Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

9 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

3 комментария
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

14 комментариев
5 мая 2015, 09:50 • Авторские колонки

Дмитрий Соколов-Митрич: Тлен и прах

Дмитрий Соколов-Митрич: Тлен и прах

Иностранец приехал в Москву – второй раз в жизни, после паузы в 35 лет. Был приятно удивлен: дороги вполне приличные, автомобили породистые, люди стали гораздо приветливей. «Есть только одна деталь, которая за это время не изменилась совершенно», – пожаловался он.

Мы недавно с одной моей коллегой поспорили: почему Россия не Европа. Не в идеологическом смысле, а чисто в коммунальном.

Я не видел еще ни одного митинга с требованием решить проблему пыли

Вот представьте себе, что какой-нибудь французский или немецкий Степа Лиходеев в результате вмешательства потусторонней силы просыпается с перепою не в своем Лионе или Баден-Бадене, а в Москве, Санкт-Петербурге или Барнауле.

Причем эта потусторонняя сила предусмотрительно поработала с архитектурой и лингвистикой: все дома более-менее похожи на европейские, а надписи на зданиях и автомобилях выполнены на родном для испытуемого языке.

Внимание, вопрос: по каким признакам он догадается, что это не Старый Свет и даже не Новый?

По колдобинам на дорогах? По техническому состоянию автомобилей? По хмурым лицам наших соотечественников? По качеству одежды, которая оставляет желать лучшего? По плотности женской красоты на гектар асфальта?

Мы тоже так думали. Пока нам не попался один свеженький иностранец. Он только что приехал в Москву. Второй раз в жизни, после паузы в 35 лет. Был приятно удивлен: дороги вполне приличные, автомобили породистые, люди одеты, как и большинство европейцев, хреново, но со времен позднего СССР стали гораздо приветливей.

– Есть только одна деталь, которая за это время не изменилась совершенно, – пожаловался свеженький иностранец.

 – Какая?

 – Пыль.

 Есть возражения? Нет возражений.

Пыльные города – это как вечно недостриженные и недомытые люди. Ты можешь быть одетым хоть в «Версаче», и на руке у тебя часы за 200 тысяч евро, но если голова грязная и в заусенцах – ты всегда будешь выглядеть нелепо. И если твой город тонет в пыли, то пусть по его дорогам ездят хоть одни сплошные феррари, а автобусные остановки сделаны из золота – этот город все равно будет выглядеть глухой мировой провинцией.

Пыльные города – это как вечно недостриженные и недомытые люди (фото: Сергей Пятаков/РИА

Пыльные города – это как вечно недостриженные и недомытые люди (фото: Сергей Пятаков/РИА «Новости»)

Вы думаете, почему у нас так хорошо дышится после дождя? Потому что все остальное время мы дышим не воздухом, а смесью из воздуха и пыли. Протрите вечером лицо ваткой с лосьоном. Страшно?

Масштабы бедствия многократно возрастают ранней весной. Зелени еще нет, а снег уже сошел. Все, что скопилось в нем за зиму, оседает на землю. Над городом стоит самый настоящий пыльный смог, по асфальту бегают вьюги из тлена и праха. А коммунальщики лишь время от времени совершают акты ритуального омовения улиц из поливальных машин, толку от которых ровно на полчаса.

Коммунальщики героически ждут майских субботников, когда добровольно-принудительные студенты, школьники и бюджетники кое-как выполнят их работу, и ситуация превратится из катастрофической в просто хреновую. И так из года в год, из десятилетия в десятилетие.

Пыльный террор наносит серьезный ущерб нашей коже, глазам, легким. Взвешенные частицы не только вредны сами по себе, они еще являются переносчиком инфекций и вредных химических веществ. Про аллергиков я и вовсе молчу. Я знаю людей, которые вынуждены были уехать жить в другую страну только из-за пыли. Они так себя и называют: пыльные эмигранты.

В пыльных городах неприятно ездить на велосипедах, бегать по утрам, да и просто гулять по улицам. Эта гадость не только портит нам здоровье, но и настойчиво лезет в кошелек. У вас есть машина? Как часто вы ее моете? В относительно благоустроенной Москве автомобилист вынужден ездить на мойку как минимум раз в неделю, а чистоплотный автомобилист – раз в два дня.

Даже на стоянке машина покрывается серым слоем за одну ночь. Прибавьте к этому допрасходы на мытье наших окон, чистку одежды и обуви, ее быстрый выход из строя, противоаллергические лекарства, повышенный расход шампуня для измученных пылью волос. Плюс отложенные во времени траты на внеочередные онкологические операции – дай бог, если удачные.

Фактически мы все платим дополнительный налог на пыль, который порой превышает сумму любого другого налога. Коммунальщики перекладывают на нас свои издержки, и никого почему-то это не беспокоит. Я не видел еще ни одного митинга с требованием решить проблему пыли, ни одного ток-шоу на эту тему, ни одной серьезной публикации. Кажется, все сошлись на том, что пыль – это социальная норма. Ну, просто состав воздуха у нас такой, ничего тут не поделаешь.

В этом году я сходил в свою управляющую компанию и понял, что там даже не понимают, откуда эта пыль берется. У нас вообще-то неплохая управляющая компания: в подъездах чисто, на вызовы реагируют моментально, во дворах цветут клумбы, в каждом дворе посажена специальная живая елочка, которую украшают на Новый год.

Я смотрю в окно и вижу, как в нашем дворе меняют просто хорошую детскую площадку на очень-очень хорошую детскую площадку. Наша коммунальщики даже осваивают новые методы дрессировки безответственных граждан: железные столбики раз и навсегда решили проблему парковки по беспределу. Но вот пыль там воспринимают как нечто не поддающееся управлению. Как снег, град или метеоритный дождь.

Естественное природное явление, с которым бесполезно бороться. Ну, можно иногда метлой помахать – но это так, скорее действие ритуальное, нежели рациональное.

Между тем если все коммунальщики страны наконец поймут, откуда берется пыль и как с ней работать, для производителей метел настанут черные времена.

Пыль – это результат эрозии почв. Это то, что надуло и намыло с открытого грунта. Мести улицы можно хоть круглосуточно, но если территория города на две трети состоит из лысых газонов, открытых стройплощадок, разрытых котлованов, грунтовых обочин и прочих элементов марсианского пейзажа – мы будем жить в пыли всегда.

Любая европейская управляющая компания в курсе, что городская поверхность земли должна делиться без остатка на два состояния: первая – жирный зеленый газон, вторая – асфальт. Иначе – дикий штраф от муниципалитета. Даже крошечные участки почвы вокруг городских деревьев прикрыты чугунными решетками. И все это вовсе не для красоты.

Просто если поверхность земли не является газоном или асфальтом, она моментально становится круглосуточным производителем пыли. А пыль – это забитые ливневые стоки, которые слишком дорого расчищать, это больные люди, которых слишком дорого лечить, это общее чувство невыносимости бытия.

Не говоря уже о том, что и для самих управляющих компаний грамотный подход к управлению поверхностью земли в долгосрочной перспективе выгоден. Если территория прекращает производить пыль, то количество дворников можно свести к минимуму – достаточно парочки дорожных пылесосов.

Все это я рассказал директору нашей управляющей компании. Она выслушала, покивала головой и отпустила с миром.

Я, конечно, понимаю, что она имела в виду своим киванием. Она имела в виду, что ее управляющая компания – аффилированная структура при муниципалитете, и никто их в обозримом будущем штрафовать не будет. Но и я покивал в ответ, и мое кивание тоже кое-что означало. Например, что рано или поздно все бенефициары управляющих компаний из власти уйдут, и волей-неволей придется работать по-новому.

Что повышать коммунальные тарифы дальше некуда, поэтому, если эти бенефициары хотят уже сейчас увеличивать свою прибыль, надо вкладываться в оптимизацию и современные коммунальные технологии. Что, наконец, и самим ведь приятно работать красиво – разве нет?

Нет, я не призываю устроить всероссийскую кампанию по борьбе с пылью. Подключать «Общенациональный народный фронт», движение «Хрюши против» и прочие глупости. Я считаю, что наших людей можно пронять только лаской и естественным чувством стыда.

Если соседний микрорайон засверкал чистотой, а твой продолжает утопать в грязи – будь ты хоть тысячу раз аффилированным, ты в лепешку разобьешься, чтобы вырядиться не хуже соседа. И если таких микрорайонов появится хотя бы по одному на каждый город – через пару лет пыль с наших улиц исчезнет.

Поэтому я обращаюсь к самим управляющим компаниям. Если вам действительно удалось решить проблему пыли, если на вашей территории не осталось ничего, кроме асфальта и газона, если вместо десяти дворников на вас работает один свидомый синий воротничок верхом на пылесосе – вы герой моего репортажа. Пишите на адрес dvmitrich@yandex.ru – приеду, напишу.

..............