Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

3 комментария
Марк Лешкевич Марк Лешкевич Вторая мировая война продолжается

Диверсии, саботаж, радикализм – стандартные методы Запада в борьбе против нашей страны, которую в ходе холодной войны он использовал на полную катушку и продолжает использовать сейчас.

3 комментария
Игорь Переверзев Игорь Переверзев Война как способ решить финансовые проблемы

Когда в Штатах случается так называемая нехватка ликвидности, по странному стечению обстоятельств где-то в другой части мира нередко разгорается война или цветная революция. Так и хочется прибегнуть к известному мему «Совпадение? Не думаю!».

6 комментариев
2 мая 2012, 09:23 • Авторские колонки

Михаил Бударагин: Несыгранная партия

Михаил Бударагин: Несыгранная партия

Русская православная церковь внезапно набрала такую силу, что уже едва выдерживает натиск собственных же радикалов, стремящихся скорее политизировать пространство веры. Чем это закончится, увы, уже ясно.

Усиление Церкви, происходящее буквально на наших глазах и становящееся уже вполне самостоятельным фактором внутренней политики (в это пока плохо верится, но все большое видится на расстоянии – дайте срок, и мы еще вспомним, как это было, когда кандидаты могли не говорить о «духовности»), особенно хорошо видно на фоне забвения важных светских праздников.

Такова вообще, кстати, грустная судьба любого людоеда: завтра придет кто-нибудь полюдоедистее и объявит тебя коварным вегетарианцем

Накануне 1 Мая, когда-то бывшего Днем трудящихся, а теперь превратившегося в юбилей дачника и время первых вылазок в отпуска, РПЦ снова показала, кто в доме хозяин. Православные и антиправославные устроили бои вокруг очередного «неправильного молебна», и после этого веселья весь пафос Первомая, очевидно, будет смотреться какой-то скукотой с никому не нужными флагами. Не исключено, что так «просто совпало», но совпадение это крайне симптоматичное. Если внимательно присмотреться к календарю, то размах Пасхи и остальных календарных церковных праздников сегодня уступает лишь размаху Дня Победы и Нового года, но последний, если следовать логике, рано или поздно падет под натиском Рождества. Постятся уже, например, теперь семьями, предприятиями и совершенно безо всякого разбору: бывшие комсомольские лидеры, хипстеры, курящие на рабочем месте траву, отставные или действующие бандиты – все смиряют дух и плоть, а потом начинают разговляться так, что дым коромыслом.

Грядущая победа православия омрачена, пожалуй, лишь отсутствием внятного политического представительства, и, стоит думать, дальнейшая радикализация религиозной темы будет подразумевать именно политику. Выступление злосчастного (ныне ударившегося в бега) адвоката Хасавова о необходимости легализации шариата свидетельствует о том, что проблему осознали и радикальные исламские круги, проигрывающие консерваторам от православия войну за публичное превосходство. Мусульмане, впрочем, ретивого единоверца осадили, а вот РПЦ своим радикалам сдает высоту за высотой.

Протоиерей Всеволод Чаплин, назначенный говорить от лица церковных радикалов, идею православной партии уже в СМИ вбрасывал, и никакой внятной отповеди не получил. Противники Чаплина сослались, конечно, на закон, но законы в России меняются, и порой довольно существенно, поэтому никаким препятствием пока существующий запрет не является.

Протоиерей Всеволод Чаплин заявил, что в России есть только три реальных «партии» - православных, мусульман и неверующих. Если бы это было так, за какую из партий вы бы проголосовали на выборах в Госдуму?




Результаты
253 комментария

Мало того, не так давно диакон Андрей Кураев, один из самых вменяемых православных иереев, многажды заклейменный за недостаточную яростность обличения Pussy Riot, опубликовал в своем блоге прекрасный донос некоего Василия Бойко-Великого, председателя оргкомитета партии Народное движение «Святая Русь». Из доноса на святейшее имя сочится такая духовность, что даже Всеволод Чаплин предстает в документе недостаточно радикальным.

Такова вообще, кстати, грустная судьба любого людоеда: завтра придет кто-нибудь полюдоедистее и объявит тебя коварным вегетарианцем. Поди потом докажи, что ты сырое мясо ешь, когда у тебя сельдерей под кроватью нашли.

Бойко-Великий – это, конечно, пока еще не набат, а так – пробы пера, но направление удара им выбрано верно и дальновидно. Мол, чего это у нас РПЦ не дает супостату отпора на всех возможных фронтах, чего это мы себя ограничиваем, братцы, когда враг у ворот и уже скалит свою пасть на наши пажити. Под эту нехитрую присказку, если постараться, в России можно не только православную партию создать, но и теократическое государство учредить, чтоб два раза не вставать. Но до государства дело как раз не дойдет: Помазанник, как известно, свят уже сам по себе, и приструнить надобно неверных холопов, забывших, кто тут должен мироточить, а кто – не должен.

Логика общественной активности вопиет о создании религиозной партии, которая, по мысли церковных консерваторов, должна будет официально закрепить уже сложившийся status-quo. Он состоит в том, что в России нет правых и левых, либералов и консерваторов, а есть верующие, которые похожи до неразличения (одни буддисты ведут себя хорошо, но их исчезающе мало), и неверующие, которые, в свою очередь, во втором акте этой странной пьесы должны уже придумать российскую атеистическую партию, куда на радостях вступят марксисты, сторонники свободного рынка и физики. Пары лет для оформления конструкции будет вполне достаточно: к новым выборам партия, набравшись опыта на региональных кампаниях, придет во всеоружии и даже кое-где – на радость всем любителям духовности – победит. Финал этой пьесы вполне предсказуем, кстати.

Стремящиеся политизировать веру деятели просто никогда живой Госдумы не видели и не понимают по наивности, что всякое противостояние, вписанное в партийные рамки, довольно скоро широким народным массам надоедает. На этом уже погорели и наши националисты, и отечественные либералы, у которых по две политические организации на одного активиста, но когда это чужой опыт кого-то учит.

Политика тем и страшна, что она – скучная штука, а уж партийная политика – вдвойне скучна: «исполкомы», «рассмотрим вопрос», «должны учесть в работе», «основа дальнейшего развития» – от всего этого в сон клонит даже меня, а я – человек все-таки подготовленный. На каком-то этапе партия, осознав, что люди начинают засыпать уже на словах «здравствуйте, друзья», стремительно «идет в народ» и натужно шутит в Твиттере, но от этих шуток будет еще тошнее.

Православные могут подобного развития событий избежать, оставшись влиятельной (без истерик, инициированных судов, доносов и попыток кого-нибудь побить) общественной силой, но, судя по всему, мудрости и осторожности не хватит. Удачное и безнаказанное втаптывание в сыру землю девочек из Pussy Riot кружит голову, можно понять.

И это, как говорил классик, пройдет. Когда разделение на верующих и атеистов будет отыграно, в церкви снова победят либералы, появится новый отец Александр Мень, а общественность вспомнит о социализме, капитализме, рынке, распределении, и начнется по новой старый русский спор. До нового витка – что ж, придется заткнуть уши и потерпеть.

..............