю жизнь лепить какие-нибудь кубики или кружочки. Как, например, художник Роман Опалка, который на протяжении многих десятилетий писал, в сущности, одну и ту же картину, стоически заполняя ее цифрами в порядке возрастания.

    Роман Опалка вспомнился мне потому, что в своем новом проекте Алексей Каллима отошел от кавказской тематики и занялся чистой концептуальной нумерологией.

    Тщательно заснял обнаруженные в каком-то гаражном кооперативе номера, начертанные некогда старательной бюрократической рукой. Случилось это важное событие, судя по всему, уже довольно давно. Краска облезла, а народные умельцы всяк по-своему преобразили действительность. Пуристы оставили все как есть, сохранив историческую правду; украшатели разрисовали номера разными красочками; некий минималист все закрасил в один смурной цвет. А один радикал и вовсе скрыл присущий ему номер под красным кружком – точно как на японском флаге.

    В результате у Каллимы получилось настоящее искусство, которого он некогда безуспешно пытался избежать. Во-первых, создано пространство для бесконечных интерпретаций, каждая из которых оказывается заведомо ложной. Во-вторых, очень красиво получилось. Внимательный и пристальный взгляд настоящего художника извлек из реальности такое богатство фактур, которые сложились в сложную формалистическую симфонию с некоторым скрытым социально-семиотическим подтекстом.

    Красота да и только! Эстеты могут любоваться сложными разводами, нумерологи – заняться любимыми подсчетами. А лица, наклонные к концептуализму, – зарыдать от обилия легко опознаваемых сокрытых смыслов, упрятанных за роскошной простотой. Постмодернизм лукавый закончился, снова настал прямой и ответственный модернизм.


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •