Ирина Алкснис Ирина Алкснис Предатели вынуждены старательно вылизывать сапоги новых хозяев

Реакция на трагедию в «Крокусе» показала, что у несистемной оппозиции, уехавшей из страны, за громкими словами о борьбе с тираническим государством и авторитарной властью скрывается ненависть к стране и ее народу.

2 комментария
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

6 комментариев
Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

13 комментариев
8 июля 2010, 16:00 • Авторские колонки

Владимир Мамонтов: Про фестиваль

Владимир Мамонтов: Про фестиваль

Одни на московский кинофестиваль, другие – на «Кинотавр», а я – в Ольгинку. Это в Краснодарском крае. На галечном берегу Черного моря. Там такой фестиваль, «Славянское содружество» называется – и обрыдаешься, и насмеешься до колик!

Не слыхали? А про певицу Елену Чеснокову вы тоже не слышали? Она уже в Карнеги-холле выступала. На конкурсе. И стала лауреатом.

Фестиваль уже много лет проводится, собирает в год по полтысячи участников, родоначальники его живут в Курске, душа и организатор – бывший комсомольский (и это многое объясняет) секретарь

Как бы описать ее пение, чтоб вы поняли? Вот она берет первую ноту в «Мы на лодочке катались» и все. Ты поплыл. Погреб на ее лодочке, на «Ласточке», на «Титанике» где скажет. А на строке «Где мы с милым целовались, там посохли дерева», которую всерьез вроде не споешь, и в шутку не споешь, поскольку любовь вызывает экологическую катастрофу, мурашки по коже бегут. Такой у нее постмодернизм получается.

Фестиваль уже много лет проводится, собирает в год по полтысячи участников, родоначальники его живут в Курске, душа и организатор бывший комсомольский (и это многое объясняет) секретарь Алла Чертова. Теперь фестиваль общероссийский и даже понемногу международный. Но, скорее всего, вы ничего про него не знаете, как и про Елену Чеснокову.

А ни вы, ни я прежде ее не знали потому, что живет она в том же самом Курске. А у нас ведь все, заслуживающее нашего знания, только в Москве. Ну и немного в Питере. А девушка с прекрасным голосом живет себе в Курске. В России. Не в Москве. Заочно учится в финансово-экономическом институте.

Мы кого знаем? Кого нам по телевизору покажут. А почему нам именно их показывают? Лучше не спрашивать: культурные люди содержимым чужого кошелька не интересуются.

Спорю на бутылку «Звезды Тамани», вы и про хореографический коллектив «Ваймохк» до сей секунды ничего не знали. Как бы вам описать, как они танцуют? Вот простите за это слово, вы должны понять, что я не вкладываю худого смысла с остервенением. С уходом в себя. Какие приклеенные улыбочки? Тут просто полная гибель всерьез с абсолютно акробатическим трюком в финале сальто назад. Газманов нервно курит. Но Газманов, как и мы с вами, ничегошеньки не знает про ансамбль «Ваймохк» Газманов такой же телевизор смотрит, что и мы. А в нем даже он не так уж часто. Какой уж там ансамбль из ПТУ в Назрани?

Они, кстати, на фестивале не первый раз. И уже после первого раза ПТУ превратилось в колледж. Дело не только в моде, которая пришла и на неспокойную ингушскую землю. Дело в том, что вышеупомянутый фестиваль вообще приподнимает статус прибывших сюда участников. Ехали ребята в молодежный лагерь сплясать-позагорать, потерпеть унылую талдычку организаторов, а их втягивают в жизнь, которую они в оконце телевизора не видали. Им предлагают взять некую новую высоту.

...Вечер, все столпились на площадке отеля. На возвышении крутится антенна, и монотонный голос запрашивает связи с международной космической станцией, где у ребят тоже есть друзья. Толпа внимает. Хочешь поговорить с космосом? Хочешь понять, как это устроено – космос, полет, ну и вообще жизнь без «Дома-2»? Подходи, не стесняйся.

А хочешь с батюшкой поговорить? Тут есть удивительный батюшка, отец Олег, который шутя называет себя первой настоящей поп-звездой. Поп, который шутит: уже здорово. А если у тебя беда, так он не шутя поможет, посоветует...

«Содружество» поднимает своих участников на новую  высоту (фото: mitht.org)

«Содружество» поднимает своих участников на новую высоту (фото: mitht.org)

Тут реакция разная бывает. Поскольку славянская и православная доминанты на фестивале надежно, органично возвышаются, а сам он практически международный, то горячим кавказским парням, о которых я уже упоминал, показалось, что надо слегка поутру покричать на весь лагерь «Аллах акбар» для некоторого выравнивания конфессионального перевеса. Их вполне поняли, журили разве за то, что не надо громко шуметь, когда другие еще спят. А вот когда мы к вам в гости приедем, мы тоже уважим ваше раннее для нас и громкое обращение к нашему общему Богу. Потому что в душах даже прекрасно танцующих молодых людей сложные процессы происходят, когда они впервые сталкиваются с нелинейным миром. И они должны хотя бы периодически, хотя бы на ласковом побережье вокруг отеля с гармоническим названием «Гамма» сталкиваться с мудростью и взаимопониманием, а не только с предубежденностью и безразличием. Этого везде хватает. Не только в Ингушетии.

Раз уж мы коснулись дел тонких, еще  пример, как на этом фестивале настраивают на межнациональную чуткость. Отряд «Белая Русь» не первый раз участвует, ясно, откуда он, и все такое. И тут у них в составе появляется девушка Ани из Армении. Они переименовывают отряд. Отныне он «Ани Белая Русь». Не скрою, мой опыт не продиктовал бы такого решения. Я бы счел, что «голос единицы тоньше писка», что такие порывы потом мешают и самому пришельцу в чужой монастырь оценить блага и ограничения его устава. Но может я просто очерствел. А белорусские ребята-девчата нет. Им важнее демонстрация великодушия и еще чего-то очень человечного, чему политкорректность плохое, стертое, офальшивевшее имя. Ну и ладно. Молодым виднее.

Что еще им виднее? Когда я говорил, что «Содружество» поднимает своих участников на новую высоту, я имел в виду не только ежедневные бдения над социальными проектами, репетиции и дискуссии вместо безделья и пива.

Вот, к примеру, надо ребятам из студенческого театра миниатюр подготовить номер к страшно трогательному военному вечеру 22 июня. Они проходят по такой грани! По такому краешку! Они делают действительно студенческую миниатюру про трех стариков, которые юнцами участвовали в войне. И победили. «Спасибо деду за победу», как говорится и как мы походя клеим на бампер. По ходу выясняется, сколь нынешние понимают подвиг и молодечество. Их герои из 1941-го страшно радуются, что будучи в разведке, намалевали ночью звезды (чем, баллончиками с краской?) на немецких танках вот фрицы удивятся, а то и в штаны наложат, утром такое увидевши. Тут же, встык они рискуют появляться на сцене в окровавленных бинтах, волоча простреленные ноги, вспоминать, кто из них в мирное время хаживал к Клаве, а диалоги их перекликаются с советской киноклассикой. Шестидесятые годы они дают мрачным поеданием кукурузы на обед да нелицеприятными оценками линии Хрущева. И внезапно молнией прорисовывают  трагическую мысль: старики-солдаты, неухоженные и больные, глядя на свою жизнь и жизнь вокруг, не убеждены, что побеждали не напрасно. Ого! Представьте, поверьте: СТЭМ сумел, чтобы стало так горько. Так несправедливо. Такого и патентованные мастера не умеют! Да на больших форматах заредактируют, урежут, запродюссируют, нагрузят собственным величием и эта светлая молодая тревога не лодочкой поплывет золотистой-золотой, а утонет чугунным «Титаником». И ни мы, ни молодежь не увидят того, что благодаря чутью и таланту простым ключом открывает соединительную дверь между поколениями.

А если возвращаться к кинофестивалю, проходит в рамках содружества и такой, что понимает молодежь и иные, нелинейные уравнения жизни. Отряд «Благовест», а это студенты семинарий, к примеру, показали... ну, угадайте, что? Что-либо с колокольным звоном? С проповедью? Со слезой и березой? Ни боже мой! Залихватскую пародию на «Охотников за привидениями» с явными нотами самоиронии. Мультик же про выборы, про наши отечественные выборы, оказался та еще штучка. Сняли его ребята из отряда «Сборная старого города». Он точный. Не злобный. Но приговор. И не только черной шахматной фигурке коня, которого метлой заметают. А и прочим овощам и фруктам нашей политической кухни действие фильма происходит и вправду на кухне, среди до боли знакомых кастрюль, шинковок и терок. У меня ощущение, что те, кто фильм снял, понимают, какое им нужно политическое устройство страны. И они за него поборются. Не отсидятся.

Я вот смотрю порой на официальных сценах и экранах новые фильмы молодых людей, разные программы и концерты, обласканные прикормленной критикой, с теми же фигами в карманах. И отчего-то тоскливо мне. Как будто они все с другой планеты, выморочены, натужны, пошлы. А тут прямо крыльями захлопал. Может, просто увидел много загорелых, умных, веселых молодых славян? Которые хотят добиться успеха, сделать карьеру, пожениться и нарожать детишек. Все это в России и совместно с прекрасными и загорелыми представителями других расчудесных национальностей.

Примеряю на свое поколение. У нас же получалось. И у них должно получиться.

..............