Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

3 комментария
Марк Лешкевич Марк Лешкевич Вторая мировая война продолжается

Диверсии, саботаж, радикализм – стандартные методы Запада в борьбе против нашей страны, которую в ходе холодной войны он использовал на полную катушку и продолжает использовать сейчас.

3 комментария
Игорь Переверзев Игорь Переверзев Война как способ решить финансовые проблемы

Когда в Штатах случается так называемая нехватка ликвидности, по странному стечению обстоятельств где-то в другой части мира нередко разгорается война или цветная революция. Так и хочется прибегнуть к известному мему «Совпадение? Не думаю!».

6 комментариев
8 августа 2016, 10:40 • Авторские колонки

Дмитрий Дробницкий: Дональд Трамп и корпорация «Холодная война»

Дмитрий Дробницкий: Дональд Трамп и корпорация «Холодная война»

В последнее время штаб Хиллари Клинтон и лояльные СМИ уделяли неприлично много времени поискам «русского следа» в кампании Трампа. Весь вопрос в том, насколько негативен «фактор Путина» в нынешнем политическом сезоне.

Вы никогда не задумывались над тем, почему во взломе почтового сервера Национального демократического комитета обвинили именно русских (да еще «правительственных») хакеров?

Штаб Хиллари Клинтон и СМИ уделяли непропорционально много времени поискам «русского следа» в кампании Трампа

Почему нити заговора не ведут, скажем, в Китай? Или в Северную Корею? В Иран? В какую-нибудь киберячейку ИГИЛ*, наконец?

Или почему бы просто не признать виновной группу WikiLeaks и ее основателя Джулиана Ассанжа, а следом обвинить в пособничестве правительство Эквадора, в лондонском посольстве которого журналист находится, и на этом основании пригрозить санкциями за невыдачу Ассанжа американскому или британскому правосудию?

И почему многие лидеры Республиканской партии вместо того, чтобы по максимуму использовать слив очень нелицеприятной для Хиллари информации для поддержки своего кандидата, сосредоточились на обвинениях России, якобы вмешивающейся в американский электоральный процесс?

Один из вариантов ответа известен нам из мейнстримной американской прессы: потому что это действительно сделали люди Путина. Есть, правда, одна проблема: доказательств нет. Точнее, все приводимые в медиа доказательства – хрестоматийный случай известной ошибки, логического круга: это выгодно российской власти, поэтому она это и сделала. А поскольку сделала, значит, она за Трампа. А раз она за Трампа, то она это и сделала.

Другой вариант такой: Трампа пытаются свалить, скомпрометировав его «связями» с Путиным. Действительно, Большой Дональд давно с симпатией отзывается о российском лидере и высказывается за налаживание отношений с нашей страной. В последнее время штаб Хиллари и большинство СМИ уделяли непропорционально много времени поискам «русского следа» в кампании Трампа.

Весь вопрос в том, насколько негативен «фактор Путина» в нынешнем политическом сезоне? Ставка на него рискованная. И, кстати говоря, многих кандидатов в президенты, включая саму Хиллари (в 2008 году), она подвела. Куда безопаснее было бы придумать историю о том, что на руку Трампу сыграли ИГИЛ или Иран. Ну или Китай, торговые отношения с которым так критикует Дональд.

Россия для противников Трампа – идеальный кандидат в «плохие парни» (фото: David Goldman/AP/ТАСС)

Россия для противников Трампа – идеальный кандидат в «плохие парни» (фото: David Goldman/AP/ТАСС)

Конечно, нельзя забывать, что сонм голосов о «русском следе» отвлекает избирателей от того простого факта – который и был раскрыт в опубликованной переписке демократов, – что Хиллари и ее коллеги по партии играли на праймериз крайне нечестно.

Но разве Россия отвлекает от нечестности Клинтон лучше, чем другие страны, зачисленные вашингтонским истеблишментом в «ось зла»? Как выяснилось, антитрамповские ролики с упоминанием Путина произвели, мягко говоря, неоднозначный эффект.

Так почему бы не попытаться обвинить в кибершпионаже непосредственно штаб Трампа? Да, возможен иск о клевете, но он будет носить исключительно частный характер и его рассмотрение будет тянуться многие месяцы. До инаугурации нового президента никакого решения суда не будет.

Наконец, ну что такого в самом факте кибершпионажа? Если это сделал Трамп, то его как кандидата это изобличает, но если это сделала какая-то другая страна – эка невидаль! США, как давно всем известно, следят за всеми подряд. Даже за канцлером Германии, страны – союзницы по НАТО, и ничего. А тут такой шум…

И ведь шумят не только люди из штаба Хиллари. Спикер Палаты представителей Конгресса, республиканец Пол Райан заявил в интервью The Guardian в связи со взломом сервера своих политических противников: «Россия – глобальная угроза. Ей управляет нечестный бандит. Путин должен держаться подальше от наших выборов!».

И вот это словечко, «бандит» (по-английски – thug), является очень важным политическим маркером в Вашингтоне. Синонимов этому слову множество, но когда употребляется thug – жди эскалации конфликта.

В свое время этим словом называли и Саддама Хусейна, и Муаммара Каддафи, и Башара Асада, и членов «Аль-Каиды*» и ИГИЛ, а в 1990-е Мадлен Олбрайт так «метила» сербских и сомалийских лидеров, оправдывая военные интервенции клинтоновской эры.

Сама Хиллари пока этого слова по отношению к Путину не применяла, но ее многочисленные внешнеполитические советники и мейнстримные СМИ не стесняются называть Путина именно thug.

А значит, теперь России уготована роль глобального противника. И это не предвыборная технология, а формирование программы президента Клинтон.

Разумеется, прямая «горячая» война с нашей страной невозможна (во всяком случае, я надеюсь на это), но вот нагнетание конфликта и доведение его до уровня холодной войны XX века – это вполне возможно.

И именно к этому готовятся все, кто рассчитывает на то, что выборы выиграет Хиллари.

Потому что это огромные деньги. Для групп специальных интересов, для союзников США, для военно-промышленного комплекса, для всевозможных лоббистов и много еще для кого. Войны в Ираке и Афганистане стоили бюджету США (по состоянию на конец 2014 года) почти четыре с половиной триллиона долларов. И это только прямые военные и инфраструктурные расходы. Общая сумма, потраченная в результате вторжения в эти две ближневосточные страны, как полагают эксперты, больше в два раза.

Как справедливо замечает в своей колонке на сайте агентства «Рейтер» бывший высокопоставленный сотрудник Госдепартамента, а ныне известный политический комментатор Питер ван Бьюрен, «слишком для многих людей путь к большим деньгам и большой власти лежит через борьбу с по-настоящему плохими парнями».

После падения железного занавеса в мире вроде как не стало настолько опасных «плохих парней», чтобы на них можно было серьезно и, главное, стабильно зарабатывать. После 11 сентября на их роль последовательно назначали международных террористов, Саддама Хусейна, Каддафи и Асада. Нынче деньги на них уже потрачены, и, надо сказать, результат борьбы с «плохишами» на Ближнем Востоке разочаровал граждан США. Еще бы! Никакого оружия массового поражения у Хусейна не оказалось, в Афганистане сегодня чуть ли не больше террористов, чем пятнадцать лет назад, а регион объял хаос, ставший питательной средой для ИГИЛ.

Можно, конечно, бороться с самим «Исламским государством*», но тут есть две проблемы. Во-первых, много на этом не заработаешь – американские налогоплательщики сегодня настроены против широкомасштабных военных действий на Ближнем Востоке. Во-вторых, эта ниша фактически полностью занята Дональдом Трампом. И «отжать» ее у него будет затруднительно, особенно после того, как некоторые предложенные им радикальные меры были широко раскритикованы его соперником.

А вот Россия – идеальный кандидат в «плохие парни». Питер ван Бьюрен пишет:

«Перед появлением в Белом доме новой администрации Вашингтону нужен тотальный враг… Предпочтительно с ядерным оружием, которым тот может размахивать, но никогда не применит… Американцы еще помнят холодную войну достаточно хорошо, чтобы снова увидеть в России империю зла… Новая холодная война с Россией заставит американскую армию покупать новые дорогостоящие вооружения. Плюс появятся новые места для дислокации и обустройства гарнизонов в Европе – например, в Прибалтике. Можно даже вдохнуть новую жизнь в Североатлантический альянс, который находится в растерянности с тех пор, как ему поставили задачу бороться с терроризмом».

Вот поэтому-то заранее и предъявлено первое обвинение новому носителю звания thug Владимиру Путину – мол, он вмешался в американский демократический процесс. Прибавьте сюда защиту режима Асада, поставку комплексов ПВО Ирану, присоединение Крыма, и вы получите почти идеальный портрет «плохиша». Впрочем, список обвинений, я думаю, будет куда длиннее.

В мае этого года, накануне программной внешнеполитической речи Хиллари Клинтон влиятельный «Центр за новую американскую безопасность» собрал для консультаций внешнеполитических экспертов из обеих партий и опубликовал доклад, в котором сформулированы основные тезисы международной политики США на ближайшие годы.

Стоит обратить внимание на составителей доклада. Сопредседателями рабочей группы являются неокон Роберт Кейган и бывший сотрудник Госдепартамента при президенте Билле Клинтоне Джеймс Рубин, который и в 2008-м, и в 2016-м поддержал кандидатуру Хиллари. Среди авторов числятся и бывшие сотрудники администрации Обамы, такие как Мишель Флоурной и Курт Кэмпбелл.

В несколько более вычурных выражениях положения доклада повторяют программные документы неоконсервативного мозгового центра «Новый американский век», с которым также сотрудничал Роберт Кейган. Так что либеральные интервенционисты и неоконы объединились, и в их списке угроз под номером один числится Россия. Лишь следом – ИГИЛ, Северная Корея, Иран, вирус Зика…

Любопытен также вот какой факт. Разработанная под руководством Пола Райана программа «Лучший путь» в своей внешнеполитической части во многом схожа с рекомендациями Кейгана-Рубина. Издание The National Interest назвало ее одним из возможных планов Б неоконов. Если план А состоял в том, чтобы провести своего кандидата в президенты (Джеба Буша или Марко Рубио), то в качестве резервного плана может быть задействована программа Райана.

И еще один штрих к общей картине. Недавно Хиллари Клинтон заявила, что в случае победы непременно продавит в первый же год через Конгресс свою иммиграционную реформу. Откуда такая уверенность? У Обамы это не получилось в течение всех восьми лет президентства. Если Хиллари не бравирует, это может означать только одно. Республиканцы действительно будут готовы пойти экс-госсекретарю навстречу, поскольку о главном они непременно договорятся. Если уже не договорились.

Машина пропаганды уже запущена, под новую холодную войну готовятся докладные записки, сотни статей, новые стратегические планы сдерживания, штатные расписания и бюджетные запросы от генералов и мозговых центров и т.д. Свои запросы готовят и союзники. Работа кипит. Люди уже подсчитывают будущие барыши. Клинтон, будучи ставленницей всех этих групп интересов, просто не сможет им отказать – ее для этого, вообще говоря, и финансировали. Для этого ее давние соратники и вели консультации с неоконами. Дело было почти в шляпе.

И тут Трамп… Ну кто он после этого? Правильно, «путинский кандидат». Все логично: мешает людям зарабатывать деньги на борьбе с «бандитом Путиным».

Большой Дональд пережил очень тяжелую неделю. На него набросились со всех сторон, и он вынужден был бороться буквально со всеми, включая своих однопартийцев. Разумеется, дело не в том, что он обидел какую-то там мусульманскую семью, выступившую на съезде демократов. Плевать всем политикам и на эту семью, и на их сына, американского военного, погибшего в Ираке. И Хиллари плевать, и спикеру Райану.

На что им не плевать, так это на своих политических спонсоров, которые спят и видят новую холодную войну.

В этом смысле Дональду Трампу сегодня не обязательно иметь подробный план действий на международной арене. Это будет отвлечением от приоритетной задачи – сделать так, чтобы люди, которые уже считают в уме деньги, заработанные на будущем опасном и дорогостоящем противостоянии с Россией, не смогли серьезно влиять на Белый дом.

А для этого ему надо самому стать его хозяином.

И если ему удастся выиграть выборы, то весь его первый срок – дай Бог, если только первый! – уйдет на ликвидацию корпорации «Холодная война», которая в последние годы интенсивно создавалась обеими партиями.

* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ

..............