Взгляд
27 мая, пятница  |  Последнее обновление — 02:59  |  vz.ru
Разделы

Украине нечего противопоставить «Огневому валу» России

Владимир Прохватилов
Владимир Прохватилов, президент Академии реальной политики
Принесет ли успех и решающий перелом в боевых действиях доставленное западными странами на Украину небольшое число современных вооружений и военной техники? «Это вряд ли», – сказал бы легендарный красноармеец Сухов. Подробности...
Обсуждение: 19 комментариев

Как импортозаместить западное кино

Игорь Мальцев
Игорь Мальцев, писатель, журналист, публицист
Возникают вопросы: каковы были принципы планирования киноиндустрии, на которую никто с некоторых пор денег не жалел? Закладывалось ли априорное лидирующее положение в прокате за иностранными фильмами? Подробности...
Обсуждение: 8 комментариев

Получит ли Польша Западную Украину

Сергей Миркин
Сергей Миркин, журналист, Донецк
Предоставив полякам права, равные правам граждан Украины, ЗЕкоманда отказывается от части суверенитета. Уже привычно, что «Нэзалэжна» находится под патронатом США, стала сателлитом Великобритании, а теперь движется к тому, чтобы стать полуколонией Польши. Подробности...
Обсуждение: 10 комментариев

Корабль Starliner компании Boeing стартовал к МКС

Перспективный космический корабль Starliner компании Boeing в рамках второго тестового полета стартовал к Международной космической станции (МКС) в беспилотном режиме. На первой ступени ракеты-носителя Atlas V использовался российский двигатель РД-180, произведенный НПО «Энергомаш»
Подробности...

Боевики «Азова» начали сдаваться в плен

256 украинских боевиков сдались в плен на мариупольском заводе «Азовсталь». Среди пленных число раненых составляет 51 человек. Большую часть раненых под конвоем отвезли в больницу города Новоазовска. При этом на заводе все еще остается около двух тысяч боевиков
Подробности...

«Москвичи» – какими они были и могли быть

Мэр Москвы Сергей Собянин принял решение перевести московский завод «Рено» на баланс города и возобновить производство автомобилей под брендом «Москвич». Газета ВЗГЛЯД вспомнила, какую продукцию выпускал завод в советские времена, а какие идеи инженеров так и остались в макетах...
Подробности...
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Россия открыла гумкоридор для иностранных судов в портах Украины

    Главная тема


    Киев угрожает Венгрии нефтяной войной

    «петушиная риторика»


    Медведев назвал требования Зеленского «категоричными до идиотизма»

    «должны держаться вместе»


    Токаев назвал Россию азиатской страной и процитировал Сталина

    «они не спровоцируют меня»


    Патриарх Варфоломей призвал русских монахов на Афоне «сидеть смирно»

    Видео

    пошлины на импорт


    Польша напрасно пугает покупателей российской нефти

    стратегический курс


    Что Россия получит от присоединения Запорожья

    общественное мнение


    Определен самый пророссийский народ Евросоюза

    «отдавали то, что не жалко»


    Европа преувеличивает истощение военных запасов из-за Украины

    чрезвычайное положение


    Венгрия готовится к распаду Украины

    нацистская сущность


    Игорь Караулов: Как России удалось не стать Украиной

    страх перед Россией


    Вадим Трухачёв: Финляндию и Швецию нельзя было не пустить в НАТО

    магия города


    Антон Размахнин: Из Москвы напрочь пропала агрессия

    на ваш взгляд


    Как изменится ваше отношение к творчеству нравившегося вам артиста, если его политическая позиция окажется отличной от вашей?
    Василий Колташов

    Василий Колташов: Настало время начать Кulturkampf

    Василий Колташов
    руководитель Центра политэкономических исследований Института нового общества
    18 апреля 2017, 13:02

    И Россия, и Евросоюз борются с террористами, но не против культурной среды, их формирующей. Между тем именно она является источником угрозы, а вовсе не брошюры какого-нибудь радикального муллы.

    Терактов в Европе стало так много, что пора осознать: необходимо нанести удар по культурной среде фундаменталистов. Настало время начать Кulturkampf – культурную борьбу, как первый канцлер Германии Отто фон Бисмарк некогда обозначил свою политику в отношении враждебных религиозных сообществ.

    Готовить боевиков-террористов запрещено, а готовить фанатиков вполне допустимо

    Большинство граждан России не понимают, чем они не угодили исламским террористам. Они задают себе вопрос, отчего мишенью фанатиков становятся обыкновенные люди, ведь они не политики, которые принимают решения, и не крупные бизнесмены, которые осуществление этих решений оплачивают.

    Граждане также спрашивают себя: могут ли спецслужбы и полиция обеспечить безопасность одними лишь своими мерами?

    Ответ на этот вопрос искать не приходится. Вслед за терактом в метро Санкт-Петербурга произошла атака фанатика на грузовом автомобиле в Швеции. А ранее безжалостно давили пешеходов автотеррористы в Лондоне и Ницце. Полиция вынуждена была признать: предугадать эти убийства было едва ли возможно.

    А ведь было еще много других подобных терактов. В Москве было убийство больной девочки ее няней-мусульманкой. Несмотря на признание женщиной религиозных мотивов своего акта, служители закона и медики свели дело к индивидуальному безумию.

    Подобным образом считают необходимым действовать и в других странах. Считается, что никому не запрещено сходить с ума в любой форме и на любой почве, а после отправляться на лечение.

    Списывать все на индивидуальное безумие так же удобно, как и объяснять терроризм наличием радикальных исламистских организаций. Это удобно потому, что позволяет не касаться причины явления.

    С исламским терроризмом государства Европы и Северной Америки могут бороться бесконечно. Никаких технических средств, никакой подготовки агентов не будет достаточно для победы над этим явлением, если не касаться его корней.

    Они же состоят в том, что быть террористом запрещено, а религиозным фанатиком – нет.

    Можно быть приверженным каким угодно средневековым обрядам и требованиям к окружающим, нельзя только переходить грань. Говоря иначе: готовить боевиков-террористов запрещено, а готовить фанатиков вполне допустимо.

    Им можно внушать, что этот мир погряз в грехе и разврате, а люди кругом поклоняются одному лишь «Золотому тельцу». Можно учить ненавидеть окружающих как отрицающих на деле «истинную религию», ее правила и требования.

    Эксперт по политическому исламу Института глобализации и социальных движений* Шафик Ахмет пережил в Пакистане четыре покушения талибов. Он так объясняет мотивы террористов:

    «Они враждебны самой повседневной светской жизни «людей Запада» с ее свободой и потребительскими ориентирами. Потому в глазах вставшего на путь террора фанатика обычные граждане не заслуживают пощады. Они живут в грехе. Их жизни не ценны, поскольку ценность человеческой жизни вообще – это продукт эпохи европейского возрождения и просвещения, малограмотным фанатикам неизвестный и непонятный. Даже если жертвы относят себя к исламу, это не тот ислам, который уважается фанатиком. В нем нет слепого признания догматов и тотального соблюдения обрядов и разных условностей».

    Большинство верующих в России исповедуют легкую форму религии, соответствующую принципам французского философа Вольтера. Богу, согласно их представлениям, угодно не следование тысячам мелких предписаний и бездумное принятие религиозных текстов, не подчинение объявившим себя лидерами веры людям, а добродетельное поведение.

    Отчасти люди заменяют хорошие дела некими религиозными действиями, например, раскаянием в дурных поступках, но базовое представление о ценности личной порядочности от этого не меняется. Главное же, что религиозные представления не мешают людям быть активными: ставить перед собой цели, трудиться, реализовывать потребительские желания.

    Религиозный фанатик не живет в реальном мире, а ориентируется совсем на иное. Существует легенда, будто президент исламизированного до предела и нищего Пакистана Асиф али Зардари спросил у главы успешного и богатого Сингапура Ли Куан Ю, как его страна добилась столь многого в экономике. Сингапурский лидер якобы ответил: «Просто мы не считаем, что жизнь начинается после смерти».

    Между тем не только террористы-смертники, но и фанатики-фундаменталисты убеждены: после праведной смерти их ждет множество темноглазых девственниц и отлично прожаренная баранина. Это дикое средневековое представление и признак полного непонимания понятий «материальное» и «нематериальное». Но это также демонстрация нежелания и неготовности жить и созидать в этом мире.

    Интересно и другое: зацикленный на радикальных религиозных вопросах человек закрыт от реального мира, не ориентирован на его улучшение, пусть даже в рамках своей профессиональной и социальной компетентности. Он не может себя реализовать, потому что сам себе мешает.

    Эти помехи так же реальны, как и помехи, создаваемые экономическими проблемами, что в России, что в ЕС. Польза от такого индивида невелика ни для общества, ни для него самого.

    Ужасно признавать, но фундаментализм не отступает, он сохраняется в среде выходцев из наиболее отсталых регионов Средней Азии и Кавказа. Руководитель Лаборатории международной политической экономии РЭУ им. Г.В. Плеханова Руслан Дзарасов полагает, что рост экономики мог бы помочь решить проблему.

    Он отмечает: «основная масса людей с фундаменталистскими религиозными взглядами бедны. Плохое состояние экономики не дает им поднять свое благосостояние, повысить социальный статус. От этого потребительские соблазны вокруг них вызывают особое раздражение, а повседневная жизнь «грешников» – ярость и желание добиться от мира «исправления», соответствия неким радикальным религиозным канонам. Здесь и начинается переход от фанатика к террористу, совершающему особо «благое» и якобы угодное божеству дело».

    Как решить эту проблему? Как ликвидировать среду, подпитывающую терроризм, сохраняя терпимость к его культурным основам?

    В либеральном Евросоюзе считается неправильным посягать на представления меньшинств. В России многие консерваторы убеждены в недопустимости критики «вековых ценностей» фундаменталистов.

    Государство борется с террористами, но не против культурной среды, их формирующей. Между тем именно она является источником угрозы, а вовсе не брошюры какого-нибудь радикального муллы из Саудовской Аравии. Они и особые тайные организации только обеспечивают переход проблемы в новое – смертельно опасное качество.

    Значит, выход один: культурная борьба.

    Государство и общество должны изменить свое отношение к фундаментализму. Они должны стать нетерпимы. Более того, школа и пресса, деятели культуры и другие влиятельные лица должны объяснять нелепость слепого подчинения неким якобы самой верой предписываемым правилам.

    Радикальная форма ислама опасна для современного светского общества. Она способствует его разделению, что очень плохо для экономики.

    Сами приверженцы радикального ислама запираются в мире предрассудков, табу и излишних обрядовых требований, что делает их разум менее гибким, самих их – менее активными социально и экономически. В конечном итоге это запирает людей в состоянии бедности и бесперспективности.

    Открытость миру должна проповедоваться повсеместно. Добросовестный труд и свобода мысли – вот что должно стать базовыми «протестантскими» ценностями современного общества. Потребление как награда за деятельный характер и мастерство – именно это должно внушаться молодым людям, особенно тем, чьи семьи слишком рьяно пытаются следовать наставлениям религиозных лидеров.

    Все это и есть культурная борьба. Но она не будет полной, если не будет включать в себя сильную критическую часть в отношении фундаментализма, его носителей и проповедников. Нужно не больше хиджабов «красивых и разных», а возврат к идеалу рационального, ценящего труд и творчески активного человека.

    * Некоммерческая организация, включенная в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •