Сергей Худиев Сергей Худиев Европа делает из русских «новых евреев»

То, что было бы глупо, недопустимо и немыслимо по отношению к англиканам – да и к кому угодно еще, по отношению к русским православным становится вполне уместным.

2 комментария
Андрей Полонский Андрей Полонский Придет победа, и мы увидим себя другими

Экзистенциальный характер нынешнего противостояния выражается не только во фронтовых новостях, в работе на победу, сострадании, боли и скорби. Он выражается и в повседневной жизни России за границами больших городов, такой, как она есть, где до сих пор живет большинство русских людей.

9 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Новый пакет помощи может стать мягким выходом США из конфликта на Украине

После выборов новый президент США – кто бы им ни стал – может справедливо заявить: мол, мы дали Украине все карты в руки. Можете победить – побеждайте, не можете – договаривайтесь. Не сделали этого? Это уже не наши заботы.

14 комментариев
3 декабря 2010, 15:30 • Авторские колонки

Павел Данилин: Размножение Кудрина

Павел Данилин: Размножение Кудрина

Уже через день после президентского послания, в котором Дмитрий Медведев пообещал избавить государство от ненужных ему «заводов, газет, пароходов», была принята программа приватизации федерального имущества.

Соответствующее распоряжение подписал российский премьер-министр Владимир Путин. Срок действия программы – с 2011-го по 2013 год включительно. На торги выставят акции «Апатита», «Просвещения», авиакомпании «Сибирь», УАЗа, нескольких портов, банков, РЖД, Роснефти, Русгидро и другие пакеты. Среди них – 7,58% Сбербанка и 35,5% ВТБ.

Приватизация федерального имущества – долгосрочная стратегия российской власти. Это касается и банковского сектора: еще во время острой фазы кризиса 2008 года глава государства Дмитрий Медведев указывал на то, что даже если придется спасать банки, входя в них, впоследствии «такого рода пакеты будут распроданы».

Где же настоящий Кудрин, и в чем его настоящий интерес? Этого сегодня на рынке понять никто не может

Намерение властей продать акции ВТБ (85,5% принадлежит государству) высказывалось неоднократно. В октябре премьер Владимир Путин заявил, что этот банк будет одним из первых, и приватизация состоится, возможно, уже в текущем году.

В конце ноября с аналогичными заявлениями выступил и глава Минфина Алексей Кудрин: «Мы должны понять вызовы ближайшего времени и то, что нам нужно существенно уменьшить долю государства в бизнесе».

Но тогда же тот же самый Алексей Кудрин сообщил о заинтересованности ВТБ в покупке всего пакета акций Банка Москвы, принадлежащих московскому правительству (46%). «Нам интересен весь пакет /мэрии/ в Банке Москвы» – вот его дословная цитата. Через несколько дней Кудрин делает противоположное по смыслу заявление, что Минфин РФ пока не рассматривает возможность приватизации Банка Москвы.

Что это, раздвоение личности? Один Кудрин говорит одно, а другой – другое? Одному Кудрину «интересен весь пакет». Второй «не рассматривает» эту возможность. Где подвох?

Дело в том, что первое заявление Алексей Кудрин сделал как председатель наблюдательного совета ВТБ. А второе – как министр финансов России.

Сегодня в бюджете образовалась гигантская дыра: его дефицит на 2011 год составит 3,6% ВВП, или 1,81 трлн рублей. При этом от приватизации госимущества предполагается получить почти такую же сумму. Как сказал первый вице-премьер Игорь Шувалов, «предварительно доходы от приватизации составят 1,8 триллиона рублей при полной реализации программы». И, конечно, продажа акций ВТБ принесет в казну значительные средства. Этого не может не понимать министр финансов Алексей Кудрин.

В свою очередь топ-менеджмент ВТБ заинтересован в приобретении качественных активов. И с этой точки зрения понятно стремление купить пакет Банка Москвы со стороны председателя наблюдательного совета ВТБ Алексея Кудрина.

Есть еще и третий аспект. Дело в том, что в случае, если покупка все-таки состоится, ВТБ приобретет банк, удивительно похожий на самого себя. Говорить о синергии такой сделки не приходится – филиальная сеть ВТБ-24 сравнима с филиалами Банка Москвы. Так что произойдет банальное дублирование – вряд ли эти два банка дополнят друг друга. Зато эта покупка создаст напряжение на рынке банковских услуг и не исключено, что вызовет ожесточенную войну со Сбербанком России. Заместителем председателя наблюдательного совета Сбербанка является... Алексей Кудрин.

На финансовом форуме «Россия» 24 ноября все тот же Алексей Кудрин, выступая в качестве министра финансов, сделал несколько заявлений, касающихся финансовой дисциплины регионов: «Минфин предполагает в случае обращения регионов за дополнительной помощью требовать от них сначала показать программу постепенного отказа от пакетов в бизнесе, мобилизовать сначала этот ресурс, а потом обращаться в Минфин».

Эти слова адресованы, в том числе, и московскому правительству с тем, чтобы оно отказалось от своего пакета акций Банка Москвы. Мол, если вы продадите этот банк, то получите доход от приватизации, который пополнит бюджет. Вроде бы все логично? Но откуда ВТБ может взять деньги на покупку 46% Банка Москвы (который стоит, по расчетам экспертов, порядка 4 миллиардов долларов)? Скорее всего, за счет дополнительной эмиссии акций либо за счет кредита ЦБ РФ. Главным покупателем акций в первом случае станет само государство, как это было в результате прошлой допэмиссии.

То есть государство, которое намерено уменьшить свою долю госсобственности, напротив, ее увеличит. Очевидно, что это не может соответствовать стратегии, проводником которой является министр финансов Алексей Кудрин. Если уж возникла столь острая необходимость поддержать Москву, то, может быть, проще направить средства напрямую из бюджета в бюджет, а не вводить передаточное звено в виде сделки с 46% акций Банка Москвы?

Что из всего вышесказанного следует? Как министр финансов Кудрин заинтересован в том, чтобы Москва продала акции Банка Москвы как можно дороже и тем самым залатала дырки в своем бюджете самостоятельно, без привлечения средств из федерального бюджета в виде помощи. Как председатель наблюдательного совета ВТБ он же заинтересован в том, чтобы сделка по покупке пакета Банка Москвы была совершена максимально дешево. Как заместитель председателя наблюдательного совета Сбербанка он, возможно, заинтересован в том, чтобы эта сделка не состоялась вовсе.

Где же настоящий Кудрин, и в чем его настоящий интерес? Этого сегодня на рынке понять никто не может. В результате каждое заявление министра финансов по этой проблеме вызывает в банковском секторе повышенную нервозность.

В начале своего президентского срока президент России Дмитрий Медведев как-то заметил, что советы директоров любых компаний, в том числе и государственных, должны быть освобождены от большинства чиновников, которые в них входят. Предложение совершенно не потеряло своей актуальности и сегодня.

..............