Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

13 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

6 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

17 комментариев
1 июня 2016, 22:05 • Авторские колонки

Василий Колташов: Школьная форма, единая и полезная

Василий Колташов: Школьная форма, единая и полезная

Школьная форма – это протекционистский проект, и возврат к ней в России фактически произошел. Только это анархический, бессистемный и малополезный для экономики возврат, невыгодный пока никому.

«В этот раз пошейте форму в полосочку, от клеточек у меня с прошлого года в глазах рябит». Множество родителей слышат такие слова от школьного начальства из года в год. Но дело не в начальстве. Просто со школьной формой в России порядка нет никакого.

Ни один комплект школьной формы в России не должен шиться без пользы для национального текстильного производства

Говоря иначе, у нас нет централизованной системы пошива школьной формы и общих ее стандартов. И это проблема не только для родителей, но и для экономики страны.

Существует два популярных взгляда на школьную форму. Согласно одному, она лишает детей свободы выбора и индивидуальности, приучая к серости и бесправию. Так рассуждают противники школьной формы. Не без основания они добавляют: она также является обузой для небогатых семей, поскольку шить ее на заказ из года в год – дорогостоящее занятие.

Согласно другому взгляду на форму, она приучает детей к порядку, скромности и избавляет родителей от истерик по поводу нарядов, которые ребенок то хочет, то не хочет надевать. Есть даже предположение, что наличие формы экономит деньги в семейном бюджете: нет нужды тратить их на излишнее разнообразие костюмов.

Спор сторонников и противников школьной формы, наверное, никогда не разрешится. Он просто исчезнет с необходимостью в школьной форме. А эта необходимость сейчас существует. В школьной форме нуждается индустрия, нуждается вся экономика, если только мы действительно хотим замещения импорта и возрождения промышленности.

Сейчас пошив школьной формы организован дурно. В каждой школе форму заказывают отдельно. Зачастую костюмы своим детям персонально заказывают родители. Комплекты школьной формы шьются на заказ небольшими фирмами, которые используют материалы, не обращая внимания на страну производства.

Это могут быть ткань и нитки, импортированные из любого государства, а должно быть иначе. Ни один комплект школьной формы в России не должен шиться без пользы для национального текстильного производства, которое некоторые либералы от торговли давно похоронили. В выигрыше должно быть и производство отечественного швейного оборудования.

Школьная форма – это протекционистский проект. Миллионы детей надевают ее, и родители не считают этот атрибут ученичества лишним. Они лишь сетуют на дороговизну. Она же является результатом кустарного, даже не мелкосерийного производства, а производство нужно поставить массовое.

Это означает, что форма должна быть сперва унифицирована, а затем уже запущена в производство. Продажа ее должна быть свободной, что сильно облегчит жизнь родителям.

В СССР школьная форма шилась централизованно. В современной России этот процесс может быть организован иначе, чтобы не исключать мелких производителей. Они могут получать подряды на пошив одежды, так, чтобы одно малое предприятие шило костюмы одного размера, а другое – другого. Большие производители смогут шить всю линейку размеров.

Для всех производителей должны действовать не просто единые требования к материалам, но и сами эти материалы нужно предоставлять по специальной государственной программе – с российских фабрик. При этом любое использование иного сырья, особенно иностранного, должно рассматриваться как попытка нанести вред отечественной индустрии. Унифицировать можно не только костюмы для учебы, но также одежду для спортивных занятий. 

Вот только фасон школьной формы должен быть приятным. Необходимо разработать носкую, красивую и здоровую одежду для учеников школ. При этом школам стоит оставить право выбора символики – различных нашивок для костюмов.

Это позволит ученикам разных школ и регионов страны отличаться. Естественно, вводить форму того или иного вида без общественной дискуссии было бы неправильно. Необходимо открыто обсудить варианты одежды и возможную ее цену.

Возврат к школьной форме в России фактически произошел. Только это анархический, бессистемный и малополезный для экономики возврат. Пошив формы тяжким бременем лежит на семейных бюджетах, особенно теперь – в кризисных условиях. Родителям приходится шить ребенку одежду на заказ, чего они часто не могут позволить. Покупка готовой одежды в магазинах является нормой.

Но в магазинах нет школьной формы, единой для всех учебных заведений. Все, что продается как школьная форма, является одеждой офисного стиля, которая вовсе не обязательно годится для конкретной школы. Производители не в состоянии учесть, от чего у конкретного школьного начальства рябит в глазах. Учитывать это приходится родительскому кошельку.

Цена производства школьной формы будет невысока, если форма станет единой и выпускаться будет массово. Фирмы, занимающиеся производством одежды для школьников, от этого не пострадают. Напротив, они будут точно знать, что их продукция нужна и будет продаваться.

Сейчас они не всегда уверены. Экономика же получит базу для восстановления крупной текстильной и швейной промышленности, а значит, создания большого числа рабочих мест.

..............