Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

12 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

6 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

16 комментариев
24 февраля 2010, 14:00 • Авторские колонки

Михаил Бударагин: Двойной удар

Михаил Бударагин: Двойной удар

ЕР набрала за последние несколько лет такой размах, что все ее победы кажутся (особенно самим партийцам, и особенно партийцам, пальцем ради этих побед не пошевелившим) чем-то самоочевидным. В будущем все может измениться.

«Единая Россия» очень быстро привыкла к своему статусу правящей партии, и все ее победы (в том числе очень показательные выборы мэра Орла – сильный удар по КПРФ), казалось бы, свидетельствуют только о том, что и впредь все будет продолжаться так же. Федеральные выборы, региональные кампании, муниципии – везде партия власти будет с легкость побеждать, и никаких особенных усилий к этому прикладывать нет нужды.

Госсовет показал, что политическая либерализация, на которую так надеялась оппозиция, не ослабит позиции «Единой России

С самого начала кризиса системная оппозиция, несистемные организации, журналисты, часть бизнеса и многочисленные общественники ждали недвусмысленного «сигнала» из Кремля – «Единую Россию» сейчас попросят подвинуться. Но ЕР на кризисе сыграла, пожалуй, лучше всех, что не так уж трудно объяснить: пока Владимир Путин – премьер страны, отвечающий за всю социальную политику, у единороссов есть неисчерпаемый ресурс, который грех не использовать.

Госсовет показал, что политическая либерализация, на которую так надеялась оппозиция, не ослабит позиции «Единой России».

И почти тотчас же – с Калининграда – в регионах начались акции протеста, на которых уже прозвучали требования отставки премьера, вышел доклад ИНСОР, а Сергей Миронов в эфире – на минуточку – «Первого» заявил о том, что в общем во многом не согласен с Путиным, а уж с ЕР ни в чем не согласен и подавно. Старт федеральной думской кампании был дан почти за два года до голосования.

Это означает, во-первых, что ставки в действительности очень высоки, а во-вторых, что «Единая Россия» и Владимир Путин будут объектом атаки уже не по отдельности, а вместе.

Последнее долгое время было не столь очевидным: ЕР и ее лидер существовали словно бы по отдельности – Путин занимался правительством и «социалкой», партия власти вырабатывала идеологию и боролась за власть.

«Единая Россия» и Владимир Путин будут объектом атаки уже не по отдельности, а вместе (фото: Артем Коротаев/ВЗГЛЯД)
«Единая Россия» и Владимир Путин будут объектом атаки уже не по отдельности, а вместе (фото: Артем Коротаев/ВЗГЛЯД)

Кампания 2011–2012 пройдет иначе: «Единой России» и Путину придется вместе отражать атаки оппозиции, бизнеса и той части общества, которая хочет не только сытно есть.

Проблема для «Единой России» в данном случае состоит в том, что, в отличие от Путина, который может до поры хранить молчание, партии власти придется отвечать за двоих: любой полунамек на то, что ЕР не хочет или не в состоянии поддержать премьера, наносит партии слишком большой урон в глазах избирателей.

Зачем Путин нужен «Единой России» – давно не секрет, но сегодня и ЕР премьеру жизненно необходима – и как институт, и как инструмент, и как самостоятельная политическая сила.

И именно поэтому весь 2010 год мы будем свидетелями того, как застывшая после 2007 года политическая жизнь возвращается к состоянию жесткого противостояния. Противостояния, прежде всего, «Единой России», которая многих не устраивает не только содержательно, но и эстетически, которой слишком много и которую нужно по возможности максимально ослабить к 2011 году. Слабая, раздробленная и боящаяся отвечать оппонентам в публичном пространстве «Единая Россия» будет самым удобным фоном для политического уничтожения Путина. Саму партию в таком случае не спасут уже никакие лояльные губернаторы, как не спасли КПСС секретари обкомов, быстро сделавшиеся лучшими друзьями демократии.

«Единой Росси» придется отвечать на вызовы, которые будут становиться все жестче. Все жестче придется отвечать. Каждый последующий удар должен быть сильнее предыдущего.

Сложность для партии власти будет состоять в том, что количество политических субъектов, готовых предъявить ей претензии, будет расти. Еще большая трудность будет состоять в том, что никакого единого центра атаки на ЕР существовать не будет: региональные общественные организации, которых с большими издержками пока удается держать в стороне от прямых политических союзов с несистемной московской оппозицией, многочисленные федеральные СМИ (в том числе, разумеется, и телеканалы, которые станут рано или поздно флагманом атаки на ЕР, как бы странно это ни прозвучало сегодня, – однако ресурс первых «трех кнопок» настолько велик, что в какой-то момент нужно будет просто вовремя смолчать, этого хватит), системная оппозиция (крупномасштабный конфликт между ЕР и КПРФ еще впереди, но и он неизбежен), часть бизнеса, особенно регионального – все они рано или поздно скажут: «Партия, дай порулить!»

И партии придется им ответить. Потому что потом, в 2012 году, то же самое скажут уже Путину.

..............