Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

0 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Почему Украина потеряла право на существование

Будущее Украины может представлять собой как полную ликвидацию государственности и раздел территории соседними странами (как случилось с Речью Посполитой в конце XVIII века), так и частичный раздел и переучреждение власти на части земель под жестким контролем заинтересованных стран (как поступили с Германией в 1945 году).

9 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Сердце художника против культурных «ждунов»

Люди и на фронте, и в тылу должны видеть: те, кому от природы больше дано, на их стороне, а не сами по себе. Но культурная мобилизация не означает, что всех творческих людей нужно заставить ходить строем.

11 комментариев
8 августа 2014, 09:38 • Авторские колонки

Василий Колташов: Лучший учитель

Василий Колташов: Лучший учитель

Представьте себя менестрелями, бродячими артистами с дырявыми карманами, куртками и штанами. Куда мы направимся и почему? В замок феодала? В город? В деревню?

Лучший учитель – это не обязательно жизнь. Лучший учитель – это человек, способный привлечь наше внимание к предмету. Он завладевает чувствами и увлекает все дальше и дальше, побуждая искать знания и любить науку.

Души многих детей открыты познанию вовсе не механически. И от учителя зависит, каким путем пойдет дальше человек, потеряет ли он пыл или обретет смысл жизни

Такой учитель истории был у меня в детстве. Эта удивительная женщина совсем не подходила под нынешние образовательные шаблоны. Мне повезло. Повезет ли новому поколению учеников?

Учитель – это транслятор знаний и немного капрал. Именно таким его представляют чиновники. Министерство образования ведет дело к тому, чтобы переломить иных педагогов и создать идеальный (точный и безынициативный) передаточный механизм в сфере образования. Таковы плоды господства неолиберальной идеи.

Доктрина эта сводит образование к услуге. Бросаешь деньги в педагогический автомат, и он начинает выдавать информацию, которую ученики заинтересованы поглощать, раз уж они заплатили. Так представляют себе дело преобразования нашей образовательной системы либералы.

Однако души многих детей открыты познанию вовсе не механически. И от учителя зависит, каким путем пойдет дальше человек, потеряет ли он пыл или обретет смысл жизни – полюбит ли знания и научится ли мыслить. Хорошо помню, с каким нетерпением ждал в младших классах начала курса истории.

Моим учителем оказалась Тамара Юрьевна Измайлова (Прокопьева до замужества), автор живых педагогических методик, необычайно эрудированный, преданный своему делу и добрый человек. Мы общались с ней и после того, как она ушла из нашей (13-й) школы в Новосибирске, а я поступил в лицей. Но таких, как у нее, уроков у меня больше никогда не было.

Позднее я много думал над тем, как она преподавала нам историю. Думал над игровой стратегией обучения, широко применявшейся ею. Думал над тем, как она старалась заставить нас погрузиться в историю, задуматься.

«Детский склероз», – говорила она в ответ на жалкие оправдания тех, кто не выполнил домашнее задание. Мне даже не требовалось его выполнять, поскольку я в ту пору глотал книгу за книгой по истории. Зато пропустить ее урок из-за болезни – вот что было очень печально.

Почему? Тамара Юрьевна погружала нас в мир античности или Средневековья с помощью образов.

Представьте себя менестрелями, бродячими артистами с дырявыми карманами, куртками и штанами. Куда мы направимся и почему? В замок феодала? В город? В деревню? Кого станем высмеивать? Мы должны были выбирать и отвечать, что мы увидим и получим в каждом из этих мест.

На ее уроках мы учились понимать, насколько реальным было прошлое, каким ощутимым и логичным. Мы сравнивали творения древних греков с изделиями египтян и ассирийцев. О чем они нам говорят? Почему в одном случае форма динамична, а в других – она застыла, она как бы медлительна, словно жизнь в мире фараонов?

Школьная программа отводила тогда (в 1990-е годы) и отводит сейчас недостаточно времени на изучение истории. Мы тоже читали параграфы дома, порой сожалея, что она не рассказала нам этот материал на уроке. А она всегда рассказывала больше, чем предполагала программа.

Меня восхищали римляне – строгостью к себе и самодисциплиной. Потому казалось «странным» крушение Римской империи, и было особенно горько, что любимая учительница не успела рассказать о его падении.

Мы учились у нее три года. И хотя прошло уже много лет, хорошо помню свои чувства, когда после курса средневековой истории не увидел Тамару Юрьевну в школе. Она ушла работать в университет. Но мы встретились случайно спустя пару лет и с того времени общались, пока она не переехала в Москву.

Признаю, что, наверное, был ее разочарованием: лучший ученик потока по истории не встал на путь профессионального историка, даже отказался участвовать в областных викторинах. А она уговаривала меня. И мне жаль...

Но имелась комичная причина моего «нежелания»: я плохо запоминал даты и сейчас убежден, что точно их знать можно, лишь досконально изучив те или иные события. Принуждение детей зазубривать даты – это садизм.

Однако Тамара Юрьевна не заставляла учеников поклоняться магическим цифрам. Она больше оценивала, поняли ли мы события. Плохие оценки у нее нужно было старательно заслужить. И хотя она была очень добрым человеком, но умела также быть строгой. Жаль, что столь одаренный и яркий педагог прожил недолгую жизнь.

Мне необычайно жаль, что после – уже живя в Москве – я не смог ее найти. Новосибирские и знакомые не знали, куда она переехала, а я не знал ее новой фамилии. Лишь случайно в мае этого года мне попалась газета гимназии № 1 в городе Жуковском, посвященная этому педагогу. Она и здесь смогла завоевать восхищение коллег и учеников, став школьной легендой.

Какой я запомнил ее? Молодой, способной на теплоту и общение вне формальных рамок. Я не раз бывал у нее дома и знаю, что ее студенты и ученики (она преподавала и в вузе) также общались с ней и любили ее.

Желание Тамары Юрьевны преподавать разным возрастным группам мне кажется правильной методикой, а не только знаком любви к детям. Она разрабатывала разные обучающие игры по мировой истории. Одна из брошюр по ним – «Культура древней Месопотамии» – сохранилась у меня с памятной надписью.

На последнем году жизни, уже тяжело болея, Тамара Юрьевна сняла с учениками фильм, призванный увлечь детей изучением истории в творческой форме. Не могу вполне судить о ее приемах обучения последних лет, поскольку лишь читал о них. Но она не утратила доброты и участия, а это – человеческое сближение – и есть лучший способ обучения.

Разного рода эксперты твердят в последние годы наперебой, что знания – это товар, образование – рыночная услуга, а не священное право. Учителя же низводят до автомата по воспроизведению сведений и оценке усвоения. Наверное, приверженцы такого подхода думают, что развитие электроники вскоре позволит вытеснить живого преподавателя?

Как все это наивно! Сколь сильное отчуждение несет такой подход к обучению! И как повезло тем, кто знал в своей жизни хороших педагогов, наставников и друзей. И поскольку общество наше живо, то я уверен: другие поколения тоже запомнят лучших учителей, надо лишь сделать так, чтобы талантливые люди шли не только в бизнес, но и в образование.

Однажды Тамара Юрьевна сказала мне: «Для меня СССР не распался, и я буду учить так, словно мы и не сваливались в пропасть. Я буду учить так, словно знания все еще нужны, а они будут нужны...» Слова эти остались в моей памяти, пусть даже я не сразу оценил их правоту и душевную силу.

..............