Взгляд
20 октября, среда  |  Последнее обновление — 16:50  |  vz.ru
Разделы

Почему взорвалась «Императрица Мария»

Тимур Шерзад
Тимур Шерзад, журналист
В Севастополе точно были вражеские шпионы. Было бы им выгодно взорвать «Императрицу Марию»? Да это был едва ли не предел мечтаний. За сто с лишним лет тайну гибели самого современного русского корабля того времени никто не раскрыл. Подробности...
Обсуждение: 5 комментариев

ОБСЕ страусиной позицией дискредитирует саму себя

Сергей Миркин
Сергей Миркин, журналист, Донецк
Украинское руководство, уверенное в своей безнаказанности, творит полный произвол. А ОБСЕ вместо того, чтобы протестовать, наносит смертельный удар по и так еле дышащему Минскому процессу. Подробности...
Обсуждение: 9 комментариев

Борьба за климат стала новой религией

Игорь Мальцев
Игорь Мальцев, писатель, журналист, публицист
Поражает религиозный фанатизм молодых людей, которым промыли мозги настолько, что они действительно думают, что после них, а может, уже даже при них планета Земля прекратит своё существование. Подробности...
Обсуждение: 17 комментариев

В Японии всплыли «корабли-призраки» времен Второй мировой

В районе японского острова Иводзима землетрясение подняло со дна затопленные корабли-призраки времен Второй мировой войны. Из-за сейсмической активности всплыли 24 остова судов
Подробности...

Определена самая красивая мигрантка России

На церемонии в «Президент-Отеле» объявлена победительница конкурса красоты, который провела Федерация мигрантов России. Корону получила 25-летняя Рушана Каримова из Узбекистана. В финал также вышли девушки из Киргизии и Таджикистана
Подробности...
Обсуждение: 5 комментариев

Портреты победителей конкурса «Учитель года России» разных лет

4 октября в ГУМе открылась выставка портретов учителей года разных лет – все они олицетворяют собой образ современного российского педагога. Выставка будет экспонироваться до 9 октября, после этого она украсит собой праздничный концерт ко Дню Учителя в Государственном Кремлевском дворце. На фото: Екатерина Алексеевна Филиппова «Учитель года России – 1996»
Подробности...
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Путин поддержал предложение о нерабочей неделе в России

    Главная тема


    Прокисший джем и водку Дерипаски используют против России

    «Северный поток – 2»


    Западные СМИ узнали условие увеличения поставок российского газа в Европу

    перевооружение МВД


    Эксперты объяснили замену ПМ пистолетом Лебедева

    посол в кабо-верде


    Поклонская сфотографировалась в дипломатическом мундире

    Видео

    массовое убийство


    Зачем Берлин делит жертв блокады Ленинграда на сорта

    урегулирование в донбассе


    Зачем Россия зовет США в «Минск»

    200 долларов за баррель


    Нефть может повторить взрывное подорожание газа

    поддержка «Северного потока – 2»


    Как Россия может спасти Британию от энергокризиса

    «Императрица Мария»


    Гибель гордости русского флота до сих пор вызывает споры

    Социальная напряженность


    Кирилл Телин: Настала эпоха санитарной демократии

    Непрофессиональный космос


    Михаил Котов: Обычная девушка вернула интерес россиян к космонавтике

    американская империя


    Дмитрий Дробницкий: Когда в Америке закончится все

    на ваш взгляд


    Как вы относитесь к введению нерабочих дней для борьбы с COVID-19?

    Андрей Архангельский: Дырка от духа

    17 февраля 2011, 10:00

    В Белгороде запрещают тяжелый рок, День всех влюбленных и современный театр не потому, что злодеи, а потому, что именно так понимают духовность: как запрет. У духовности в России нет позитивной программы.

    Скандал в Белгороде, где на этой неделе запретили в Институте культуры современные пьесы, вызвал злорадную реакцию в обществе: «Ага, ну, конечно, чего-то такого мы и ждали». Не сжигание ведьм на костре, конечно, но хоть что-то.

    Архаичная пропаганда «духовности» в лучшем случае воспринимается как сказка – красивая, но не имеющая к реальности отношения

    Если вы заметили, в регионах культурные конфликты чаще всего связаны с современным театром. Сила такого театра (как и всего современного искусства) в его бессилии, и это  многих смущает. Такой театр, например, если и учит, то только одному: восприятию мира как проблемы, часто заведомо неразрешимой. Это можно назвать модернистским трендом – инициированным не властью, не Минкультом, а самой жизнью. Защитная реакция культуры: она готовит человека к будущим переменам и сложностям.

    Есть другой тренд – его можно обозначить словом «духовность»: желание заморозить, вернуть, оставить все «как было». Это и попытки церкви вмешаться в личную жизнь граждан (недавнее заявление о. Всеволода Чаплина о ношении одежд), обязательные  уроки православия (или других религий) в школах, желание цензурировать культуру под предлогом борьбы за нравственность (суды над радикальными художниками).

    В Белгороде так уж сложилось – этот тренд наиболее заметен. Естественно, я не стану защищать руководителей Белгородской области, но я не склонен считать их злодеями. С некоторыми из них мне удалось побеседовать, и они искренне обеспокоены общей деморализацией, потерей нравственных ориентиров, истончением личности – человек, выросший вне любых норм и этики, становится врагом самому себе, не говоря уже о других. Для меня слово «духовность» также не пустой звук (но пустой знак – об этом ниже). Никто, я думаю, не против духовности – весь вопрос в средствах.

    Начнем с того, что само понятие «духовность» очень общо и расплывчато. Например, даже в официальных документах духовность почти всегда путается с религиозностью (хотя духовность – это именно светское, мирское состояние человека).

    Большинство определений духовности сводится к: 1) нематериальности, бесплотности,  отрешенности от низменных, грубо чувственных интересов; 2) означает стремление к совершенствованию и ориентацию на высшие ценности: любовь, доброту, сострадание, милосердие. Все это хорошо, но это одно из тех русских слов, которые выражают одновременно очень много и ничего. Например, Гегель употреблял слово «духовность» в негативном смысле – в «Философии истории», противопоставляя его понятию «дух»: духовность – это суррогат, имитация духа, вечное недо-, бессильное «около».

    «Концепция духовной безопасности», которую в Белгороде разработали (документ внутриведомственный, на него чиновники ссылаются, но никому не показывают; «а вы в Сети забейте, он сразу вылезет» – советуют местные), – попытка наполнить «духовность» конкретным содержанием. Что из этого получилось, вы знаете. «Не допускать в образовательных, культурных и других подведомственных учреждениях городов и районов области празднование Дня святого Валентина и Хэллоуина», и т.д.

    На самом деле духовность давно можно брать в кавычки, потому что в нашей языковой практике она обозначает не набор качеств, а список мероприятий. Так говорят люди – «ну короче, пошла вся эта духовность».

    Читая знаменитую уже концепцию, хорошо понимаешь одну вещь. Что духовность в России понимается преимущественно как система запретов.    

    Эта запретительная часть «духовности» на практике сводится к призывам не носить, не петь, не называть, не поминать всуе и не показывать пальцем, чтобы никого не оскорбить. Этим «не» никогда, а особенно сейчас, никого не вдохновишь: и чем дальше, тем больше это будет вызывать насмешки и отторжение, а сами запретители будут выглядеть все маргинальнее.

    Но какова же позитивная часть «духовности», каково ее воплощение визуальное, интеллектуальное, символическое, наконец? Увы, ничего нового.

    Танцы. Кружки. Юбилейные и праздничные даты. Уроки любви к родной природе и краю. После погромов на Манежной и декабрьского заседания Госсовета на нашем телевидении был маленький шухер: от всех телеканалов срочно требовали «борьбы с ксенофобией». Это, как правило, означает появление на экранах большого количества фольклорных коллективов. У нас любые межнациональные проблемы лечат танцами – других средств на ТВ не знают. Все  сериалы и ток-шоу по теме «дружба народов» будут носить, конечно же, этнографический и культурологический словом, бесконфликтный и бессодержательный характер. Это тоже своеобразно понимаемая духовность  пассивное затанцовывание проблемы.

    Любые проповеди в школе давно воспринимаются как риторические фигуры – как само собой разумеющееся. Такие уроки всегда (по личному опыту знаю) проигрывают «влиянию улицы». Беседы эти апеллируют к «вековому опыту», к «традициям нашего народа», «нашей культуре», которые прекрасны, спору нет – но, увы, к нашей нынешней жизни совершенно неприложимы.

    Духовность, если честно, – это разговоры о нестяжательстве, о любви к ближнему, о презрении к чувственному и материальному. Все эти слова противоречат жизненному опыту детей. Лицемерие усиливается еще и тем, что «духовные проповеди» явно рассчитаны на «бедных». Дети очень хорошо понимают, что сегодня всем так или иначе управляют деньги, и что вначале богатство, а потом уже духовность, по желанию. Как можно «возлюбить ближнего», когда надо всем властвует закон как раз нелюбви (конкуренции)? Как можно говорить о нестяжательстве, если все вокруг подчинено закону стяжательства, и оно пропагандируется, и поощряется – телевизором, рекламой и государством – а как иначе? Ведь «дух стяжательства» является двигателем экономики, и в основе этой экономики лежит именно поощряемое, пестуемое желание СТЯЖАТЬ (приобретать).

    Тут архаичная пропаганда «духовности» в лучшем случае воспринимается как сказка – красивая, но не имеющая к реальности отношения.

    Позитивная программа духовности не продумана, слаба даже в теоретическом смысле. Нужно объяснять, например, подростку, что стремление к стяжательству не исключает добродетельности, а не повторять прописные истины и цитаты.

    Это проблема не только российская: весь мир живет, подсознательно ожидая новой этики, морали, возможно, даже некой утрированной, «светской религии», которая, конечно, позаимствует у мировых религий основные моменты (не убий, не укради и т.д.). Мультикультурность провалилась? Интернационализм не прошел? – все равно будут искать, потому что так все же лучше, чем совсем без ничего.


    Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь
     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •