Оксана Синявская Оксана Синявская Опыт 1990-х мешает разглядеть реальные процессы в экономике

Катастрофичность мышления, раздувающая любой риск до угрозы жизнеспособности, сама становится барьером – в том чтобы замечать возникающие риски, изучать их природу, причины возникновения, и угрозой – потому что мешает искать решения в неповторимых условиях сегодняшнего дня.

6 комментариев
Джомарт Алиев Джомарт Алиев Мы разучились жить по средствам

Кредиты – это внутренние ограничения, которые люди сами накладывают на себя. Добровольно и осознанно или же вынужденно, не вполне понимая последствия. Первое свойственно взрослым, второе больше характерно для молодежи.

0 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Режим Зеленского только на терроре и держится

Все, что сейчас происходит на Украине, является следствием 2014 года и заложенных тогда жестоких и аморальных, проще говоря – террористических традиций.

4 комментария
19 июня 2015, 16:24 • Авторские колонки

Александр Разуваев: Репутация власти зависит от отношения к частным инвесторам

Александр Разуваев: Репутация власти зависит от отношения к частным инвесторам

История с ЮКОСом, которую по всем хорошо известным причинам вспомнили в последние дни, имеет один очень важный, если хотите – инвестиционный аспект. О нем, кроме старожилов Московской биржи, мало кто сейчас уже помнит.

ЮКОС был фактически подарен своим основным акционерам через залоговый аукцион. Так тогдашняя власть расплатилась с олигархами за поддержку Бориса Ельцина на выборах 1996 года.

#{quote1}Причиной последующего банкротства нефтяной компании была серая налоговая оптимизация, которую проводил ЮКОС во внутренних офшорах. Аналогичные схемы ухода от налогов применяли также Сибнефть и ТНК. Обе нефтяные компании в итоге пошли на компромисс с государством, выплатили скрытые от бюджета суммы и разумный штраф.

ЮКОС имел по своей налоговой оптимизации принципиальную железобетонную позицию, ни на какие компромиссы с государством идти не хотел. Плюс основные акционеры нефтяной компании активно поддерживали своими финансами тогдашнюю оппозицию, прежде всего КПРФ и «Яблоко». ЮКОС в 2002–2003 гг. – основная фишка российского рынка акций.

Обращение бумаг Газпрома тогда было ограничено, существовал также запрет на покупку акций газового холдинга для иностранных инвесторов. Да и сам российский рынок акций был очень узким – Сбербанк, сырьевые экспортеры, электроэнергетика и связь. Фактически только приватизированные советские активы, к которым относился и сам ЮКОС.

#{related}Сотрудники ведущих российских финансовых компаний, когда рекомендовали акции ЮКОСа к покупке, всегда делали оговорку о повышенных рисках инвестиций в эти бумаги, зная о серой налоговой оптимизации и политических амбициях.

Тем, кто не хотел рисковать, рекомендовали ЛУКОЙЛ или «красные фишки» – акции полугосударственных компаний. Банкротство ЮКОСа шло очень долго – 2003–2007 гг.

Видя, что основные акционеры компании в тюрьме, а компании предъявлены серьезные налоговые претензии, любой разумный инвестор избавился бы от бумаг. Причем очень долго продать акции ЮКОСа можно было по разумным ценам.

В итоге в акциях ЮКОСа остались либо рисковые парни, сознательно купившие акции компании, ведущей войну с государством, либо не очень разумные люди, которые не понимали или не хотели понимать дальнейшего развития ситуации.

Банкротство ЮКОСа прошло строго в рамках закона. Его активы были проданы по справедливым с учетом долгов дочерних компаний ЮКОСа ценам. Основная доля досталась Роснефти, оставшаяся часть – Газпрому.

Роснефть в 2006 году провела IPO более чем на 10 млрд долларов, после снятия в январе 2006 года запрета для иностранцев на покупку акций Газпрома капитализация газового холдинга превысила 300 млрд долларов.

Конечно, среди участников IPO Роснефти и ралли в акциях Газпрома были инвесторы со всего мира, заработали все, но основу составляли западные деньги. Своими деньгами Запад полностью одобрил и поддержал ликвидацию ЮКОСа.

#{popular}Сейчас и Роснефть, и Газпром остаются публичными компаниями, основными фишками российского рынка акций и лидерами его капитализации. Защищая интересы своих нефтегазовых холдингов, государство отстаивает не только свои интересы, но и интересы инвесторов, вложивших свои деньги в российские компании. Они это сделали через биржу на свой страх и риск.

Арест серьезных активов Роснефти или Газпрома маловероятен, однако, если подобный сценарий станет реальностью, очень высока вероятность, что Россия ответит симметрично. Вряд ли основные акционеры ЮКОСа предъявят новые претензии непосредственно Роснефти, Газпрому и «Газпром нефти».

Однако от них можно ожидать чего угодно. И в этом случае Россия, отстаивая интересы своих компаний, будет отстаивать и интересы частных акционеров.

В истории с ЮКОСом российские власти последовательно выступают на позициях законности и соблюдения правил свободного рынка. В их основе – равенство всех компаний перед законом и их обязанность платить налоги российскому государству, а также защита прав инвесторов. По отношению правительства к частным инвесторам судят об эффективности и репутации экономических властей в любой стране.

От санкций Запада пострадало не только российское государство, но и частные акционеры российских компаний. И правительство, и частные инвесторы – в одной лодке.

..............