Игорь Мальцев Игорь Мальцев Отопление в доме поменять нельзя, а гендер – можно

Создается впечатление, что в Германии и в мире нет ничего более трагичного и важного, чем права трансгендерных людей. Украина где-то далеко на втором месте. Идет хорошо оплачиваемая пропаганда трансперехода уже не только среди молодежи, но и среди детей.

11 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

9 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

5 комментариев
6 июня 2011, 17:00 • Авторские колонки

Михаил Соломатин: За пригоршню долларов

Михаил Соломатин: За пригоршню долларов

Отношение развитых стран к развивающимся лучше всего описывает известный анекдот про то, как поручик Ржевский пожалел нищенку («Не поверите, господа, е...у и плачу»).

Снятый журналистами «Аль-Джазиры» фильм про пакистанских дальнобойщиков, работающих на горных перевалах за 60 долларов в месяц, навел меня на мысль, которая теперь уже мне кажется простой и даже банальной. В какой-то момент просмотра я вспомнил об одной московской деловой даме, которая, узнав, что ее одуревшие от инфляции сотрудницы требуют повысить зарплату с 20 тысяч до 25, пообещала найти в одном из городов Приволжского округа людей, готовых выполнять ту же работу всего за восемь. Вспомнилось и другое: как американские знакомые, очень приличные люди, на мои слова об отставании российской экономики посоветовали размещать производства в странах третьего мира и жить на разницу с дешевого труда. Внезапно я осознал всю немыслимость происходящего: в XXI веке культурные, приличные и без сомнения гуманные люди советуют использовать труд тех погрязших в безнадежной нужде людей, которые за несколько долларов не только сделают любую работу, но еще и отсосут. Это было «прозрением» в полном смысле слова – воздействием визуального ряда. Никакой сложной философии: просто видишь хорошего человека, который голодает и рискует жизнью, чтобы другие хорошие люди могли, зевнув, сказать: «А не вывести ли производства в...».

Это противоречие надо решать, и развитые страны его решают самым простым способом: они сочувствуют бедным соседям по планете

Вспоминаю свое первое впечатление от маленьких европейских городов. Спячка. Ну 10 человек работают в трех магазинах. Ну один парикмахер, два юриста, смотритель кладбища. Мужик на муниципальной службе, который раз в год (!) устраивает городской фейерверк. Горстка фермеров, ну кто-то в «райцентре», но ведь и там – несколько магазинов, пара салонов, заводище аж на 50 рабочих мест. На что живут все эти люди? Точнее, на что они так хорошо живут?

Разумеется, я прекрасно знаю, что в экономике «так устроено». Но есть экономика со своими правилами, а есть легализованное рабство, когда ты заставляешь человека работать за деньги, на которые он даже у себя не сможет почти ничего купить. Все зависит от того, с какой точки смотреть. И есть еще такой эффект, как невозможность вернуться к разоблаченной иллюзии. Об этом больше 100 лет назад писал американский психолог Уильям Джемс, приводя в пример то, как он однажды принял храп спящей собачки за рокот приближающейся бури. Один разок узнал, как оно есть на самом деле, – и теперь уже не обманешь себя, даже если захочешь. Попробуй-ка представить, что увиденный тобой в документальном фильме пакистанский шофер, такой же, как его коллеги из Ростова или Чикаго, действительно должен получать всего 60 долларов в месяц!

При этом развитые страны активно помогают развивающимся. В 2005 году «большая восьмерка» списала беднейшим африканским странам 40 млрд долларов. Тем временем разрыв в доходах между странами «золотого миллиарда» и остальным миром увеличивается. Обычно объяснение ищут в несовершенстве управленческих структур, в коррупции и прочей азиатско-африканской экзотике. Для исправления этих недостатков тоже выделяют деньги. Но никто не пытается отказаться от выгод, которые сулит игра на разной стоимости трудового ресурса. «Труд не является товаром», – это было записано еще в 1944 году в Филадельфийской декларации Международной организации труда. Но руководствоваться этим принципом общество потребления не может.

Это противоречие надо решать, и развитые страны его решают самым простым способом: они сочувствуют бедным соседям по планете. От всего сердца сочувствуют. К этой ситуации как нельзя лучше подходит пример из упомянутого выше Джемса: барыня, проливающая слезы при виде душераздирающей драмы в театре, в то время как кучер ее замерзает до смерти. В русском фольклоре данный подход находим в известном анекдоте про то, как поручик Ржевский пожалел нищенку («Не поверите, господа, е...у и плачу»).

Эти незыблемые прежде установки развитых стран по части территориального распределения труда и капитала скоро начнут подгнивать и обрушиваться. Ситуация потихоньку сдвигается с мертвой точки. По линии ООН развивается борьба с торговлей людьми, то есть с использованием труда тех, кого нужда сделала готовым на все. Бизнес в ряде случаев жертвует соображениями выгоды, например Apple себе в убыток расторгает контракты с китайскими компаниями, уличенными в использовании детского труда. Но проще всего проиллюстрировать это грядущее обрушение тем, что мы сами уже воспринимаем фильм о творящейся «где-то далеко» несправедливости настолько же близко к сердцу, как фотографии забоя дельфинов на Фарерских островах или сетевые рассказы о нуждающихся в помощи детях, то есть как проявление глобального зла, с которым больше нельзя мириться. Постепенно развитые страны отучатся эксплуатировать дешевую рабочую силу соседей и собственной провинции. Как тогда будет выглядеть мировая экономика – вопрос интересный, но от ответа на него уже вряд ли что-то изменится.

..............