Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

10 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский Зачем галициец обещал Америке русские меха

По сравнению с немцами, французами и старинными шведами нынешние киевские куклы на веревочках, конечно, мелочь. Зато теперь понятно, что всю стаю западные дрессировщики специально на русский мех науськивали. На нефть, газ и алмазы. Учили. Готовили.

17 комментариев
21 сентября 2010, 10:30 • Авторские колонки

Максим Кононенко: При чем здесь Лужков?

Максим Кононенко: При чем здесь Лужков?

Вы меня извините, но я опять про Лужкова. А заодно и о тандеме. А также о перекосе вертикали, пассажирах корабля и одном миллионе компасов при пропавшем северном полюсе.

Итак, отставка Юрия Лужкова с поста мэра Москвы неизбежна. И дело здесь, разумеется, не в личных амбициях президента Медведева. У президента вообще не должно быть явно артикулированных амбиций. Президент с амбициями – это Саакашвили. А нормальный президент (не Саакашвили) должен держать свои амбиции внутри себя. А в своей публичной деятельности руководствоваться принципами целесообразности и достаточности.

Если Медведев сейчас не уволит Лужкова, то бюрократия перестанет ориентироваться на Медведева. Она перестанет его бояться

Но странный и, честно говоря, совершенно непонятно откуда взявшийся конфликт Лужкова и президента с его аппаратом изначально находился где-то в стороне от целесообразности и достаточности. Ну то есть существуют известные факты. Во-первых, президент Медведев проводит последовательную политику смены «политических тяжеловесов» на никому не известных «менеджеров среднего звена». Хорошо это или плохо, я не знаю – я не президент. Но президент такую политику проводит, и он в своем праве. Во-вторых, полномочия Лужкова заканчиваются в неприятной близости от предстоящих парламентских выборов, и надо или закончить их раньше, или же совсем не заканчивать до самых до выборов, что не согласуется с последовательной политикой президента Медведева по смене политических тяжеловесов. К тому же если Лужкову удастся показать на выборах правильный результат по Москве, сменить его будет сложнее, ибо будет выглядеть нелогично. Ну и, в-третьих, Лужков за последние месяцы несколько раз вел себя по отношению к президенту, скажем так, странно. То есть сам по себе поход к премьер-министру за поддержкой после возвращения из отпуска во время пожаров – еще не повод для сильного раздражения президента. Да и радикальная смена позиции по поводу Химкинского леса – тоже сама по себе не причина. Как и подметные статьи в некоторых московских газетах. Но вот всё это вместе выглядит, согласитесь, несколько нагло. Как будто нарушается субординация.

Но, несмотря на все вышеперечисленное, всё равно непонятно, откуда взялся конфликт. Почему президент так уж осерчал на Лужкова? Ведь все знают, что Лужков, несмотря на свой большой политический талант, очень часто болтает языком не по делу. Совершает необдуманные с пиарной точки зрения поступки. Так бывает. Вон, Владимир Вольфович Жириновский – и вовсе политик от Бога. Но тоже позволяет себе такие закидоны, что иногда за него страшно становится. А ничего, всё стекает.

В общем, мы не знаем, откуда взялся конфликт мэра и президента. Вполне может быть, что никакого конфликта и вовсе не было. Вполне возможно, что этот конфликт придумали журналисты. Но как только журналистами было констатировано: «Есть конфликт»,  – ситуация перестала быть разрешимой. Да, конкретный Дмитрий Медведев и конкретный Юрий Лужков вполне могут помириться. Тем более что они, быть может, и не ссорились никогда. Но поскольку все знают, что конфликт есть, конфликт должен быть разрешен. А разрешен он может быть только одним образом – отставкой Лужкова. Причем заинтересованы в этом и президент Медведев, и премьер Путин, и даже, вы не поверите, сам Юрий Лужков.

В 2008-м году Лужков уже подавал президенту Медведеву прошение об отставке, но тогда это прошение не было принято. Потому что отставка Лужкова на ровном месте привела бы к неминуемому перекосу вертикали (фото: ИТАР-ТАСС)

В 2008 году Лужков уже подавал президенту Медведеву прошение об отставке, но тогда это прошение не было принято. Потому что отставка Лужкова на ровном месте привела бы к неминуемому перекосу вертикали (фото: ИТАР-ТАСС)

Всё дело в чиновниках. Русские чиновники всегда четко ориентированы. Им нужен безусловный лидер (пусть даже и о двух головах). Нет лидера – нет иерархии. А нет иерархии – нет бюрократии. Невозможно работать, потому что непонятно, к кому апеллировать. Ну представьте себе компас, у которого нет северного полюса. Куда ему показывать-то? А представьте себе миллион компасов, у которых нет северного полюса. Они все будут показывать в разные стороны.

И Ельцин, и Путин прекрасно понимали эту особенность постсоветской (то есть – во многом самозваной, дилетантской) бюрократии. И постоянно держали ее в напряжении мерцающими ориентирами. Вспомните, скажем, историю с ельцинскими премьерами. Вы сидите здесь, а вы здесь не сидите. Вроде бы смешно – а миллионы чиновников ловили эти эманации и делали выводы: теперь будет этот. Так же Путин играл с вице-премьерами. То к Иванову внимание, то к Медведеву. А чиновники в растерянности: так кто же?! А тут раз вам – Зубков. И вообще ничего непонятно. Поймите логику Путина – ведь если бы он четко сказал, кто именно будет следующим, то чиновники бы мигом забыли бы про всех остальных, забыли бы даже про самого Путина и ломанулись бы к этому следующему. Да даже если бы они не забыли про Путина – все равно в системе исполнительной власти наступил бы чудовищный перекос. Ну как если бы на корабле все пассажиры собрались бы на одном борту. Это опасно – можно перевернуться. Не менее опасна и очередь из чиновников перед кабинетом означенного преемника. Поэтому никто не должен знать, кто будет следующим, – вплоть до самого последнего момента, когда уже стартует кампания.

Самое смешное, что технологии вот уже 15 лет, а чиновники до сих пор ведутся на эти разводки. Приблизительно так же ведет себя рыба – сколько бы раз она ни схватила крючок рыболова, в следующий раз она снова схватит этот крючок. Просто потому, что она дура тупая. Фактически робот. Такова и русская бюрократия.

Так и теперь. Всё минувшее лето «эксперты» и «политологи» гадали, что следует из того, что Путин едет на «Калине» и встречается с байкерами. «Путин следующий!» – толковали эксперты. Но Путин не был бы Путиным, если бы он вот так вот явно подавал истинные сигналы. Скорее наоборот – Путин специально подсовывал толкователям эту очевидную версию, и пикейные жилеты ее радостно слопали. И каждый эксперт, который прямо сейчас с уверенностью скажет нам, кто будет следующим президентом, – балбес и шарлатан. Потому что этого не знает никто.

На этом теоретическое обоснование заканчивается. И следует печальный лабораторный вывод: Лужкову не устоять просто потому, что сейчас еще не тот день, когда можно явно указать на следующего президента. А если Медведев сейчас не уволит Лужкова, то бюрократия перестанет ориентироваться на Медведева. Она перестанет его бояться. И переориентируется на одного Путина. Что будет означать для Медведева политическое заклание. А это обязательно приведет к перекосу на корабле.

По понятным причинам такой исход не нужен Медведеву. Он не нужен и Путину, ибо ломает интригу, а времени для выстраивания новой интриги, честно говоря, маловато. Лужков же при перекосе вертикали начинает рисковать нажитым. И даже не столько Лужков, сколько его окружение, что еще более опасно для самого Лужкова, ибо создаст множество острых конфликтов, а адекватны ли будут фигуранты этих конфликтов, никто не предскажет.

Вот, кстати, недаром Батурина в своем интервью одному журналу сказала, что в 2008 году Лужков уже подавал президенту Медведеву прошение об отставке. Но тогда это прошение не было принято. Потому что отставка Лужкова на ровном месте (а тогда было ровное место) привела бы к неминуемому перекосу вертикали.

И ведь так смешно получается, что два года назад прошение об отставке Лужкова не было принято Медведевым ровно по той же причине, по которой сейчас эта отставка уже неизбежна.

..............