Ирина Алкснис Ирина Алкснис Россия утратила комплекс собственной неполноценности

Можно обсуждать, что приключилось с западной цивилизацией – куда делись те качества, которые веками обеспечивали ей преимущество в конкурентной гонке. А вот текущим успехам и прорывам России может удивляться только тот, кто ничегошеньки про нее не понимает.

4 комментария
Сергей Худиев Сергей Худиев Европа делает из русских «новых евреев»

То, что было бы глупо, недопустимо и немыслимо по отношению к англиканам – да и к кому угодно еще, по отношению к русским православным становится вполне уместным.

3 комментария
Андрей Полонский Андрей Полонский Придет победа, и мы увидим себя другими

Экзистенциальный характер нынешнего противостояния выражается не только во фронтовых новостях, в работе на победу, сострадании, боли и скорби. Он выражается и в повседневной жизни России за границами больших городов, такой, как она есть, где до сих пор живет большинство русских людей.

18 комментариев
19 августа 2015, 11:44 • Авторские колонки

Борис Кагарлицкий: Добром такой бизнес не кончится

Борис Кагарлицкий: Добром такой бизнес не кончится

В самом по себе факте обращения к государству за помощью в условиях кризиса нет ничего предосудительного, если речь идет о решении социальных задач. Беда в том, что именно с социальными вопросами дела обстоят неважно.

Нынешним летом россияне стали меньше летать на иностранные курорты. Сказываются и экономический кризис, и политические обстоятельства, и общее изменение настроений в обществе.

Чем больше компания залезает в долги, тем больше вероятность, что расплачиваться придется государству

Подорожавший доллар сделал такой отдых более дорогим, а отпуск по необходимости более патриотическим: замену заморскому путешествию находят в родной стране, полет на самолете часто заменяется поездкой по железной дороге (хотя цены на билеты во многих случаях уже почти сравнялись).

Дело усугубляется тем, что большая часть авиационного парка состоит из иностранных машин, взятых в лизинг. Расплачиваться за них надо подорожавшей валютой, а резко поднимать цены на внутренние рейсы не удается – можно потерять клиентов. Тем более что конкуренция на рынке авиаперевозок очень острая. Поэтому неудивительно, что многие российские авиакомпании переживают не лучшие времена.

Сталкиваясь с проблемами, компании пытаются опираться на собственные силы, проводя реорганизацию, оптимизируя управление, сокращая рейсы и персонал, сосредотачиваясь на приоритетных направлениях. Так, например, поступает «ЮТэйр». Антикризисная программа оказалась довольно болезненной, поскольку пришлось уволить до 30% сотрудников и, соответственно, отказаться почти от трети привычных рейсов.

Также пришлось отменить планы приобретения в лизинг новых иностранных лайнеров. Кредиторам было предложено войти в акционерный капитал компании. В итоге всех этих мер удалось выправить финансовую ситуацию, сбалансировать бюджет и устоять в условиях кризиса.

Другие компании обращаются за поддержкой к государству. Однако получить помощь удается далеко не всем.

В 2014 году после целого ряда просьб от различных авиакомпаний государственные гарантии по кредитам решено было предоставить только Трансаэро, поскольку, как признаются чиновники, ее менеджмент «был более настойчив».

Главный аргумент в пользу данного решения состоял в том, что Трансаэро является второй по величине российской компанией в отрасли, от нее зависит работа многих крупных аэропортов страны, рабочие места. Иными словами, речь шла не только об экономической, но и о социальной целесообразности.

Трансаэро получила гарантии на 9 млрд рублей по кредиту ВТБ, который был выделен на поддержание операционной деятельности. После чего в скором времени Трансаэро собиралась обратиться за очередными госгарантиями для рефинансирования долгов, вопрос обсуждается с кредиторами, рассказали «Ведомостям» два сотрудника банков-кредиторов и участник переговоров. На сей раз речь могла бы идти о значительно большей сумме, достигающей 45–50 млрд рублей.

В самом по себе факте обращения к государству за помощью в условиях кризиса нет ничего предосудительного, особенно если речь идет о решении социальных задач. Беда в том, что именно с социальными вопросами дела, похоже, у Трансаэро обстоят, мягко говоря, неважно. Получается, что с весны между менеджментом и сотрудниками развивается острый трудовой конфликт.

Поскольку входящий в ФНПР официальный профсоюз не решился конфликтовать с менеджментом, сотрудники компании пошли на создание альтернативой организации. В мае 2015 года недовольные положением дел в компании активисты присоединились к Конфедерации труда России, учредив у себя отделение профсоюза «Новопроф», входящего в КТР.

Вероятно, работники жалуются на то, что руководство Трансаэро нещадно эксплуатирует персонал, заставляя пилотов и бортпроводников проводить в воздухе лишние, сверхнормативные часы, что не может, по моему мнению, не отразиться на безопасности полетов.

В начале августа правительство отреагировало на протесты профсоюзных активистов – Дмитрий Медведев поручил Министерству труда разобраться с соблюдением прав работников на предприятиях Трансаэро и «ЮТэйр».

Для предприятия, борющегося за выживание и требующего государственных гарантий ради выполнения социальных обязательств, это не лучший способ ведения дел. Сам по себе лавинообразный рост задолженности внушает тревогу.

Уже осенью прошлого года чистый долг Трансаэро составлял 56,4 млрд рублей. (Согласно отчетности компании по МСФО, ее кредиторами являются Сбербанк, Газпромбанк, Россельхозбанк, Московский кредитный банк, Новикомбанк, Номос-банк и др.) Таким образом, при получении нового кредита общая задолженность компании, и без того не маленькая, сразу может удвоиться.

При таком состоянии дел есть все основания подозревать, что государственные гарантии будут не способствовать решению социальных задач, а направляться на исправление ошибок менеджмента, а в конечном счете при сохранении существующей стратегии компании лишь умножат ее проблемы. Если долг станет «неподъемным», никакие госгарантии Трансаэро не спасут.

Нет и никакой уверенности, что полученные по кредиту деньги используются эффективно и целевым образом.

В то самое время, как под разговоры о социальной ответственности добывается правительственная помощь, корпорация затевает дорогостоящий ребрендинг, занимаясь перекрашиванием своих самолетов. Вся эта затея, по оценкам специалистов, может обойтись не менее чем в 10 млн долларов.

А один из принадлежащих компании «Боингов» зачем-то украсили кошачьей мордой, объяснив публике, что таким образом ее менеджмент борется за сохранение окружающей среды и защищает амурских тигров. Какую пользу из всего этого извлекли тигры, остается большой загадкой, но в том, что стоил подобный пиар недешево, можно не сомневаться.

Представитель Общественной палаты РФ выразил опасение, что обновление дизайна самолетов авиакомпании может проводиться в том числе за счет средств, привлеченных под гарантии правительства России. Параллельно конкуренты Трансаэро выдвигают куда более серьезные обвинения. По их мнению, компания демпингует на трансатлантических рейсах, покрывая свои убытки за счет кредитных средств (не самая, кстати, разумная стратегия).

Если же у Трансаэро собственных средств достаточно, чтобы позволить себе все эти радости жизни, то непонятно, зачем обращаться к банкам за кредитами, а к правительству за гарантиями? Добром такой бизнес не кончится. Вспомним историю про колхозницу, которая обратилась к президенту России с угрозой сжечь урожай, а теперь и авиакомпании угрожают, что, продав билеты, не смогут потом перевезти пассажиров.

Возникает вопрос: а нужно ли это нам с вами? Может, лучше государству помогать тем, кто более социально ответственен? И чем больше компания залезает в долги, тем больше вероятность, что расплачиваться придется именно государству.

Правда, в таком случае в рамках общей борьбы за социальную ответственность можно было бы поставить и вопрос о национализации живущей за счет государства компании. Но, похоже, это явно не то, к чему стремятся собственники и менеджмент Трансаэро.

Источник: «Рабкор»

..............