Андрей Полонский Андрей Полонский Придет победа, и мы увидим себя другими

Экзистенциальный характер нынешнего противостояния выражается не только во фронтовых новостях, в работе на победу, сострадании, боли и скорби. Он выражается и в повседневной жизни России за границами больших городов, такой, как она есть, где до сих пор живет большинство русских людей.

0 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Новый пакет помощи может стать мягким выходом США из конфликта на Украине

После выборов новый президент США – кто бы им ни стал – может справедливо заявить: мол, мы дали Украине все карты в руки. Можете победить – побеждайте, не можете – договаривайтесь. Не сделали этого? Это уже не наши заботы.

14 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Запад толкает Украину на последнюю битву

Масштабное поражение украинской армии и стоящего за ней западного политикума и ВПК будет наглядной демонстрацией окончания доминирования Запада и станет важным фактором в изменении геополитического мироустройства.

15 комментариев
19 сентября 2013, 13:13 • Авторские колонки

Кирилл Мартынов: Джиллиган жив

Кирилл Мартынов: Джиллиган жив

Телесериалы прозвали мыльной оперой и заслуженно считали посредственным и неумным развлечением. Все начало меняться в последние годы. На совершенно новый уровень телевизионную драму вывел сериал Breaking Bad и интернет.

В отличие от хорошей книги, телевизионные сериалы в течение большей части своей истории были рассчитаны на быстрое и не слишком внимательное потребление. Человек приходит с работы и включает телевизор. На экране его любимые герои, но от их похождений приходится постоянно отвлекаться, пропускать детали и целые эпизоды. Создатели многосерийных фильмов для ТВ это отлично понимали и конструировали их максимально просто. Серии чаще всего повторяют друг друга, рассказывая очередную смешную, трогательную или поучительную историю в знакомых интерьерах, как это происходит, например, в замечательной «Теории Большого взрыва». Герои не меняются в течение многих лет, сохраняя свои узнаваемые черты и привычки.

Сериалы в наши дни смотреть уже не стыдно, весь вопрос в том, какие это сериалы

Пытаться провоцировать зрителя телешоу на мышление тоже не стоит – не тот жанр. Человек все равно пойдет к холодильнику за пивом посреди ключевой сцены, перестанет понимать смысл происходящего на экране и в конце концов потеряет интерес к шоу. Так создавалась репутация мыльных опер дешевого, посредственного зрелища для широких масс населения. Казалось, это положение вещей предопределено самой природой телевидения.

Конечно, были исключения, были умные сериалы. Из классического советского наследия нужно вспомнить в первую очередь «Семнадцать мгновений весны» Лиозновой и Семенова, а также «Место встречи изменить нельзя» Говорухина и братьев Вайнеров. Но последний все-таки имел хронометрах всего в 360 минут и по сути был очень длинным художественным фильмом. А двенадцатисерийная история Штирлица так и осталась уникальной и неповторимой. В характерном для советского общества дефиците информации и развлечений каждая его серия, даже повторенная в десятый или двадцатый раз, ожидалась как настоящее чудо, улицы буквально вымирали. Как жаль, что тогда нам никто не сказал, что у создателей сериалов можно требовать продлить его на второй сезон! Казалось, что в современном мире, где есть интернет, кинотеатры и видеоигры, где у человека вообще гигантский выбор форм досуга, вызвать подобный интерес к многосерийному фильму для ТВ уже нельзя.

В последние годы на наших глазах появлялись первые доказательства обратного. Телевидение не собиралось сдаваться и в борьбе за внимание зрителей выкатывало все более амбициозные проекты, собиравшие аудиторию в десятки миллионов людей по всему миру. Среди рекордсменов был «Доктор Хаус» и Lost. Ради премьеры ключевой серии последнего шоу президенту США Обаме однажды даже пришлось перенести время своего обращения к нации. Сериалы в наши дни смотреть уже не стыдно, весь вопрос в том, какие это сериалы. Американское телевидение (американское телевидение! – то самое, которое мы столько лет обвиняли в низком уровне культуры и бездуховности) предлагает нам изысканный набор легких блюд. Я, скажем, в силу профессионального интереса смотрю Newsroom, рассказывающий о несколько романтизированной версии жизни телевизионной студии новостей. Большая часть прогрессивного человечества залипла на «Игре престолов». Ну и так далее.

Отныне любую телевизионную драму будут сравнивать с «Breaking Bad» (фото: AMC)

Отныне любую телевизионную драму будут сравнивать с Breaking Bad (фото: AMC)

Однако настоящая революция произошла усилиями одного человека – Винса Джиллигана, создателя сериала Breaking Bad («Во все тяжкие»). Западная пресса сейчас использует в адрес его детища только один эпитет – «Лучшее телевизионное шоу в истории». И это звучит вполне оправданно. Давайте разберемся, почему.

Когда Джиллиган пришел к руководству Sony Pictures с идеей своего сериала, ему чуть было не указали на дверь. Один из менеджеров компании даже заявил, что это худший сценарий, что он видел в жизни. Ну в самом деле: история про пятидесятилетнего провинциального учителя химии, которому поставили диагноз «рак», и который от тоски начинает производить синтетические наркотики – что может быть более унылым? Но Джиллиган критиков не послушал и все-таки убедил компанию дать ему шанс. Он начал выстраивать шоу вместе со своей командой, добиваясь такой тщательности проработки каждой сцены, которая раньше была немыслима для телевидения. Для съемок в главной роли он пригласил комедийного актера Брайана Крэнстона, известного в основном по своему участию в ситкоме «Малкольм в центре внимания». Это был первый шаг к оглушительному успеху: такого парня, как Крэнстон, никто не ждал увидеть в роли наркобарона. Актер к настоящему моменту собрал за участие в Breaking Bad все возможные телевизионные премии.

Но революция случилась не поэтому. Джиллиган, снимая серию за серией, имел, в отличие от большинства продюсеров сериала, ясный план – с чего начинается шоу и чем оно заканчивается. Он действовал скорее как писатель, из русских классиков напоминающий в первую очередь Достоевского. Сцены, показанные им, чертовски убедительны, визуальные решения безупречны, вы сопереживаете и одновременно ненавидите героев сериала. А эти герои – и это важнейший шаг вперед – меняются в ходе развития сюжета, развиваются или деградируют в зависимости от морального выбора, сделанного ими на ваших глазах. Уолтер Уайт в пятом сезоне – это совсем не тот учитель химии, которого мы встречаем в начале шоу. И его изменения оправданны и закономерны, мы сопереживали им в течение многих лет. Отныне любую телевизионную драму будут сравнивать с Breaking Bad. И речь идет отныне именно о драме в подлинном смысле слова, а не об истории о статических персонажах в меняющихся декорациях, как было прежде даже в лучших образцах жанра вроде «Клана Сопрано».

Оценить масштаб и одновременно уровень детализации Breaking Bad с одного просмотра чрезвычайно сложно, а в некоторых случаях просто невозможно. В сюжете есть петли, закладки, фрагменты, которые затем разворачиваются в самостоятельные полотна. В одной из серий Уолтер Уайт в течение сорока минут ловит муху, залетевшую в лабораторию по производству метамфетамина. И наблюдать за этим – представьте себе – в высшей степени любопытно.

В 2008 году, когда сериал вышел на экраны, большинство зрителей в США смотрели его в телеэфире. Это был еще старый способ потребления многосерийного кино. Революция в искусстве драматического телешоу совпала с важным технологическим сдвигом – появлением и массовым распространением веб-сервисов, таких как Netflix или iTunes. Они позволяют скачивать серии на любое устройство и смотреть его фактически в любом месте. Они позволяют стать цифровыми исследователями драмы и работать с многосерийным фильмом, как мы работаем с книгой: возвращаться к отдельным сценам, перелистывать страницы вперед и назад, подчеркивать отдельные строки и комментировать их.

Уровень детализации, предложенный Джиллиганом, был избыточным в 2008 году, но стал источником наслаждения для миллионов фанатов шоу шесть лет спустя. Россия тут в некотором смысле опережает планету: что в 2008-м, что в 2013-м мы смотрим серии Breaking Bad, скачанные с торрентов, а на российское телевидение их никогда не пропустит Госнаркоконтроль. Что, кстати, свидетельствует о том, как прямолинейно у нас понимается пропаганда наркотиков, ведь сериал, по сути, как раз их мощная антипропаганда.

Сейчас мир замер в ожидании двух последних серий великого шоу Джиллигана. Мы со студентами Высшей школы экономики планируем смотреть и комментировать его в Культурном центре университета – вместе с более чем 66 млн других зрителей, которые смотрят Breaking Bad, только по официальной статистике.

В ничем не примечательном городе Альбукерке, штат Нью-Мексико, где происходит действие сериала, тем временем расцветает туризм. Что ж, депрессивный юг Америки, показанный Джиллиганом, весьма далек от гламурной голливудской картинки. Здесь семьи живут в заложенных домах, в долг, по улицам шатаются толпы безработных и наркоманов, а государственные структуры пасуют перед могущественными наркокартелями. На это стоит посмотреть туристу.

..............