Игорь Мальцев Игорь Мальцев Отопление в доме поменять нельзя, а гендер – можно

Создается впечатление, что в Германии и в мире нет ничего более трагичного и важного, чем права трансгендерных людей. Украина где-то далеко на втором месте. Идет хорошо оплачиваемая пропаганда трансперехода уже не только среди молодежи, но и среди детей.

0 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

6 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

5 комментариев
25 декабря 2013, 11:00 • Авторские колонки

Михаил Бударагин: Дорогие читатели

Михаил Бударагин: Дорогие читатели

Я далек от мысли, что «колонки» умирают, но в том, что формат претерпевает изменения, я уверен. Впереди нас ждет читательская журналистика осмысления событий, журналистика полемики и аналитики, рассказа о тенденциях, которые ускользают от внимания СМИ.

Неудобный и банальный формат подведения итогов года впервые, пожалуй, меня по-настоящему радует.

В разговорах о международной политике, борьбе за Украину, социалке, образовании, культуре и прочих важных вещах мне выпало редакторское счастье вставить свои «пять копеек» о том, о чем, кроме меня, не напишет никто.

1

Я встречал массу журналистских сетований на читателей, презрительных кивков в сторону «всей этой дикости», «мракобесия» и прочего

«Неужели все такие журналюги приличные, или вы один такой?» – спросил меня один из новых авторов газеты ВЗГЛЯД в ходе разговора о публикации одного из текстов в разделе «Клуб читателей», над которым мы продолжим работать и в следующем году.

И это – почти медаль, честно.

Пока я вел этот разговор, в Сети разгорелся небольшой скандал, смысл которого – перескажу кратко, чтобы не утомлять вас тусовочными проблемами – состоит в том, что маркетологи пытались отстоять свое право на мусорный трафик. Мол, да, у нас есть три пользователя (читателя, покупателя), мы гоняем их с сайта на сайт, накручивая посещения, ну и что? Рекламодатель хавает, ну и ладно. Поставим баннер «Алла Пугачева откусила Максиму хвост», ну ведь он же работает.

То, о чем все говорили, наконец стало предметом пусть и узкотусовочной, но все же полемики. Ответов пока нет, но сюжет шире, чем проблема СМИ и потребителей, журналистов и читателей, рекламодателей и редакций.

Что нам делать с активными пользователями как новым фактом Сети – таков, я думаю, незаданный вопрос года. СМИ довольно долгое время были просто рупором (не обязательно пропаганды), транслятором, мегафоном, в который кто-то мог кому-то что-то крикнуть, появившиеся рядом с электронными изданиями блоги оказались сетью клубов по интересам.

Два года назад эти клубы, преодолев естественную болезнь роста, стали приходить ко все еще кричащим СМИ, и выяснилось, что средний читатель – консерватор, мракобес, неприятный тип, который за смертную казнь, против Pussy Riot, за ценности, и медиа (а также либеральные медиаблогеры) продолжают игнорировать эту тенденцию. Я встречал массу журналистских сетований на читателей, презрительных кивков в сторону «всей этой дикости», «мракобесия» и проч.

Мол, мы тут – «белая кость», учим вас, учим, а вы все о своем Сталине.

Отсюда, кстати, и все эти рекламные порнобаннеры, которые эксплуатируют «низовые» темы, потому что о «верховых» темах – так, чтобы их читали – легче просто разучиться писать. И продолжать презирать читателя, продавая его рекламодателю.

2

«Клуб читателей» газеты ВЗГЛЯД как идея был моим личным вызовом этому цеховому лицемерию.

Клуба в формальном смысле – с членством и зваными обедами – конечно, нет, все, наоборот, предельно открыто. Если человеку есть что сказать в комментариях, то, возможно, и в формате раздела «Мнения» он сможет высказать все то, что хочет. От своего лица. На любую тему и в любом ключе. Без битья стекол, аргументированно, развернуто.

«Ты никого не найдешь, – сказали мне, – будут писать «все дураки, давайте Сталина!», и на этом все закончится».

Оказалось, что у консервативного большинства есть свой голос. Оказалось, что и это большинство не монолитно. Оказалось, что читатели готовы к спокойному, предметному, интересному разговору.

Оказалось, что для того чтобы читатель и комментатор стал автором, нет никаких преград. Нет пресловутого «снижения планки», нет ограничений формата (они преодолеваются, стоит лишь начать их преодолевать), нет никакой придуманной иерархии о том, кого стоит «пускать», а кого нет. Журналистская тусовка, занятая в основном обсуждением своих эпических попоек и страданиями о режиме, об этом забыла, только и всего.

Оказалось, что нет никакой «бытовухи» в жанре «письмо в газету» («вот я гляжу в окно, хочу вам рассказать за ЖЭК»), а есть суждения об истории, политике, экономике – и все это здраво, спокойно и компетентно.

Оказалось, что все иерархии и все «право первородства» – ложь. Или тебе есть что сказать или нечего, и неважно, работал ли твой дедушка в НКВД, учился ли ты на журфаке у самого Семена Петепетуйского, можешь ли назвать по памяти всех рукопожатных на твоем районе. Все это неважно.

Я далек от мысли о том, что «колонки» умирают, «мнения» загибаются, но в том, что формат претерпевает изменения, я уверен. Более того, я полагаю, что стародавняя сетевая мысль о том, что читатели могут производить контент, совершенно верна по сути и впереди нас ждет вовсе не «блогерская» или «гражданская» журналистика, когда все бегают с айфонами и снимают, как Николай Басков выходит из ресторана, или отправляются в оплаченное путешествие на Бали и привозят оттуда сорок четыре фотографии.

Впереди нас ждет читательская журналистика осмысления событий, журналистика полемики и аналитики, рассказа о тенденциях, которые ускользают от внимания СМИ.

Вот такими могли быть итоги года, если бы самое важное, что бы мне хотелось сказать, не укладывалось бы в одно предложение.

Юрий Маракулин, Алекс Даров, Алексей Мишин, Константин Карасев, Максим Мишин, спасибо вам – главный и единственный итог.

До встречи в 2014-м.

..............