Ирина Алкснис Ирина Алкснис Предатели вынуждены старательно вылизывать сапоги новых хозяев

Реакция на трагедию в «Крокусе» показала, что у несистемной оппозиции, уехавшей из страны, за громкими словами о борьбе с тираническим государством и авторитарной властью скрывается ненависть к стране и ее народу.

0 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

6 комментариев
Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

13 комментариев
14 сентября 2013, 10:00 • Авторские колонки

Михаил Бударагин: Минус общество

Михаил Бударагин: Минус общество

Капитализм все дальше отходит от своих установок. Социализм все никак не приходит ему на смену. И, надо сказать, не придет. Но запрос на справедливое мироустройство никуда не делся. И он будет реализован.

Современность дает нам много поводов восхищаться высоким мастерством различных специалистов. Я всегда с некоторым благоговением захожу на борт самолета: вот ведь люди собрали это по винтику, и оно летает – это же поразительно. Я готов даже поверить в то, что многое делают роботы и автоматизированные линии, но кто-то ведь придумал и роботов, это ли не чудо?

Как очередной виток прогресса изменит наше социальное устройство и смогут ли новые технические достижения приблизить нас к справедливому мироустройству?

Примеры можно множить: мы живем в мире, где мобильный телефон указывает нам дорогу с точностью до дома – тут остается только руками развести от гордости за человека.

Но, продолжая метафору с точностью и домом, стоит отметить, что более точно уже не нужно. Карта может быть еще мобильней, грузиться еще быстрее, но «точность до дома» – это ее предел.

Каменщик может класть кирпич быстрее, использовать усовершенствованный раствор, но не он определяет, каким будет дом, и уж тем более не он решает, сколько домов будет на улице. Мир инженеров неизбежно обращен к идеологам, которые должны объяснить, а зачем вообще ты должен жить в многоэтажном доме и загружать карты онлайн.

Затем, наверное, что ты живешь в капитализме, где каждый день идешь на работу, покупаешь товары, едешь на концерт или оформляешь документы в посольстве.

1

Капитализм, к сожалению, не в состоянии дать главные ответы: он существует инерционно. Социальное требование справедливости – базовый запрос к любому типу мироустройства – капитализмом игнорируется напрочь. Ты будешь много работать, а потом разбогатеешь и станешь счастлив? Нет. Ты можешь вкалывать как проклятый, а потом придет мировой финансовый кризис и государство спасет не тебя, а банкира, чтобы тот, едва не прогоревший из-за своих сомнительных махинаций, смог и дальше заниматься ими же. А ты честно умрешь под забором. Вот и вся справедливость: богатые богатеют, бедные беднеют, а о сказке про американскую мечту Ларс фон Триер все рассказал в «Танцующей в темноте».

Посмотрите, отрезвляет.

Но альтернативы капитализму пока, к сожалению, нет.

Социализм разного извода (а, надо сказать, шведский его тип сильно отличается от северокорейского), говорящий о равенстве, упускает очень важное обстоятельство: люди не хотят быть равными, им нравится культивировать свое неравенство, и вчерашняя прачка, выбившаяся в менеджеры по продажам, кривя носик, проходит мимо таджика, считая его ниже себя и вовсе не чувствуя, что он брат ей. Отсюда, кстати, появляется Брейвик, провожаемый в камеру под аплодисменты европейских правых.

А в борьбе же за принудительное равенство побеждает капитализм: все мы носим почти одну и ту же одежду и закупаемся в сетевых магазинах, смотрим одни и те же фильмы и ездим в одни и те же страны отдыхать.

А для особенных предлагается тряпка за 100 тысяч рублей, ничем не отличающаяся от тряпки за 10 или за 5. «Дииизааайнерское», вздыхают менеджеры по продажам, страстно желающие неравенства в надежде, что оно не вернет их в прачки, а вознесет туда, к тряпкам за 100...

Все довольны.

Нет, конечно, не вознесет, но, в общем, это уже не наши проблемы.

2

Не было ничего маргинальней христианства, что не мешает католикам и православным совершенно справедливо полагать себя большинством

Мы находимся (не в первый раз, кстати) в тупике прогресса, в черном чулане, из которого нужно найти выход. И пусть в чулане тепло и сухо, на воле все же лучше.

Тупики прогресса, к сожалению, неизбежны. Они связаны с тем, что человечество выбирает из техники все ее содержание, всю смысловую нагрузку. И требуются новые научные достижения, чтобы оторваться от старого мира. Так было и тогда, когда человек вышел из тьмы своих землянок и стал строить города. Потом он изобрел письменность, и мир – не в одночасье – стал другим. Потом он на кораблях проплыл все моря земного шара, затем – вышел в Космос.

И мир – в поисках более справедливого социального типа взаимоотношений – снова стал другим.

Вопрос, который сегодня стоит перед человечеством, очень прост: как очередной виток прогресса изменит наше социальное устройство и смогут ли новые технические достижения приблизить нас к справедливому мироустройству?

Выход, конечно, есть, и он продиктован именно новыми средствами производства и новыми средствами коммуникации, но вот качество этого выхода окажется иным, чем это было всегда.

Принцип новой социальной революции можно сформулировать так: если никакое общество и государство не могут быть справедливыми ни при каком устройстве, они должны исчезнуть как устаревшие формы тиражирования и воплощения несправедливости.

Это звучит вполне мифически. Позвольте, мол, как же мы без общества и без государства, да как такое возможно?

Возможно.

3

Пока есть локальные, очень узкие примеры того, как это будет работать. Узостью и маргинальностью примеров я бы не слишком смущался: христианство, самая популярная на сегодняшний день религия, начиналась в катакомбах и сектах. Не было ничего маргинальней христианства, что не мешает католикам и православным совершенно справедливо полагать себя большинством.

Первый пример – хикки, странная субкультура эмоциональной и социальной ограниченности, дети Сети, люди, которые не выходят на улицу. Сеть дает все, что нужно, к чему плодить сущности?

Второй пример – биткоины, анонимная сетевая валюта, вокруг которой создается анонимный (и никем не контролируемый) мир, пока заточенный под наркотрафик, но способный распространиться и на все остальное. Деньги – этот фундаментальный фактор власти – теряет в данном случае свою силу, социальные статусы растворяются в анонимности, иерархии не существует.

Это очень удобно. Как и быть хикки, кстати. Минимум затрат, максимум результата. Бинго.

Собственно к Сети должны прибавиться два новых средства производства: уже существующие и сейчас очень дорогие (это ненадолго) 3D-принтеры (одежда, обувь, предметы бытовой химии, оружие и т.д.) и пока отсутствующие мобильные фабрики по производству синтетической еды.

Если с принтерами все уже, в общем-то, ясно и через десять лет постоянного удешевления и упрощения они станут доступны точно так же, как стали доступны персональные компьютеры, то с едой все будет немного сложнее.

4

Однако отвечу сразу на возмущенные возгласы о том, что еда – это святое. То, что обычный горожанин ест уже сейчас, – это не просто нездоровая пища, это – итог стараний не фермеров, а химиков. И можно сколько угодно возмущаться и тыкать пальцем в упаковку, на которой написано волшебное слово «екологический», дела это не меняет.

Продавец продает товар, он вам на упаковке еще и не то напишет, а вы все верите.

У вас нет вообще никаких гарантий того, что ваша еда – не синтетическая уже сейчас. Повторю еще раз, для закрепления: вообще никаких гарантий. Вы можете сами проверить качество почвы, проанализировать состав удобрения и посадить репу – во всех остальных случаях вы не знаете, что вы едите.

Комбайнер дешевой синтетической еды из чего угодно – последний кирпич в фундамент постобщества. Поначалу будет немного непривычно, конечно, но, в общем, привыкли и к гамбургерам, чего уж тут стесняться...

Синтезировать питьевую воду будет сложнее, но, я полагаю, эти комбайны станут универсальным производителем всего, что можно употребить в пищу – вплоть до некоторых, довольно простых, но таких необходимых лекарств. А носовой платок напечатает 3D-принтер.

Можно спокойно поболеть дома.

5

Каким будет постсоциальное общество? Прежде всего, оно будет справедливым: автономные биоинформационные организмы станут действительно равны, потому что сама автономность их существования (как физическая, так и психологическая, так и социальная) позволит выстроить сложную внеиерархичную структуру.

Управление будет состоять в логистике доставки и оплаты ресурсов, все остальное можно будет делать самому. Психолог Екатерина Мурашова справедливо связывает кризис семьи с тем простым фактом (экономическим, особо отмечу), что воспитывать и растить ребенка можно одному.

Так вот не только для семьи больше не нужны будут двое. Для всего остального – тоже.

Для общения – особенно.

Уже сейчас значительная часть «белого», западного, передового мира общается в основном с голосовым помощником Сири в своем айфоне и эрзац-людьми в своих социальных сетях.

А ведь будущее еще даже не наступило.

..............