Оксана Синявская Оксана Синявская Опыт 1990-х мешает разглядеть реальные процессы в экономике

Катастрофичность мышления, раздувающая любой риск до угрозы жизнеспособности, сама становится барьером – в том чтобы замечать возникающие риски, изучать их природу, причины возникновения, и угрозой – потому что мешает искать решения в неповторимых условиях сегодняшнего дня.

2 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Режим Зеленского только на терроре и держится

Все, что сейчас происходит на Украине, является следствием 2014 года и заложенных тогда жестоких и аморальных, проще говоря – террористических традиций.

2 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Предатели вынуждены старательно вылизывать сапоги новых хозяев

Реакция на трагедию в «Крокусе» показала, что у несистемной оппозиции, уехавшей из страны, за громкими словами о борьбе с тираническим государством и авторитарной властью скрывается ненависть к стране и ее народу.

8 комментариев
21 марта 2011, 11:20 • Авторские колонки

Максим Соколов: Persona non grata

Максим Соколов: Persona non grata

Интернациональный поход на Ливию интересен не только и даже не столько тем, что понятие «вмешательство во внутренние дела» отныне окончательно и полностью сдано в архив. Это если и новость, то довольно устаревшая.

Когда есть желание установить демократию в какой-либо стране, доселе ею лишенной, исполняется песня, впервые прозвучавшая осенью 1939 г.:  «Мы приходим помочь вам расправиться,  // Расплатиться с лихвой за позор. // Принимай нас, Суоми-красавица, // В ожерелье прозрачных озёр!». Поскольку «Отнимали не раз вашу родину – // Мы приходим её возвратить». При этом возврат родины происходит с большим прямодушием: «Много лжи в эти годы наверчено, // Чтоб запутать ливийский (финляндский) народ. // Раскрывайте ж теперь нам доверчиво // Половинки широких ворот!». Если же кто недостаточно доверчив в раскрывании половинок, то на этой случай: «Ломят танки широкие просеки, // Самолёты кружат в облаках». Семьдесят лет с лишним прошло, а поэт-песенник Д'Актиль писал будто про сегодня, и не наблюдается большого различия между т. Сталиным и т. Саркози в их самоотверженном желании нести демократию в другие страны.

Объявлять своего собственного посла persona non grata – принципиально новое слово в дипломатии

Касательно позиции России в этом вопросе – ведь, будучи постоянным членом СБ ОНН, она могла бы наложить вето на защиту ливийской демократии, но предпочла воздержаться – могут быть разные мнения. С одной стороны, утверждение такого прецедента, как резолюция № 1973, – это еще один гвоздь в гроб Вестфальской системы, лишнее подтверждение того, что системы международного права в таком виде, как народы знали ее три с половиной века, более не существует. С другой, отечественная дипломатия могла исходить из того, что эту систему уже ничем не воскресить, а потому не тщись своими слабыми силами остановить общее отступление. Вот и Китай тоже является постоянным членом СБ и тоже не потщился. Здесь может быть взгляд по принципу хаты с краю. При наличии ракетно-ядерного оружия что у России, что у Китая ни Саркози, ни его коллеги заведомо не решатся демократизировать эти державы, а если какая другая страна вовремя не обзавелась бомбой – значит, не обзавелась. На погосте живучи, всех не оплачешь, а все ветировать ветилки не хватит.

Такой изоляционизм тоже имеет свою логику, да и поведение России и Китая было довольно сходным. Сперва сквозь зубы воздержались, затем выступили с ритуальным осуждением последующего угара демократизации. Сразу сотня метких томагавков – оно и в самом деле trop beaucoup. Сходным, когда бы не одно протокольное различие.

За несколько часов до голосования в СБ, когда уже было очевидно, что демократизация Ливии пойдет полным ходом, президент РФ внезапно подписал указ об отставке чрезвычайного и полномочного посла России в Ливии В. В. Чамова. После чего привычный неназванный источник сообщил, что посол «неадекватно представлял себе интересы России в ливийском конфликте».

Китай ничего такого со своим послом не сделал, да и трудно было бы представить, чтобы не только Китай, но и любая другая держава, заботящаяся о своем международном престиже, могла бы такое сделать. Что такое натворил посол, чтобы нужно было его столь кинжально отставлять и давать об этом в прессу утечки с комментариями, затруднительно понять, тем более что и комментарий странен. Если посол неадекватно (т. е. сколь можно понять, вопреки инструкциям своего правительства) представлял интересы России в стране пребывания – это одно. Если посол неадекватно представлял себе (это могло выражаться в том, что инструкции исполнял, но при этом писал неправильные доклады в Москву) – это другое. Дипломатия  любит точность, и если источник решил потрудиться также и в этой сфере, надо же соблюдать минимум профессионализма.

Впрочем, в любом случае невозможно понять, какая надобность была в столь публичном отрешении. Объявлять своего собственного посла persona non grata – принципиально новое слово в дипломатии. Даже т. Сталин, производя чистку НКИД в 19371938 гг., сперва отзывал послов на родину, а там уже разбирался с ними в порядке келейности. По крайней мере, не было публичного дезавуирования всей той политики, которую ликвидированный посол до этого годами проводил в стране пребывания от имени СССР. Здесь же при отрешении с оглаской дезавуирована предшествующая политика РФ в Ливии. Зачем – кто бы объяснил. Если посол был глупец, самодур, да хоть бы и ливийский шпион (вар.: агент влияния), прописываниями таких вещей в газетах никакая нормальная дипломатия не занимается. Вызван домой для консультаций, далее переведен на другую работу или ушел на пенсию – все приличия соблюдены. В данном же случае не просто соблюдено выдающееся неприличие, но сделано это в самый разгар международного кризиса. Если это было нарочито сделано для того, чтобы продемонстрировать: «И я сжег все, чему поклонялся, поклонился всему, что сжигал», такая демонстрация не умножит уважения среди партнеров по перезагрузке и тем более не умножит уважения среди других держав, не вовлеченных в процесс перезагрузки. Суетливость и престиж – вещи, плохо совмещаемые.

Это не говоря уже о более мелких деталях. Таких, что с отрешением посла Чамова Россия вообще не будет иметь посла в Ливии в обозримом будущем. После всего того, что источники в Кремле наговорили про Каддафи, аккредитовать при нем нового посла никак не возможно, а больше аккредитоваться не при ком. Для Суоми-красавицы хотя бы было создано в Териоках правительство Финляндской Демократической Республики во главе с тов. О. В. Куусиненом, а здесь даже и о териокском правительстве не позаботились, сразу приступив к томагавкам.

Впрочем, технические детали аккредитации давно уже есть мелочь после никак не согласованного с МИД РФ высказывания неназванного кремлевского источника, сделанного для агентств еще 1 марта: «Мы исходим из того, что даже если Каддафи удастся сейчас загнать ситуацию вглубь, он живой политический труп, которому не место в современном цивилизованном мире». Делать такие заявления в ситуации, когда еще ничего не решено, ничего не ясно и, очевидно, без всякого согласования с МИДом – это очень сильная и расчетливая дипломатия.

Если это нормальная практика, ее следует узаконить, переписав ст. 86 Конституции РФ в новой редакции – «Неназванный источник осуществляет руководство внешней политикой РФ». Дипломаты иностранных держав тогда хотя бы будут знать, кто за что отвечает и к кому обращаться с вопросами.

..............