Игорь Мальцев Игорь Мальцев Отопление в доме поменять нельзя, а гендер – можно

Создается впечатление, что в Германии и в мире нет ничего более трагичного и важного, чем права трансгендерных людей. Украина где-то далеко на втором месте. Идет хорошо оплачиваемая пропаганда трансперехода уже не только среди молодежи, но и среди детей.

7 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

6 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

5 комментариев
4 сентября 2012, 12:30 • Авторские колонки

Александр Разуваев: Время пиратов

Александр Разуваев: Время пиратов
@ из личного архива

Судебный процесс двух олигархов заставил вспомнить Россию 90-х. Те годы известны как время пиратов, лихих людей. Осуждать олигархов за те времена бессмысленно: с волками жить – по-волчьи выть.

Завершение олигархической саги – достаточно ожидаемое решение британского суда: Борис Абрамович проиграл Роману Абрамовичу. При этом решение суда, вероятно, ставит господина Березовского в очень сложную финансовую ситуацию, т.к., вероятно, он будет вынужден покрыть судебные издержки победившей стороны. Состояние Березовского до суда оценивалось примерно в 500 млн долл. Однако половину он отписал при разводе бывшей супруге. При этом судебные издержки каждой из сторон оцениваются примерно в 160 млн долл., если у него нет секретного стабфонда, бывший  олигарх однозначно уходит в минус и может попытаться устроиться садовником к бывшей супруге.

Пример двух олигархов показывает, что лучше инвестировать в футбол, чем в политику

Как известно, Березовский потребовал от Романа Абрамовича 5 млрд долл. за долю в Сибнефти и чуть более половину миллиарда за долю в Русале. По мнению беглого олигарха, сумма претензий представляет его потери от невыгодных сделок, навязанных его партнером с ведома Владимира Путина. Он заявил, что вместе со своим ныне покойным партнером Бадри Патаркацишвили был вынужден продать по заниженной цене 43% акций Сибнефти и 25% акций Русала. Судья решила, что не существовало соглашения, по которому Березовский и Патаркацишвили в качестве вознаграждения за свою роль в создании и приватизации Сибнефти должны получить ее акции. Существовало соглашение, по которому Роман Абрамович будет оплачивать расходы Березовского и Патаркацишвили в обмен на все услуги, связанные с крышей, адвокат Абрамовича говорил, что всего было выплачено 2 млрд долл.

Решение суда, вероятно, будет иметь отношение к современной российской политике. Злые языки именно Березовского называют одним из основных спонсоров последних оппозиционных мероприятий в Москве, а также информационной войны против Русской православной церкви.

Судебный процесс двух олигархов заставил вспомнить Россию 90-х. Те годы известны как время пиратов, лихих людей. Осуждать олигархов за те времена бессмысленно: с волками жить – по-волчьи выть. Можно сколь угодно ругать власть за то, что она раздала наиболее вкусные, за исключением Газпрома, куски экономики близким к престолу людям. Кстати, на Газпром метил именно Березовский, но тогдашний премьер Черномырдин был принципиально против отдать свое детище олигарху. Однако большинство олигархов превратили свои предприятия в успешные компании, в результате чего их стоимость на бирже выросла в разы. При этом денег тогда в России ни у кого не было. И выбор был прост, своим – даром или иностранцам за деньги. При этом страна, которая лишается контроля над ключевыми активами, в значительной степени теряет свой национальный суверенитет.

Биржа всегда считала, что Березовский продавал свои активы по справедливым на тот момент ценам. Это косвенно подтверждается тем, что он вспомнил о своих сделках спустя очень длительный период времени. Вероятно, у него действительно уже не все идеально с финансами, поэтому он и попытался отсудить деньги у своего бывшего партнера. Еще в 2000 году Путин рекомендовал олигархам не заниматься политикой и отказаться от серых схем налоговой оптимизации в обмен на отказ власти от пересмотра итогов приватизации. Кто-то его послушал, кто-то – нет. Пример двух олигархов показывает, что лучше инвестировать в футбол, чем в политику.

Абрамович, конечно, известен, прежде всего, Сибнефтью и близостью сначала к Борису Ельцину, а затем к Владимиру Путину. В отличие от Березовского и Ходорковского он решил дружить с властью, а не воевать. И, соответственно, получил блестящий финансовый и очень логичный результат. Сибнефть в начале нулевых была самой эффективной российской нефтяной компанией, в декабре 2002 года вместе с ТНК выиграла приватизационный аукцион по Славнефти. Естественно, это нашло выражение в оценочных мультипликаторах, они были самыми дорогими в секторе. Биржа любит прозрачность, прибыльность и отсутствие политических рисков. Как и положено финансовому инвестору, Абрамович по хорошей цене продал компанию, за 20% он получил от Юкоса 3 млрд долл., затем за 72% – 13,1 млрд долл. от Газпрома, и это не считая высоких дивидендов, которые платила Сибнефть.

Некоторые считают, что процесс сильно ударил по имиджу России, неожиданно для неподготовленного слушателя раскрыв тайны России 90-х. Однако в этом много лукавства. В 90-е Запад прекрасно осознавал, что происходит в России. Однако ему был очень выгоден Ельцин, и Запад его поддерживал. Даже когда он расстрелял парламент в 93-м, а затем всю оппозицию посадил в тюрьму, тогда Запад говорил, что действия первого президента России укрепляют демократию. Черный пиар России в западных СМИ начался в середине нулевых, когда выяснилось, что Россия не только жива, но и способна показывать зубы. Лишняя ложка дегтя, которая будет добавлена в бочку с дегтем, вряд ли что-то изменит.

Говоря о 90-х, не стоит судить всех сегодняшними мерками, тогда было другое лихое время. Закон и справедливость не всегда идут рука об руку. Люди, которые получили или захватили тогда активы, часто вставали под пули. И вряд ли их могут осуждать те, кто предпочел лежать на диване, рассуждая о честности. Тогда потенциальная доходность от собственности была тесно связана с риском лишиться жизни. Плохая примета – ехать одному ночью в багажнике в лес. Однако надо сделать все, чтобы те времена не вернулись. Желающих вернуть нас в то время, как выяснилось совсем недавно, предостаточно. Передел собственности – очень увлекательный процесс, которым можно заниматься до бесконечности.  Однако он очень плох для экономического роста и инвестиционного климата.

..............