Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра, из которой доносились проклятия.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

10 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
5 ноября 2012, 13:30 • Авторские колонки

Марьян Беленький: Разговорный жанр

Марьян Беленький: Разговорный жанр
@ из личного архива

Шуты и юродивые играли важную идеологическую роль: озвучивать положения, которые по тем или иным причинам королю и его приближенным высказывать было западло. В России роль шута играет Жириновский.

Когда не было ТВ, кино, интернета, компьютерных игр, ночных клубов, КВН, комеди клабов, стриптиза женского и мужского, театра, пейнтбола, тенниса большого и настольного, горнолыжных курортов, книг, журналов, газет, большинство населения было неграмотным, да и вообще грамоту еще не изобрели, единственным видом шоу-бизнеса были устные рассказы. Со временем выделились люди, которые этим зарабатывали на свадьбах, днях рождения и просто долгими зимними вечерами, когда племя собиралось в пещере вокруг костра после охоты.

Шуты и юродивые играли важную идеологическую роль

Тематика рассказов была разной: приключения богов, героев, богатырей. Причем тогдашние боги не были приличными, причесанными, в костюмах и галстуках. Древнегреческие боги, к примеру, вели себя совершенно неприлично: дрались, ссорились, пьянствовали, трахались с кем попало, от чего потом рождались непонятно кто. Посланники богов входили к дочерям человеческим, несмотря на строгие запреты, от этого рождались чудо-богатыри, основатели народов.

Все это подавалось в стихотворной форме, в сопровождении какого-нибудь инструмента, чтоб легче запомнить. Лишь потом стали все это записывать.

Вот первое дошедшее до нас литературное произведение – «Песнь о Гильгамеше» древних шумеров. О чем оно? О мерах по дальнейшему повышению урожайности зерновых? О дальнейшем усилении идеологической работы среди рабов? Как бы не так:

«Раскрыла Шамхат груди, свой срам обнажила, не смущалась, приняла его дыханье, распахнула одежду, и лег он сверху. Наслажденье дала ему, дело женщин...»

Так что, как видим, основная тема литературы за 5 тыс. лет не изменилась. Даже позиция та же осталась.

Акыны, уличные рассказчики, фолксингеры, барды, менестрели, бадханы – эта профессия существовала практически у всех народов и дожила до наших дней.

Мне посчастливилось услышать уличного рассказчика на Арбате в 1990 году. Он рассказывал занимательные истории из жизни Госплана, где он, по-видимому, работал.

Один из таких акынов был преподавателем истории в киевской 20-й школе на Подоле в 1966–1967 годах. Бывший полковник КГБ, видимо, сотрудник контрразведки рассказывал нам на уроках истории, которые остальные советские люди узнали только с приходом гласности и перестройки через 25 лет. Например, историю с арестом Берии, или как он ездил по Москве и выбирал себе женщин на ужин. Но тогда мы не могли проверить и думали, что Семен Васильевич Репей все это выдумывает. Но некоторые из этих историй подтверждения до сих пор не нашли.

«Сталин получал зарплату. Деньги девать ему было некуда, и он складывал их в ящик стола. Когда он умер, в глубине стола, за пачками денег, нашли письмо от Тито:

«Сталин, перестань подсылать ко мне убийц. Все равно все они схвачены и казнены. Я пошлю одного, но он своей цели достигнет».

«Когда Берию арестовали, он ходил по камере и занимался онанизмом. На требования охраны прекратить он отвечал:

– Я без этого не могу. И покажите мне место в уставе внутренней службы, где это запрещено.

Устав он знал, сам его и писал».

Придя домой, мы рассказывали эти истории родителям. Нам не верили.

Завуч Лидия Васильевна стояла в дверях и следила, чтобы на уроки истории не проникали посторонние из других классов, школ и с улицы.

Наиболее удачных шутников сразу убивали и съедали, таким образом, их гены попадали в организмы других

Когда устный эпос стали записывать, оказалось, что это довольно большой объем. «Махабхарата» занимает объем Большой советской энциклопедии. «Илиада» и «Одиссея» – тоже приличные кирпичи. «Декамерон» – явно расширенный вариант анекдотов типа:

«Муж уехал в командировку, а к жене пришел любовник».

Появились люди, которые умели смешить. Смешили они не только текстом, но и своими ужимками, копированием других людей.

Особым успехом пользовались пародии на вождя племени. Люди с древности заметили, что вождь племени не понимает простых вещей, доступных любому простому кроманьонцу. Наиболее удачных шутников сразу убивали и съедали, таким образом, их гены попадали в организмы других. И все начиналось сначала. Более безопасным объектом шуток были чужаки, варвары, берберы, «немцы». Они и говорят не так, коверкают наши слова, и одеты не так, и ведут себя не так. Анекдоты про грузин, плохо говорящих по-русски, рассказывают и сегодня, причем и с большой сцены. А вы знаете, какие анекдоты рассказывают грузины про русских?

У каждого народа в устном фольклоре появились свои дураки и скупцы.

У англичан жадины – жители шотландского Абердина, у болгар – габровцы, у русских – украинцы, у израильтян – выходцы из Ирана (парсим).

У русских дураки – чукчи, у финнов – русские, у американцев – поляки, у израильтян – «йеменцы» и «курды». «Свои» в фольклоре всегда были носителями положительных качеств, умными и находчивыми, чужаки – дураками, недотепами, не понимающими простых вещей.

Революция в жанре случилась, когда к одному шутнику добавился второй. Белый и рыжий, комик и резонер, толстый и тонкий, Пат и Паташон, Дон Кихот и Санчо Панса, Миронова и Менакер, Лифшиц и Левенбук, Дзиган и Шумахер, Миров и Новицкий, Штепсель и Тарапунька, Карцев и Ильченко. Один подает, другой отбивает.

– Я не понимаю, как... – начинает один.

– А вот так... – парирует второй.

Сегодня существуют два жанра устного народного творчества: анекдот и уличная и дворовая песня. Авторы текстов, как правило, неизвестны. Я могу похвастаться авторством одного анекдота. Поскольку он был сочинен на закате соввласти и не успел широко разойтись, приведу его здесь.

«Конкурс на самый большой МПХ. Приз – миллион долларов. Третье место занял американец, второе – француз, первое – русский. Корреспондент берет интервью у финалистов о причинах их успеха.

Американец: «Я думал, сколько женщин могу купить на миллион».

Француз: «У меня с собой соответствующие тексты, картинки, фильмы, со мной жена, любовница, подруга жены, подруга любовницы...»

Русский: «Я взял с собой материалы съездов, пленумов, записи выступлений Брежнева. Во время конкурса я думал: вот получу миллион, положу на все это вот такой...»

По дорогам Украины издавна бродили кобзари и лирники, исполнявшие украинские народные баллады, думы, исторические песни про ті давні часи, коли славні українські козаки билися з клятими ляхами, москалями та жидами за вільну Україну. Были это, как правило, слепые старики. В советскую идеологическую прокрустову концепцию эти ребята никак не укладывались. Кто будет проверять соответствие текстов последнему постановлению? Не приставишь же к каждому слепому бомжу уполномоченного Главреперткома. И потом – он же слепой, не видит залитованного (утвержденного цензурой) текста.

Кобзарей собрали «на всеукраинский съезд»... На них даже пули жалко было тратить. Их раздели догола и вышвырнули ночью в лютый мороз в глухую степь... К ближайшей деревне чудом вышла одна слепая женщина. У нее дома оставалось двое маленьких детей. Она вернулась домой. Забрали ее на следующий день. Детей сдали в детдом для ЧСИР (члены семьи изменников родины).

Шуты и юродивые играли важную идеологическую роль: озвучивать положения, которые по тем или иным причинам королю и его приближенным высказывать было западло.

В России роль шута играет Жириновский. Я уверен, что все, что он говорит, отрепетировано и согласовано.

А как узнать, говорит ли шут или юродивый от себя – или его речи согласованы наверху? Очень просто. Если шут жив и здоров, значит... Ну, вы поняли.

..............