Игорь Караулов Игорь Караулов Русские за рубежом тоже выбрали Россию

Люди, уехавшие из страны в последние годы, проходят трудную школу, в которой проясняется их отношение и к загранице, и к родной стране. Собственно, мы все проходим такую школу, но у них это прямо-таки интенсив.

2 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис На выборах президента ценится каждый голос

В силу феноменальной активности граждан, благодаря очередям на избирательные участки в самых разных уголках света, выбор России неоспорим – и для нас самих, и для остального мира. На таком фоне западные заклинания о непризнании их результатов выглядят просто жалким лепетом.

0 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Для Донбасса это были необычные выборы

Выборы для многих жителей Донбасса подобны именинному пирогу на день рождения. Мой товарищ из Донецка сказал, что, проголосовав, окончательно почувствовал себя полноценным гражданином России – хотя паспорт получил в 2020 году.

3 комментария
6 февраля 2017, 17:45 • Авторские колонки

Василий Колташов: На что может рассчитывать Украина при Трампе

Василий Колташов: На что может рассчитывать Украина при Трампе

Дональд Трамп не оттолкнул Киев, как многие ожидали после его телефонных переговоров с Порошенко. Скорее он пытается понять, как можно использовать Украину. И тут вырисовывается недорогой вариант.

Новое обострение в Донбассе с финансовой точки зрения грянуло вовсе не случайно. Петр Порошенко оказался жизненно заинтересован в том, чтобы взбодрить Запад – мобилизовать его поддержку и обратить ее в деньги. Особенно важно было привести в чувство Дональда Трампа, который забыл об обязанности США помогать Украине и не жалеть для ее начальства долларов.

Перераспределять деньги от ЕС и Украины – вот путь, логичный для Трампа

Многие политологи рассматривают активизацию военного конфликта между Киевом и республиками Донбасса с точки зрения внутренних проблем Украины. Очевидно: Порошенко был заинтересован в том, чтобы «вдруг» прервать визит в Германию и помчаться в свою страну. Но вряд ли правильно рассматривать его игру, включая подготовку обстрелов территории республик, с точки зрения борьбы с конкурентами за сохранение и укрепление своей власти.

У Порошенко имеется больший интерес. Порошенко прежде прочего хотел обратить наконец на себя внимание нового президента США, а в дальнейшем не потерять деньги.

И вот телефонный разговор Порошенко и Трампа состоялся. Не стоит говорить о том, сколько человеческих жизней не пожалел украинский президент ради этого момента, ради того, чтобы «разбить лед» и услышать слова поддержки со стороны Трампа.

Вот только Трамп отделался от украинского коллеги протокольным сочувствием. В сообщении Белого дома говорится: «Мы будем работать с Украиной, с Россией, а также всеми другими вовлеченными сторонами, чтобы помочь им восстановить мир вдоль границы».

Вряд ли это те слова, которые хотели услышать в Киеве. 

Незадолго до беседы с Порошенко Трамп разговаривал с итальянским премьер-министром. Трамп поведал ему о важности распределения финансового бремени в рамках НАТО.

Деньги американскому президенту нужны самому, и как бы слезно не просила их Украина, ей вряд ли достанется много, а быть может – не достанется ничего, во всяком случае от США напрямую.

Трампу нужно как-то профинансировать свои инфраструктурные и иные проекты, а Конгресс холоден. ФРС – бесконтрольна. Только перераспределяя расходы бюджета, президент США может что-то наскрести для выполнения своих предвыборных обещаний.

Перераспределять деньги от ЕС и Украины – вот путь, логичный для Трампа.

При этом можно сохранить риторику сотрудничества. Но гарантий не давать, и уж тем более не обещать Порошенко, подобно Ангеле Меркель, не договариваться у него за спиной по околоукраинским проблемам.

И причина не в том, что Трамп уже определился по России и раскрыл ей свои объятия. Просто он осознает противоречия США и ЕС. Барак Обама старался не акцентировать на них внимание, чтобы не помешать антироссийскому сотрудничеству. Но ЕС провалил переговоры о создании Трансатлантического партнерства, некоего соглашения о свободной торговле, которое было для Обамы одним из ключевых внешнеполитических проектов. 

ЕС самостоятелен и сотрудничает с США на равных. Но его члены получают деньги в рамках системы НАТО. Военные расходы США в итоге составляют около 5% ВВП, а стран ЕС – не более 2%. Тратить больше европейцы не хотят, полагая, что Америка платила раньше и будет платить дальше. Украина тоже жаждет равного диалога с США и щедрот с их стороны, при этом ориентируясь на Брюссель и вообще в большей степени находясь под влиянием Евросоюза. 

Трамп не может не понимать ситуацию. Он знает правду. Вопреки мнению многих российских политологов-патриотов, Киев является скорее марионеткой ЕС, чем США. Это, конечно, взбалмошная и непослушная кукла, но для Трампа понятно, что кукла эта не американская или американская совсем чуть-чуть. К тому же она заинтересована в том, чтобы сделать своих патронов заложниками конфликта с Москвой.

Она также постоянно хочет денег, не давая взамен ничего. А взятые в долг средства Украина вернуть не в состоянии. Дефолт в отношении России всем известен, как известно и то, что у Киева нет на руках и 3 млрд долларов.

Государственный долг Украины в 2016 году вырос на 8%. По данным минфина страны, он достиг в конце декабря 70,97 млрд долларов. Во второй половине 2015 года доллар вырос с 21 до 24 гривен. Рост продолжился в 2016 году, но был остановлен весной – летом. Однако 2017 год Украина начала с курсом в 27,5 гривен за доллар.

И то был в немалой мере результат финансовой поддержки Запада, включая гарантии по новым займам, которые дал Киеву Обама. Он вообще был щедр с украинским начальниками. Украина при Трампе на такие щедроты рассчитывать не должна, ни нежностей, ни денег ей пока не светит.

Но Трамп не оттолкнул Киев, как многие ожидали. Скорее он пытается понять, как можно использовать Украину. И тут вырисовывается недорогой вариант: нужно, не отменяя пока санкции в отношении России, вести с ней диалог, используя Украину в качестве нейтрально воспринимаемого противовеса.

Цель игры: оттянуть Москву от Пекина, каковой на политической карте Трампа значится противником номер один. А вот значительные расходы на Киев с этой политикой вряд ли можно увязать. Непродуктивные расходы Трамп намерен резать, а они в огромной мере связаны с Европой.

Украинская элита в своей ненависти к России зашла так далеко, что можно уже и не оплачивать эту эмоцию. Во всяком случае у Трампа есть железная отсылка. Он может с улыбкой послать Порошенко в МВФ или к структурам ЕС, снабдив его чем-то вроде рекомендаций (не гарантий по долгу, как при Обаме!). А давать Киеву деньги или нет, там решат сами.

В международных институтах уже поняли, что финансировать Украину можно более скромно, требуя от нее при этом исполнения своих указаний. 

В благодатный с точки зрения денежной помощи Запада 2014 год Порошенко вернуться не сможет, как бы ни стреляли по мирным селениям украинские танки и артиллерия и как бы ни старались пропагандисты и дипломаты. Нет надежды и на улучшение экономической ситуации. Отрезав себя от рынка России, украинская правящая олигархия не завоевала и других рынков.

Роста экономики ЕС фактически нет, и интереса к созданию индустрии на Украине у международных инвесторов тоже нет. А если Трамп урежет субсидирование европейских партнеров по НАТО, то это негативно повлияет на экономику ЕС.

Впрочем, перспективы европейской, а тем более украинской экономики Трампа не волнуют. И волновать не будут, как бы Порошенко ни старался.

..............