Взгляд
30 ноября, вторник  |  Последнее обновление — 15:39  |  vz.ru
Разделы

Почему США не признают поражение в борьбе против «Северного потока – 2»

Геворг Мирзаян
Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ
Отмена американских санкций против «Северного потока – 2» будет похожа на разрешение фараона солнцу вставать на востоке. Но других вариантов минимизировать ущерб американской глобальной стратегии от российской победы у США все равно нет. Подробности...

Джоан Роулинг стала врагом народа

Сергей Худиев
Сергей Худиев, публицист, богослов
Большинство активистов, поддерживающих ЛГБТ-идеологию – натуралы. Идеология – это не про секс и не про права человека. Это про тоталитарную власть диктовать другим людям, во что они должны верить и как поступать. Подробности...
Обсуждение: 20 комментариев

Зеленский проигрывает медиавойну с олигархами

Глеб Простаков
Глеб Простаков, бизнес-аналитик
Владимир Зеленский выглядит и ведет себя так, будто уже проиграл будущую схватку за власть. Всего несколько недель назад обсуждалось то, как Зеленский будет идти на второй срок, сейчас же речь идет о том, как президенту досидеть до конца первой каденции. Подробности...
Обсуждение: 5 комментариев

Умер певец и композитор Александр Градский

Народный артист России, певец и композитор Александр Градский умер в возрасте 72 лет. Причиной смерти стал инфаркт головного мозга. Здоровье музыканта ухудшилось после перенесенного коронавируса, но несмотря на плохое самочувствие, он до последнего продолжал работать
Подробности...

Российские школьники установили абсолютный рекорд на Международной олимпиаде по астрономии

Российские школьники завоевали восемь золотых и две серебряные медали на международной олимпиаде по астрономии и астрофизике, установив абсолютный рекорд. Мероприятие проходило в дистанционном формате с 14 по 21 ноября в столице Колумбии – Боготе. В олимпиаде приняли участие 48 стран и 62 команды. В ходе соревнований ребята должны были пройти пять туров – теоретический, анализ данных, обработка солнечных данных, наблюдение и командный этап
Подробности...

В Лос-Анджелесе показали будущее мирового автопрома

Автосалон в Лос-Анджелесе 2021 года показал, что традиционные автомобили быстро вытесняются электрокарами, а авто-стартапы выступают наравне с гигантами индустрии. Впрочем, и признанные автогиганты нашли, чем удивить покупателей
Подробности...
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Путин заявил о скором поступлении на вооружение гиперзвуковой ракеты

    Главная тема


    Госдеп провалил женевские договоренности Путина и Байдена

    новый вид топлива


    Путин поручил рассмотреть возможность экспорта водорода в ЕС по существующим трубам

    авиакатастрофа в Донбассе


    В России оценили новое разбирательство Нидерландов по делу МН17

    «где-то недопоняли»


    Чубайс: Все плохое в России произошло из-за меня

    Видео

    Новый штамм ковида


    Почему «омикрон» заставил паниковать весь мир

    балет «Щелкунчик»


    «Культура отмены» дошла до сокровищ русской культуры

    товары со скидками


    «Черная пятница» вскрыла необычное поведение россиян и иностранцев

    «Белый лебедь»


    Россия получит ядерное преимущество над НАТО

    сделка по «Мотор Сич»


    США подставили Украину под удар Китая

    индекс цитируемости


    Юлия Лемарк: Нет такой цели – просто сказать правду

    отсутствие миропорядка


    Дмитрий Дробницкий: Третья мировая война уже идет

    досидеть до конца


    Глеб Простаков: Зеленский проигрывает медиавойну с олигархами

    на ваш взгляд


    Нужны ли России и Украине посредники для переговоров?

    Максим Кононенко: И сын его Иван

    3 октября 2013, 15:00

    Православное движение «Святая Русь» требует от министра культуры Владимира Мединского убрать из Третьяковской галереи картину Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван» как клеветническую. Замечательно.

    Замечательно не в том смысле, что хорошо бы картину и правда убрать, а в том смысле, что символизм этого требования как нельзя лучше отражает то, что происходит с русской культурой в данный момент.

    16 января 1913 года старообрядец и иконописец Абрам Балашов порезал картину ножом. Узнав об этом, хранитель Третьяковской галереи Егор Хруслов бросился под поезд

    Во-первых, что пишет лидер движения Василий Бойко-Великий (производитель «Рузского молока»): «В замечательном собрании галереи есть ряд картин, содержащих клевету на русский народ, на русское государство, на русских благочестивых царей и цариц. Таким картинам явно не место в этом собрании русских живописных шедевров. Прежде всего, речь идет о мерзкой, клеветнической и ложной как в своем сюжете, так и его живописном воспроизведении картине И. Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван» 16 ноября 1581 года».

    Отметим, что Василий Вадимович знает настоящее название картины Репина, которая называется вовсе не «Иван Грозный убивает своего сына».

    Далее: «Современной исторической наукой твердо установлено, что первый русский царь Иоанн не убивал своего сына. Отсутствуют какие-либо достоверные сведения об этом в первоисточниках XVI века... Версия «сыноубийства» появляется только в качестве слуха – с приставкой «глаголют нецыи», в более поздних письменных источниках уже XVII века, созданных во время или после Смутного времени и основанных на записках явных врагов России».

    И это – чистая правда. Не убивал. Нет никаких тому подтверждений. И советские археологи, изучавшие останки царевича Иоанна, определили, что он умер, скорее всего, от отравления сулемой, а не от удара по голове. Причем сам Иван Грозный, вероятно, умер от такого же отравления. Травили их долго и тщательно.

    Однако картина Репина является довольно буквальным отображением того, что написано в «Истории Государства Российского» Николаем Карамзиным (том 9, глава 5): «Иоанн в волнении гнева закричал: «Мятежник! ты вместе с Боярами хочешь свергнуть меня с престола!» и поднял руку. Борис Годунов хотел удержать ее: Царь дал ему несколько ран острым жезлом своим и сильно ударил им Царевича в голову. Сей несчастный упал, обливаясь кровию. Тут исчезла ярость Иоаннова. Побледнев от ужаса, в трепете, в исступлении он воскликнул: «Я убил сына!» и кинулся обнимать, целовать его; удерживал кровь, текущую из глубокой язвы; плакал, рыдал, звал лекарей; молил Бога о милосердии, сына о прощении. Но Суд Небесный совершился!.. Царевич, лобызая руки отца, нежно изъявлял ему любовь и сострадание; убеждал его не предаваться отчаянию; сказал, что умирает верным сыном и подданным... жил четыре дни и скончался 19 Ноября в ужасной Слободе Александровской...»

    Откуда же взял это Карамзин? Некоторые историки считают, что этот миф сочинил монах-иезуит Антоний Поссевин, который пытался быть посредником между Грозным и польским королем Стефаном Баторием во время Ливонской войны. Грозный прогнал посла, сославшись на еретичность католической веры. В ответ Поссевин придумал историю о том, как Грозный, разозлившись на невестку сына, ударил царевича посохом и случайно убил. Эту версию изложил в письменном виде немец Генрих Штаден, а Карамзин посчитал записки Штадена о России правдивым источником. Русской интеллигенции некуда было деваться – никакого другого источника, кроме Карамзина, у нее не было (да и до сих пор, кажется, нет).

    А вот теперь о символизме. Картина Репина не называется «Иван Грозный убивает своего сына». На картине царь просто обнимает своего сына, голова которого измазана красным. Маститый публицист Иван Давыдов пишет, что если просто переименовать произведение, скажем, в «Иван Грозный обнимает своего сына, раненого геями и агентами Госдепа», или в «Иван Грозный прикрывает раненого сына от лап иностранных усыновителей», или даже просто в «Иван Грозный утешает сына, который испачкался кетчупом» – проблема исчезнет.

    Однако Василий Вадимович Бойко-Великий знает, что делает. Дело в том, что эта конкретная картина Репина – первое в истории России произведение изобразительного искусства, подвергнутое государственной цензуре. Еще в 1885 году она была запрещена к показу, потому что очень не понравилась Александру III. Павлу Третьякову было предписано «не допускать для выставок и вообще не дозволять распространения её в публике какими-либо другими способами». И хотя через три месяца запрет был снят, недовольство «православной общественности» на этом не кончилось. 16 января 1913 года старообрядец и иконописец Абрам Балашов порезал картину ножом. Узнав об этом, хранитель Третьяковской галереи Егор Хруслов бросился под поезд. Говорят, что именно акция Абрама Балашова стала поводом для последовавших гонений на авангардных художников. Таким образом, мы можем считать старообрядца и иконописца первым русским акционистом. Тогда Александра Бренера, который в 1997 году нарисовал краской знак доллара на висящей в городском музее Амстердама картине Казимира Малевича «Супрематизм», мы можем считать первым антиакционистом, отомстившим авангардистам за классика.

    «Иван Грозный у тела убитого им сына». Художник: Шварц Вячеслав Григорьевич (1838 - 1869). 71 x 89 см. Холст, масло. 1864. Государственная Третьяковская галерея. Москва

    «Иван Грозный у тела убитого им сына». Художник: Шварц Вячеслав Григорьевич (1838 - 1869). 71 x 89 см. Холст, масло. 1864. Государственная Третьяковская галерея. Москва

    Впрочем, шутки шутками, а давайте закончим про символизм. Да, Василий Бойко повторяет собой окружение Александра III, которому нашептали, что картина плоха. И мы опять ужасаемся дремучести «православной общественности», и опять с содроганием ждем какого-нибудь старообрядца-иконописца в казачьей форме, который изрежет картину ножом.

    Но символизм-то не в этом.

    Символизм в том, что еще за 20 лет до Репина, в 1864 году, художник Вячеслав Шварц написал картину «Иван Грозный у тела убитого им сына», название которой (в отличие от названия картины Репина) прямо говорит – да, убил.

    Так вот картина эта не только не вызвала никакого гнева Александра III, но и до сих пор благополучно висит.... вы не поверите, но таки да – в Государственной Третьяковской Галерее.

    Такие дела.


    Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь
     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •