Взгляд
31 января, вторник  |  Последнее обновление — 11:02  |  vz.ru
Разделы

Как вели себя в плену фашистские генералы

Тимур Шерзад
Тимур Шерзад, журналист
Преданность военной корпорации оказалась для Паулюса важнее преданности Гитлеру. Он пошел на сотрудничество с НКВД и вступил в антифашистский союз, активно занявшись агитацией. Подробности...

Германия балансирует на грани войны и переговоров

Геворг Мирзаян
Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ
Анналена Бербок заявила, что Германия и остальная Европа ведут против России войну. И тем самым чуть не испортила тонкую дипломатическую игру Олафа Шольца. Подробности...

Большая история Донбасса складывается из множества человеческих историй

Андрей Полонский
Андрей Полонский, писатель, историк
У поварихи Мамы кухня, на крыше газовый баллон большой. Начался обстрел. Мама и говорит: «Пчела, дорогой, давай снимем баллон, а то еще попадет, взорвемся». Он дверь открывает в соседнюю комнату, а там целый КамАЗ противотанковых мин выгружен. «Не бойся, – говорит Пчела, – если попадет, мы даже не заметим». Подробности...

Какие танки Запад может отправить Украине

На этой неделе Германия и США пообещали Украине поставить свои главные тяжелые танки – Leopard 2A5s и M1A2 Abrams. Ранее о поставке своих тяжелых танков Challenger 2 объявила Великобритания. К вооружению Киева подключатся и другие страны Европы, на вооружении которых тоже есть «Леопарды» и «Абрамсы». Что представляют из себя эти машины
Подробности...

Россияне окунулись в прорубь на Крещение

Крещение Господне – один из главный праздников христиан. В 2023 году в Москве для желающих окунуться было оборудовано 46 площадок. На каждой из них оборудовали майны, пункты обогрева и теплые раздевалки. Безопасность граждан обеспечивали медперсонал и сотрудники пожарно-спасательного гарнизона
Подробности...
12:42
собственная новость

В Госдуме подвели итоги реализации нацпроектов в 2022 году

Нацпроекты показали свою гибкость и востребованность в условиях возникших перед Россией вызовов. За счет чего была оказана необходимая поддержка гражданам, отраслям экономики, а также новым регионам России. Об этом газете ВЗГЛЯД рассказал депутат Госдумы Олег Матвейчев, комментируя итоги реализации национальных проектов в 2022 году.
Подробности...
11:59

Первый передвижной клуб культуры появился в Подмосковье

Первый многофункциональный передвижной культурный центр появился в Домодедово в Московской области Подмосковье, в нем есть все необходимое для концертов и кинопоказов: сцена, полный набор световой и звуковой мультимедийной аппаратуры.
Подробности...
21:02
собственная новость

Центр реставрации книг решили создать в Кирове

Перспективы создания на базе библиотеки имени А. И. Герцена регионального центра реставрации книг обсудила министр культуры России Ольга Любимова с главой Кировской области Александром Соколовым.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Российские военные уничтожили миномет ВСУ с расчетом под Херсоном

    Главная тема


    Чем закончится схватка угольщиков и нефтяников за БАМ и Трансиб

    атака на Исфахан


    В Иране пригрозили Киеву изменением подхода к конфликту на Украине

    эскалация конфликта


    Макфол поставил перед Зеленским условие для поставок оружия

    спецоперация на Украине


    Эксперт объяснил планы Минобороны взять на обеспечение добровольческие отряды

    Видео

    поставки вооружений


    Франция хочет отдать Украине летающее старье

    российские законы


    Херсонщина запустила финальный этап интеграции в Россию

    история войны


    Поражение США во Вьетнаме имеет отношение к Украине

    «Обещает золотые горы»


    Что стоит за словами Трампа о достижении мира за сутки

    Урановые боеприпасы


    Западные танки несут ядерную угрозу Украине

    нити управления


    Сергей Миркин: Украина расшатывает Америку

    наши люди


    Виталий Трофимов-Трофимов: Уехали не только предатели

    часть ядра


    Вадим Трухачёв: Швеция продавит Турцию по вопросу членства в НАТО

    на ваш взгляд


    Хотели бы вы сменить профессию?

    Михаил Бударагин: Нахимичили

    8 июня 2012, 12:40

    Одним из первых относящихся непосредственно к школе решений главы Минобрнауки стало объявление химии, физики и биологии в старшей школе не обязательными. Есть, по меньшей мере, три причины ошибочности этого шага.

    Новый министр образования Дмитрий Ливанов выглядит пока человеком куда более здравым, чем его предшественник: двух историй – с отказом от мигалки и объявлением министерства «открытым» – уже вполне достаточно для того, чтобы отнестись к чиновнику, по меньшей мере, с пониманием и симпатией.

    Человек, может быть, хочет актером стать, а ему тут химию подсовывают, которая, как говорится, «и в жизни-то никогда не пригодится

    Но не тут-то было: уже на втором ходу Ливанов зачем-то утвердил «новый» (на самом деле еще фурсенковский) федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) для 10-11-х классов, который говорит о том, что обязательно школьники будут изучать математику, русский язык, литературу, иностранный язык, историю, ОБЖ и физкультуру, а физика, биология и химия станут чем-то под названием «предметная область «Естествознание». География по совершенно никому не понятной причине попадает в «предметную область» «Общественные науки» (там же – обществознание и право), и ее можно будет изучать в качестве предметов «на выбор», для так называемой специализации.

    Все эти изменения проводятся, разумеется, под разговоры о повышении эффективности образования, однако есть в сокращенном списке обязательных предметов ОБЖ, и это – ключ, который открывает нам данный ларчик.

    Если бы Министерство образования не камлало на статистические показатели, которые в современном, сложном и нелинейном мире не значат почти ничего, а заказало качественное исследование средней школы, то одним из его итогов, очевидно, стала бы полная бессмысленность ОБЖ как предмета. Никто не сомневается в его теоретической необходимости, но обычный учитель безопасности жизнедеятельности – отставной военный, плохо понимающий, что вообще такое школа, или просто первый попавшийся под руку пенсионер. Часто ОБЖ берут «в нагрузку», для большего количества часов, учителя-предметники, причем хоть биологи, хоть физики, хоть словесники (бывало и такое).

    Какой смысл в ОБЖ, если его вообще никто никогда не учит и учить не будет – этот простой вопрос, ответа на который не дает Министерство образования, строго говоря, и вскрывает всю механику школьной реформы. В какой-то момент делать вид, что образование – не в жесточайшем тупике, стало просто неприлично, но вместо того чтобы заняться им всерьез, старшие классы школы механически решили перевести на какой-то примитивный аналог университетской болонской системы. Мол, для эффективности, хотя, если честно, никто еще не доказал, что разделение на бакалавриат и магистратуру как-то помогло выпускникам вузов: на работу они не могут устроиться и в статусе магистра, так что стоило ли огород городить? Нет ответа.

    Нет ответа и по поводу ЕГЭ: кому он нужен, что он объективно показывает, кроме умения списывать и зазубривать – тишина. Содержательно об образовании снова, как и при Фурсенко, не говорится ничего, зато кругом расцветает неведомая эффективность, смысл которой ускользает от зачарованной реформами общественности.

    Я не знаю, о каком «обсуждении» говорит Ливанов (вот, кстати, уважаемый Александр Привалов убедительно пишет, что ни с кем никто ничего не обсуждал), но вообще-то уничтожать физику, химию и биологию накануне нового витка биотехнологий и биоинженерии, которые становятся наряду с квантовой физикой флагманами прогресса, равносильно намеренному увеличению разрыва между отечественной наукой и мировой. Мы и так-то не сказать чтобы сильно догоняем, но стены на пути ради чего возводить?

    Ради ОБЖ?

    Логика, которой оперирует министерство, вообще-то крайне проста: давайте что-нибудь сделаем с якобы «ненужными» предметами, а то человек, может быть, хочет актером стать, а ему тут химию подсовывают, которая, как говорится, «и в жизни-то никогда не пригодится».

    И здесь – как и в двух предыдущих случаях – речь идет о полнейшем непонимании устройства современного мира. Но если о том, кто такие учителя ОБЖ, можно и не знать (ну, было министру недосуг прийти в школу или хотя бы заказать качественное исследование – можно понять, занятой человек), и о развитии современной биохимии можно только догадываться (хотя, казалось бы, не великая задача – узнать), то уж телевизор-то посмотреть кто мешает?

    Телевизор – этот вечный наш педагог и воспитатель тех, кто не умеет читать этикетки – посвящает почти часовую программу подробному и элементарному объяснению того, что вредно мазать свое лицо тоннами токсичной косметики, которая содержит самые разнообразные компоненты.

    Если выбросить из программы «интервью со «звездами» и прочую чушь, то нетрудно догадаться: речь идет о школьном курсе химии, который многим зрительницам канала просто не понятен. Оттого они и умирают, перемазавшись всякой дрянью.

    Проблема, если подойти к ней не с линейкой, а с умом, ведь и состоит в том, что нет в школе «лишних» предметов, которые кому-то там «не нужны». Все нужно: общий уровень образованности выпускников школы таков, что их, перегруженных детей, которым нельзя поставить двойку, а лучше вместо этого заставить вызубрить ЕГЭ, стоило бы отправить переучиваться класс в седьмой.

    И так – до тех пор, пока не будут отличать кислоту от щелочи.

    Этого, конечно, никто не сделает – и не из жалости к детям, а просто потому, что никому так и не понятно, зачем вообще нужна средняя школа, какие функции она выполняет, зачем людям находиться там 11 лет? Чтобы поступить в вуз? Чтобы послушать воспоминания учителя ОБЖ о потерянной молодости? Чтобы путать Великий Новгород с Нижним, Петра Первого – с Кутузовым, гравитацию – с силой трения и писать во всех соцсетях «симпотичный» и «надо пойти прогулятся»?

    «Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы:  метапредметным,  включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия  (регулятивные,  познавательные,  коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками,  способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности» – так говорится в принятом ведомством документе.

    Во-первых, это написано не по-русски, во-вторых, это – набор заумных чиновничьих определений,  за которыми может скрываться вообще все что угодно (регулятивные учебные действия особенно поражают воображение), и, наконец, в-третьих, неужто ради всего этого стоит жертвовать химией, физикой, биологией и географией?

    Быть может, правильный ответ состоит в том, что документ, исполненный в неизбывной стилистике «подпоручика Киже», был опубликован 15 мая этого года, а его «экспертное обсуждение» закончилось уже 22 мая.

    Какая-то очень уж прямая у «открытого» министерства «индивидуальная образовательная траектория», простите.

     
     
    © 2005 - 2022 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •