Оксана Синявская Оксана Синявская Опыт 1990-х мешает разглядеть реальные процессы в экономике

Катастрофичность мышления, раздувающая любой риск до угрозы жизнеспособности, сама становится барьером – в том чтобы замечать возникающие риски, изучать их природу, причины возникновения, и угрозой – потому что мешает искать решения в неповторимых условиях сегодняшнего дня.

2 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Режим Зеленского только на терроре и держится

Все, что сейчас происходит на Украине, является следствием 2014 года и заложенных тогда жестоких и аморальных, проще говоря – террористических традиций.

2 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Предатели вынуждены старательно вылизывать сапоги новых хозяев

Реакция на трагедию в «Крокусе» показала, что у несистемной оппозиции, уехавшей из страны, за громкими словами о борьбе с тираническим государством и авторитарной властью скрывается ненависть к стране и ее народу.

8 комментариев
13 ноября 2015, 17:30 • Авторские колонки

Антон Крылов: Кто ж им может запретить?

Антон Крылов: Кто ж им может запретить?

Введение выездных виз – это то же самое, что возрождение телесных наказаний или крепостного права. Понятно, что кому-то очень хочется пороть или быть выпоротым. Понятно, что среди хотящих этого могут оказаться даже депутаты.

После введения запрета на полеты российских авиакомпаний в Египет в социальных сетях вновь всплыла старая страшилка о том, что «власти хотят закрыть выезд из страны». Забавно, что одними из самых активных репостеров этого тезиса были эмигранты – те, кому никакое закрытие границ уже не грозит.

Введение выездных виз – это то же самое, что возрождение телесных наказаний или крепостного права

Впрочем, в 21-м веке эмиграция из России – это совсем не то, что в 20-м веке, когда люди уезжали навсегда, а дети мигрантов неизбежно теряли язык и культуру. 21-й век стал куда более космополитичным, мир – глобальным, и отъезд за границу становится не началом новой жизни, а обыкновенным переездом.

Поэтому, разумеется, многие мигранты озабочены возможностью в любой момент вернуться в Россию и снова уехать, не испытывая при этом бюрократических сложностей.

Второй аспект той же страшилки – это стращание «утечкой мозгов». Мол, почти все уже утекли, и, чтобы предотвратить этот процесс, власти вот-вот закроют границы. Буквально завтра или послезавтра.

Сперва разберемся с первым навязчивым (а точнее, навязываемым) страхом – закрытием границ. Непосредственным поводом для его возрождения стал запрет российским авиакомпаниям летать в Египет. Заметьте – только авиакомпаниям.

Российским гражданам МИД ездить в Египет не запрещал. Египетские авиакомпании также продолжают летать в Россию, кто сомневается, может зайти на любой сайт бронирования авиабилетов. То есть ни о какой блокаде речи не идет. А вот, скажем, гражданам США въезд на Кубу до недавнего времени был строго воспрещен.

Российским гражданам МИД ездить в Египет не запрещал (фото:Максим Григорьев/ТАСС)

Российским гражданам МИД ездить в Египет не запрещал (фото: Максим Григорьев/ТАСС)

Инициатива отдельных членов Совета Федерации (как же любят некоторые авторы заголовков выдавать частную инициативу депутатов или сенаторов за всю Госдуму или Совфед) запретить также полеты в Турцию и Тунис повысила градус истерики.

При этом в Британии обсуждается ровно аналогичная, буквально дословная инициатива.

Скорее можно заподозрить наших депутатов в том, что они ведут согласованную с британскими коллегами политику, чем предположить, что кто-то собирается закрыть границы.

И, кстати, интересно, в Британии много ли появилось после обнародования этой инициативы возмущенных комментариев в стиле «нам ограничивают свободу передвижения»?

О каком «железном занавесе» может идти речь, если в Госдуме уже прошел первое чтение законопроект о втором загранпаспорте для любого желающего российского гражданина, причем инициатором принятия этого закона является руководство ФМС?

А все заявления о готовящемся введении «выездных виз» по образцу СССР являются либо стопроцентным фейком, либо частной предвыборной инициативой не вполне понимающих, в какой стране они живут, депутатов от КПРФ?

Даже интересно, сколько опровержений заявления депутата Соловьева со стороны людей, которые на самом деле отвечают за политику страны, появится между моментом написания и публикации этой колонки? (К моменту публикации информацию о возможном введении выездных виз опроверг сам депутат Соловьев  прим. ВЗГЛЯД.)

Все те, кто предлагает усложнить выезд российских граждан из страны, и те, кто этого боится, должны себе ответить на один простой вопрос: «Зачем?». Почему был ограничен выезд из СССР, понятно. Это в первую очередь шпиономания и неуверенность в том, что граждане будут верить пропаганде, посмотрев на то, как в реальности живут на Западе.

Все, кто хотел, а главное, мог себе позволить, за прошедшие с момента разрешения свободного выезда четверть века съездили за границу, посмотрели, как живут в других странах, составили свое мнение и вернулись. Подавляющее большинство граждан России (как и многих других стран) за границей ни разу не были и не собираются.

Более того, если кого-то не убеждает российский пример, то есть Китай. Где одна политическая партия, никакой официальной оппозиции, никакой свободы слова, заблокированы западные сайты. Но никаких проблем с выездом за границу у граждан Китая нет.

То же самое с монархиями Персидского залива. Прав у мужчин мало, у женщин – и того меньше. Но слетать на выходные на шопинг в Лондон – да пожалуйста!

Введение выездных виз – это то же самое, что возрождение телесных наказаний или крепостного права. Понятно, что кому-то очень хочется пороть или быть выпоротым. Понятно, что среди хотящих этого могут оказаться даже депутаты – при включении в партийные списки справку о психическом здоровье не требуют (а зря!). Но в реальности шансы на введение выездных виз и порок по субботам на площадях приблизительно равны.

***

Разобравшись с «железным занавесом», перейдем к якобы «массовой эмиграции», которая угрожает России. Тут достаточно просто посмотреть на данные статистики. Да, в 2013 и 2014 годах из страны уезжали приблизительно по 200 000 человек ежегодно – это больше, чем в докризисные годы.

Но, во-первых, этот выезд был с лихвой компенсирован приехавшими, среди которых не только неквалифицированные гастарбайтеры из Средней Азии, но и специалисты из восточных областей Украины. А во-вторых, многие из уехавших (сужу по личным знакомым) продолжают дистанционно работать в российских проектах. Речь идет о банальном переезде.

В 21-м веке художники, дизайнеры, редакторы, переводчики, smm-щики и представители еще целого ряда профессий могут спокойно жить в любом уголке земного шара, не отрываясь от русского культурного пространства. Насчет журналистов вопрос спорный – с одной стороны, практически весь дискурс сосредоточен в соцсетях, с другой – без регулярного живого общения с согражданами можно очень легко утратить адекватное представление о реальности.

Страны, где массовая миграция действительно стала проблемой, – это все три прибалтийские республики, потерявшие за годы независимости до четверти населения. Напомним цифры. Эстония – было 1565 тысяч, стало 1313 тысяч; Латвия – было 2666 тысяч, стало 1976 тысяч; Литва – было 3689 тысяч, стало 2898 тысяч.

Вот так выглядит статистика в странах, где массовая эмиграция угрожает генофонду. В России такой проблемы нет и, хочется надеяться, не будет. И уж тем более сложно представить ситуацию, в которой всерьез зайдет разговор о выездных визах или других элементах железного занавеса.

Но если кому-то очень хочется попугать или побояться – то кто ж им может запретить?

..............