24 ноября, пятница  |  Последнее обновление — 10:05  |  vz.ru
Разделы

Петр Тренин-Страусов: Дело не только в магии имени «Акунин»

«История Российского государства» Бориса Акунина – заметное событие, игнорировать его – явно не самая конструктивная позиция. Лучше выработать подход, при котором эта работа усилила бы науку. Решений тут видится несколько. Подробности...
Обсуждение: 47 комментариев

Ирина Алкснис: Россиян действительно очень мало волнует политика

Когда говорят о специфике российского общества, частенько подмечают такие его особенности, как непредсказуемость и политическая спонтанность, отсутствие традиции системного взаимодействия с властью по актуальным и волнующим его проблемам. Подробности...
Обсуждение: 51 комментарий

Меркель неожиданно для всех оказалась в роли жертвы

Большинство немцев рады, что нашелся политик, который не побоялся выступить против Меркель. По прогнозам, теперь его партию на выборах ждет еще больший успех. А вот для Меркель это означает полное фиаско. Подробности...
Обсуждение: 46 комментариев

    Определены победительницы конкурса «Топ-модель России — 2017»

    В Москве прошел финал всероссийского конкурса «Топ-модель России — 2017» и «Топ-модель Plus — 2017». Задачей конкурса объявлено «установить российские стандарты красоты»
    Подробности...
    Обсуждение: 6 комментариев

    Умер певец Дмитрий Хворостовский

    Оперный певец Дмитрий Хворостовский умер на 56-м году жизни в Лондоне, в кругу семьи, после тяжелой болезни. Он завещал кремировать тело и захоронить прах в Москве и Красноярске. В этих городах уже думают об увековечении его памяти
    Подробности...

    Владимир Путин встретился с Башаром Асадом в Сочи

    Владимир Путин провел в Сочи встречу с сирийским лидером Башаром Асадом. Переговоры продолжались около четырех часов. В ходе встречи президенты согласились, что военная операция близка к завершению и теперь следует перейти к политическому урегулированию. Президент Сирии также передал Путину благодарность сирийского народа
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Минобороны опубликовало видео пуска новой противоракеты

        Василий Колташов

         
        Руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО), сотрудник РЭУ им. Г.В. Плеханова. Окончил Сибирский государственный университет путей сообщения (СГУПС). Преподавал политологию, а в аспирантуре специализировался на изучении политического лидерства. В 2004-2006 годах работал в команде Института проблем глобализации (ИПРОГ), а в 2007 году перешел в ИГСО. Параллельно занимается журналистикой, рекламой и PR-консалтингом. В ИГСО отвечает за экономический блок исследований, прогнозы и анализ.

        Мнения

        «История Российского государства» Бориса Акунина – заметное событие, игнорировать его – явно не самая конструктивная позиция. Лучше выработать подход, при котором эта работа усилила бы науку. Решений тут видится несколько.
        Обсуждение: 47 комментариев

        Когда говорят о специфике российского общества, частенько подмечают такие его особенности, как непредсказуемость и политическая спонтанность, отсутствие традиции системного взаимодействия с властью по актуальным и волнующим его проблемам.
        Обсуждение: 51 комментарий

        Большинство немцев рады, что нашелся политик, который не побоялся выступить против Меркель. По прогнозам, теперь его партию на выборах ждет еще больший успех. А вот для Меркель это означает полное фиаско.
        Обсуждение: 46 комментариев

        Школьник из Уренгоя – это привет из 90-х прошлого века всем нам, смотревшим на Запад как на витрину достижений цивилизации. Да, в целом нам удалось преодолеть те иллюзии, но так ли велика в этом наша собственная заслуга?
        Обсуждение: 136 комментариев

        В международной торговле мы отдаем результаты трех часов собственного труда (а в случае с чашкой кофе – даже пяти часов) за результат одного часа труда наших уважаемых партнеров. Всем ли ясны последствия?
        Обсуждение: 300 комментариев

        Открытие памятника императору Александру III в Ялте – а открывал его лично президент Владимир Путин – побуждает вспомнить о двух важнейших чертах правления этого государя.
        Обсуждение: 132 комментария

        Позднесоветская практика заметания под ковер темы нацистской войны на уничтожение и подмены ее абстрактными гуманистическими соображениями находится в прямом противоречии с современными подходами к проработке прошлого.
        Обсуждение: 68 комментариев

        «Он нас предал!», «Мэра в отставку!», «Родителей посадить!», «Ладно, не сажайте, давайте просто уволим», «В СФ прокомментировали», «Прилепин возмущен», «Шабаш русофобии», «Как такое стало возможным?». Понятно, как стало возможным.
        Обсуждение: 136 комментариев

        Вне зависимости от того, пройду ли я на следующий этап, я считаю опыт участия в «Лидерах России» классным опытом. Этот конкурс не только изменит жизнь 300 победителей, но и – чуть-чуть! – встряхнет всех, кто участвовал. В хорошем смысле.
        Обсуждение: 24 комментария

        Опять это дурацкое сомнение: что же мы строим такое, если даже сейчас, после девяностых и нулевых, русские дети «по иностранному обмену» моментально превращаются в «агентов влияния»?
        Обсуждение: 106 комментариев

        Василий Колташов: Лучший учитель

        8 августа 2014, 09:38

        Версия для печати

        Представьте себя менестрелями, бродячими артистами с дырявыми карманами, куртками и штанами. Куда мы направимся и почему? В замок феодала? В город? В деревню?

        Лучший учитель – это не обязательно жизнь. Лучший учитель – это человек, способный привлечь наше внимание к предмету. Он завладевает чувствами и увлекает все дальше и дальше, побуждая искать знания и любить науку.

        Такой учитель истории был у меня в детстве. Эта удивительная женщина совсем не подходила под нынешние образовательные шаблоны. Мне повезло. Повезет ли новому поколению учеников?

        Учитель – это транслятор знаний и немного капрал. Именно таким его представляют чиновники. Министерство образования ведет дело к тому, чтобы переломить иных педагогов и создать идеальный (точный и безынициативный) передаточный механизм в сфере образования. Таковы плоды господства неолиберальной идеи.

        Доктрина эта сводит образование к услуге. Бросаешь деньги в педагогический автомат, и он начинает выдавать информацию, которую ученики заинтересованы поглощать, раз уж они заплатили. Так представляют себе дело преобразования нашей образовательной системы либералы.

        Однако души многих детей открыты познанию вовсе не механически. И от учителя зависит, каким путем пойдет дальше человек, потеряет ли он пыл или обретет смысл жизни – полюбит ли знания и научится ли мыслить. Хорошо помню, с каким нетерпением ждал в младших классах начала курса истории.

        Моим учителем оказалась Тамара Юрьевна Измайлова (Прокопьева до замужества), автор живых педагогических методик, необычайно эрудированный, преданный своему делу и добрый человек. Мы общались с ней и после того, как она ушла из нашей (13-й) школы в Новосибирске, а я поступил в лицей. Но таких, как у нее, уроков у меня больше никогда не было.

        Позднее я много думал над тем, как она преподавала нам историю. Думал над игровой стратегией обучения, широко применявшейся ею. Думал над тем, как она старалась заставить нас погрузиться в историю, задуматься.

        «Детский склероз», – говорила она в ответ на жалкие оправдания тех, кто не выполнил домашнее задание. Мне даже не требовалось его выполнять, поскольку я в ту пору глотал книгу за книгой по истории. Зато пропустить ее урок из-за болезни – вот что было очень печально.

        Почему? Тамара Юрьевна погружала нас в мир античности или Средневековья с помощью образов.

        Представьте себя менестрелями, бродячими артистами с дырявыми карманами, куртками и штанами. Куда мы направимся и почему? В замок феодала? В город? В деревню? Кого станем высмеивать? Мы должны были выбирать и отвечать, что мы увидим и получим в каждом из этих мест.

        На ее уроках мы учились понимать, насколько реальным было прошлое, каким ощутимым и логичным. Мы сравнивали творения древних греков с изделиями египтян и ассирийцев. О чем они нам говорят? Почему в одном случае форма динамична, а в других – она застыла, она как бы медлительна, словно жизнь в мире фараонов?

        Школьная программа отводила тогда (в 1990-е годы) и отводит сейчас недостаточно времени на изучение истории. Мы тоже читали параграфы дома, порой сожалея, что она не рассказала нам этот материал на уроке. А она всегда рассказывала больше, чем предполагала программа.

        Меня восхищали римляне – строгостью к себе и самодисциплиной. Потому казалось «странным» крушение Римской империи, и было особенно горько, что любимая учительница не успела рассказать о его падении.

        Мы учились у нее три года. И хотя прошло уже много лет, хорошо помню свои чувства, когда после курса средневековой истории не увидел Тамару Юрьевну в школе. Она ушла работать в университет. Но мы встретились случайно спустя пару лет и с того времени общались, пока она не переехала в Москву.

        Признаю, что, наверное, был ее разочарованием: лучший ученик потока по истории не встал на путь профессионального историка, даже отказался участвовать в областных викторинах. А она уговаривала меня. И мне жаль...

        Но имелась комичная причина моего «нежелания»: я плохо запоминал даты и сейчас убежден, что точно их знать можно, лишь досконально изучив те или иные события. Принуждение детей зазубривать даты – это садизм.

        Однако Тамара Юрьевна не заставляла учеников поклоняться магическим цифрам. Она больше оценивала, поняли ли мы события. Плохие оценки у нее нужно было старательно заслужить. И хотя она была очень добрым человеком, но умела также быть строгой. Жаль, что столь одаренный и яркий педагог прожил недолгую жизнь.

        Мне необычайно жаль, что после – уже живя в Москве – я не смог ее найти. Новосибирские и знакомые не знали, куда она переехала, а я не знал ее новой фамилии. Лишь случайно в мае этого года мне попалась газета гимназии № 1 в городе Жуковском, посвященная этому педагогу. Она и здесь смогла завоевать восхищение коллег и учеников, став школьной легендой.

        Какой я запомнил ее? Молодой, способной на теплоту и общение вне формальных рамок. Я не раз бывал у нее дома и знаю, что ее студенты и ученики (она преподавала и в вузе) также общались с ней и любили ее.

        Желание Тамары Юрьевны преподавать разным возрастным группам мне кажется правильной методикой, а не только знаком любви к детям. Она разрабатывала разные обучающие игры по мировой истории. Одна из брошюр по ним – «Культура древней Месопотамии» – сохранилась у меня с памятной надписью.

        На последнем году жизни, уже тяжело болея, Тамара Юрьевна сняла с учениками фильм, призванный увлечь детей изучением истории в творческой форме. Не могу вполне судить о ее приемах обучения последних лет, поскольку лишь читал о них. Но она не утратила доброты и участия, а это – человеческое сближение – и есть лучший способ обучения.

        Разного рода эксперты твердят в последние годы наперебой, что знания – это товар, образование – рыночная услуга, а не священное право. Учителя же низводят до автомата по воспроизведению сведений и оценке усвоения. Наверное, приверженцы такого подхода думают, что развитие электроники вскоре позволит вытеснить живого преподавателя?

        Как все это наивно! Сколь сильное отчуждение несет такой подход к обучению! И как повезло тем, кто знал в своей жизни хороших педагогов, наставников и друзей. И поскольку общество наше живо, то я уверен: другие поколения тоже запомнят лучших учителей, надо лишь сделать так, чтобы талантливые люди шли не только в бизнес, но и в образование.

        Однажды Тамара Юрьевна сказала мне: «Для меня СССР не распался, и я буду учить так, словно мы и не сваливались в пропасть. Я буду учить так, словно знания все еще нужны, а они будут нужны...» Слова эти остались в моей памяти, пусть даже я не сразу оценил их правоту и душевную силу.


        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь


        Другие мнения

        Меркель неожиданно для всех оказалась в роли жертвы

        Большинство немцев рады, что нашелся политик, который не побоялся выступить против Меркель. По прогнозам, теперь его партию на выборах ждет еще больший успех. А вот для Меркель это означает полное фиаско. Подробности...

        Андрей Бабицкий: Пару слов об общественной слепоте

        Школьник из Уренгоя – это привет из 90-х прошлого века всем нам, смотревшим на Запад как на витрину достижений цивилизации. Да, в целом нам удалось преодолеть те иллюзии, но так ли велика в этом наша собственная заслуга? Подробности...
        Обсуждение: 67 комментариев

        Антон Любич: Почему в России самый дорогой в мире латте из кофейни «Старбакс»

        В международной торговле мы отдаем результаты трех часов собственного труда (а в случае с чашкой кофе – даже пяти часов) за результат одного часа труда наших уважаемых партнеров. Всем ли ясны последствия? Подробности...
        Обсуждение: 245 комментариев

        Сергей Худиев: Что для нас сегодня может означать пример Александра III?

        Открытие памятника императору Александру III в Ялте – а открывал его лично президент Владимир Путин – побуждает вспомнить о двух важнейших чертах правления этого государя. Подробности...
        Обсуждение: 90 комментариев

        Александр Дюков: Правильная риторическая конструкция, которой надо обучать не только школьников

        Позднесоветская практика заметания под ковер темы нацистской войны на уничтожение и подмены ее абстрактными гуманистическими соображениями находится в прямом противоречии с современными подходами к проработке прошлого. Подробности...
        Обсуждение: 67 комментариев

        Глеб Кузнецов: Мальчик Коля озвучил официальную российскую версию

        «Он нас предал!», «Мэра в отставку!», «Родителей посадить!», «Ладно, не сажайте, давайте просто уволим», «В СФ прокомментировали», «Прилепин возмущен», «Шабаш русофобии», «Как такое стало возможным?». Понятно, как стало возможным. Подробности...
        Обсуждение: 121 комментарий

        Анна Федорова: Я иду к тебе, государство

        Вне зависимости от того, пройду ли я на следующий этап, я считаю опыт участия в «Лидерах России» классным опытом. Этот конкурс не только изменит жизнь 300 победителей, но и – чуть-чуть! – встряхнет всех, кто участвовал. В хорошем смысле. Подробности...
        Обсуждение: 24 комментария

        Денис Тукмаков: Ущерб от этого «германского спича» едва ли не больший, чем от взрыва

        Опять это дурацкое сомнение: что же мы строим такое, если даже сейчас, после девяностых и нулевых, русские дети «по иностранному обмену» моментально превращаются в «агентов влияния»? Подробности...
        Обсуждение: 99 комментариев

        Дмитрий Дробницкий: Об индейке и ее зловещей роли в «празднике геноцида»

        В четверг на этой неделе американцы будут отмечать один из главных своих праздников – День Благодарения. Он открывает так называемый сезон празднований, который включает в себя Рождество и Новый год. Подробности...
        Обсуждение: 14 комментариев

        Евсей Васильев: Россия на кавказском направлении имеет три основные цели

        Учитывая союзнические обязательства России перед Арменией, а также тесные отношения между Баку и Анкарой, прямой вооруженный конфликт между Арменией и Азербайджаном имеет все шансы привести к катастрофическим последствиям. Подробности...
        Обсуждение: 17 комментариев
         
         
        © 2005 - 2017 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost Apple iTunes Google Play
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............