Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

12 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

6 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

17 комментариев
23 апреля 2013, 12:00 • Авторские колонки

Василий Колташов: Бусидо для господина

Василий Колташов: Бусидо для господина

Где прячутся выгодные ниши для инвестиций? Этот вопрос все чаще задают себе в российских деловых кругах. И пока чиновники обсуждают «паузу роста», бизнес ищет возможности для выгодного вложения. Невыгодное его не интересует.

Либеральные учебники экономики распространили в России удивительный миф. Согласно нему, инвестиции сами по себе способны вызывать рост экономики, все дело в том, чтобы расшевелить капиталы – заставить их вкладываться в те или иные отрасли. Однако это не истина, а, как говорили в средневековой Японии, бусидо для господина. Кодекс поведения для того, кто рискует своей головой или средствами, всегда отличался от кодекса тех, кто строил большие планы. Японские феодалы нередко удивлялись, почему их воины не хотят умирать на поле боя все как один, а отчего-то зачастую ценят свою жизнь. Но самурай на службе всегда уделял внимание своим интересами.

Торговля и кредитная сфера в настоящих условиях являются главными зонами возможного роста

В России капиталы не спешат следовать призывам правительства не от того, что плохо понимают свой долг. Они не видят смысла в опасных вложениях. Экономика не поставлена на паузу. Она сокращается, пусть и небольшим темпом. И процесс этот начался еще до того, как стартовало новое биржевое падение. Без дешевого кредита и без роста возможностей потребителей, без крупных государственных инвестиционных проектов для частных инвесторов рынок будет казаться не слишком надежным. И это – самое малое. Рисковать инвесторы не станут. Они подождут.

Наличие низового спроса является ключевым условием для появления новых «ниш» в коммерции и открытия новых возможностей в старых сферах. В России в настоящее время в государственных верхах вокруг экономической политики идет острая борьба. Чем она завершится, будет понятно нескоро, но пока сохраняется либеральная рыночная линия. Попытки добиться удешевления кредита – меры, в сущности, робкой и консервативной – результата не имели. А ведь решение этой задачи усилило бы позиции национальной индустрии и повысило бы потребительскую активность, что в условиях членства России в ВТО дает шанс дальнейшему развитию торговли и сохранению динамики строительного сектора. Признаки застоя в нем уже видны. И это может в течение года обернуться и большими проблемами.

Торговля и кредитная сфера в настоящих условиях являются главными зонами возможного роста. В сфере розничной торговли есть условия для развития крупных компаний и эффективного вложения большого и среднего капитала. В России 2000–2012 годов торговля оставалась сравнительно примитивной. Супермаркеты в основном организованы в стране по древним стандартам: они зачастую не создают покупателям полного комфорта. Отделы готовой одежды, если они есть, выглядят крайне убого. Нет развитой магазинной торговли детскими товарами.

Главный порок торговли – это маленькие и средние магазины. Пожрать их – одна из важнейших задач и возможностей для крупного бизнеса. Сделать это можно без особого труда за счет размаха, экономическим путем. Но и здесь цена кредита выступает серьезным ограничителем. Независимо от взглядов на проблему инфляции и денежного обращения кредит в России необходимо удешевлять. Но точка на этом поставлена быть не может.

Один из главных мифов о росте экономики и бизнеса связан с так называемой инвестиционной привлекательностью. Она вроде бы в России повышается, но работать компаниям становится сложнее. Причина – остановка роста экономики в силу слабости спроса, причем именно внутреннего. Дорогой кредит душит потребителя. Немалую проблему представляет высокая цена недвижимости, особенно в Москве. Совсем недешево обходится работающим россиянам аренда жилья: в столице даже за самое скромное жилье платить приходится в два–три раза больше, чем во многих государствах еврозоны. Проблем много. Не все они касаются рынка в чистом виде, немало их связано с социальной политикой государства. Однако в сумме они уже создали ограничение для роста.

В регионах наибольший динамизм демонстрировала в последние полгода торговля одеждой, распространение марочных товаров. Но этот рынок уже близок к своим «естественным» границам. Продукты питания – вторая важная часть торговли. С продажей автомобилей и бытовой техники дело, вероятно, окажется более сложным. Сбыт автомашин уже сокращается. Меньше будет продаваться и других товаров среднего и дорогого классов.

Промышленный спад уже начался. Но помешать ему можно. Нужно только не искать, а создавать ниши для инвестирования. А это будет уже новая политика в экономике. Появилась бы она скорее...

..............