Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

9 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

4 комментария
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

14 комментариев
20 декабря 2013, 11:06 • Авторские колонки

Василий Колташов: Ничего страшного позади

Василий Колташов: Ничего страшного позади

2013 год остался позади, так и не породив экономических потрясений. Он не оправдал черных прогнозов. Но он и не воплотил в жизнь ожиданий оптимистов. Ничего страшного не случилось, но многое стало иначе.

Тревожным был уже 2011 год. Тогда выяснилось, что США могут стать банкротом, если вдруг не разрешат себе наращивать долг.

Кризис ЕС не ослабнет в 2014 году, от него будет зависеть выход всех европейских стран из мирового кризиса

В 2012 году на рынке черного золота случился провал: баррель нефти марки Brent упал до 92,7 доллара. Это случилось в июне. И хотя цены затем подросли, стало понятно, что прежних спекуляций на этом рынке уже не будет. Зато в феврале – мае 2013 года нефть снова обвалилась. Дном оказались 99,4 доллара за баррель. Однако в последующие месяцы цены приподнялись и колебались около 110 долларов, так и не обрушившись опять.

Риск падения сырьевых цен не миновал с прошлым годом. Он просто не реализовался, пусть ценность долларов и продолжала уменьшаться из-за эмиссии. К ней в преддверии 2014 года США прибегли вновь. Барак Обама сумел договориться с республиканской оппозицией, пусть даже она перед этим оставила его администрацию без финансирования.

Однако «закрытие правительства» Соединенных Штатов не обернулось дефолтом. Он все еще маловероятен и вряд ли может произойти в 2014 году.

Нагнетание страхов и буйных восторгов по поводу якобы скорого краха Америки бессмысленно. США никуда не денутся, как никуда пока не денутся и их многочисленные финансовые проблемы.

Зато Китай остается в более опасном положении. Индустриальный пузырь этой страны принял угрожающие размеры. Ресурсы правительства КНР не были исчерпаны в минувшем году. Но разговоры китайских бюрократов о том, что пора больше полагаться на «невидимую руку рынка», выдают кризис экономической политики Поднебесной, усиление ее либеральной составляющей и истощение как одну из причин этого. И хотя в минувшем году захромали все экономики БРИКС, хромота Поднебесной для мирового рынка опаснее всего. Когда КНР споткнется – удар по рынкам будет сильным, а последствия его, вероятно, окажутся устойчивыми.

Чем закончится текущий политический кризис на Украине?



Результаты
73 комментария

США и ЕС затеяли в минувшем году переговоры о Трансатлантическом соглашении свободной торговли. Они хотят реализовать его уже в 2014 году. Товарам из Америки нужен европейский рынок, включающий ассоциированные с ЕС государства.

Все это напоминает план Маршала, только наоборот. Если после Второй мировой войны США помогли восстановлению экономик Западной Европы, то теперь они хотели бы помощи от Европы. И неважно, что для нее итоги 2013 года оказались печальными. Спад не остановился. Даже битву за Украину не удалось выиграть; забуксовало все наступление на Восток.

Однако Украина, какие бы иллюзии ни питали ее граждане, попала в «Европу» по многим показателям еще в 2012 году. Она оказалась сразу на дне – на уровне падения производства Испании или Греции.

В 2013 году Россия тоже заразилась «европейской» болезнью, но в ее северном виде. Отечественная экономика оставила в прошлом показатели роста. Завлечь в ее пределы инвестиции не удалось, зато был справедливо поставлен вопрос о войне с офшорами, местными клиентами «прачечных» для денег и их принципиальным нежеланием платить налоги.

В целом же прошедший год оказался относительно спокойным. Все, что происходило в экономике дурного, имело низкие темпы. И это уже было хорошей новостью, поскольку оставляло регуляторам пространство для маневра.

Так, ЦБ РФ упреждал крах банков изъятием лицензий по методу, опробованному еще в 2011 году, когда угроза «кризиса номер два» впервые серьезно замаячила перед национальной экономикой. Тучи собирались долго, но когда они собрались – ничего страшного не случилось. Это не означает, что все и дальше останется, как есть.

В мировой экономике по-прежнему не вызревают новые потрясения. Они могут быть связаны с не падающими сырьевыми ценами, если Вашингтон вдруг разрешит Ирану поставки этого сырья или какой-то крупный потребитель резко ограничит свои аппетиты под влиянием спада.

В новую фазу может войти европейский кризис. Плохо могут пойти дела в Латинской Америке, где сюрприз может преподнести Бразилия. Индия тоже не чувствует себя хорошо: промышленное производство падает, а ВВП не удается придать внушающий оптимизм вид.

2014 год унаследовал все тенденции и угрозы 2011–2013 годов. Плохая ситуация в мировой экономике сделала их ближе. Россия здесь никак не выделяется особенно из общего ряда стран БРИКС – ни успехами, ни проблемами.

Однако безумной остается цена кредита. На вздутые процентные ставки и ворох связанных с динамикой экономики проблем справедливо указал перед праздниками помощник президента Андрей Белоусов. Глава ЦБ Эльвира Набиулина, ответственная за цену кредита, посетовала на бегство капиталов из страны. Они уходят, и это устойчивый признак того, что российская экономика нуждается в другой стратегии регулирования.

2013 год выявил затруднения в развитии Таможенного союза, но он также показал: кризис ЕС достиг новой глубины. Обнажилось соперничество на постсоветском пространстве и в Евразии между Москвой и Брюсселем. Оно не ослабнет в 2014 году, и в конечном итоге от него будет зависеть выход всех европейских стран из мирового кризиса.

Вот так – без больших потрясений – в России и на мировом рынке прошел 2013 год. Он сохранил и передал 2014 году тенденции и проблемы, не дав решения ни одной из них. Год оказался вялым для экономики, но он вовсе не был временем застоя. Таковым не окажется и 2014 год.

..............