Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

13 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

6 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

17 комментариев
7 октября 2010, 10:00 • Авторские колонки

Андрей Архангельский: В другое место

Андрей Архангельский: В другое место

На перенос памятника Петру I деньги найдутся, но чтобы избавиться от всей лужковской эстетики, проще перенести в другое место саму Москву; надо только понять, где оно, это место?

По мотивам произведений Виктора Пелевина

А что опять за активность в центральной части Белого Пояса... как местные называют это пространство... Мозгва?спросил Мастер Принципиального Света своего лучшего Ученика.

В разных обличьях Демон хвалил и сам себя за добрые дела: в телепрограммах «Лицом к себе» и многосерийном фильме «Москва, я люблю себя

Москва, дорогой Учитель,ответил Ученик.Там они опять возятся с этим памятником Педро Первому... То есть Петру.

Чего же они на этот раз хотят?

Им кажется, что они, наконец, нащупали Место Перемен. Или Пупок Времени. Словом, они верят, что если памятник перенести в другое место, то все изменится.

Мастер разразился сухим коротким смешком.

Изначально,продолжал Ученик,там боролись два демона, насилия и жадности: они были равны по силам и не могли победить друг друга. Поэтому Небо объединило их в одного Демона; этот Демон, в свою очередь, являлся людям в обличьях Семи Мастеров: мастера меда Лубкова, мастера пения Бубзона, скульптора Це, владельца миллиона часов Ре-Сина, многорукого художника Шилы, главы подземного царства Га-Е, а также сторожа телебашни А. Караульного. Семь Мастеров образовали бессмертную, как утверждали древние, династию ЦАО. От нее родились десятки лучей, известных под названием ЮАО, САО, СЗАО и так далее, которые в свою очередь распадались на тысячи отраженийдепартаменты, правления и управы, и так до бесконечности; и все то же самоепод землей...

Огромное царство, принадлежавшее когда-то могущественному демону Кагановичу...

Да, совершенно верно. Только нынешний демон могущественней Кагановича. Он научился превращать живое пространство в мертвоепо тысяче квадратных метров в день. Под видом новых домов он создавал многоэтажные усыпальницы, в которых хоронил людей заживо. Демон открыл закон той местности: если к любому предмету прибавлять слово «элитный», вещи растут в цене независимо от качества, и их желают с удвоенной силой. Не всем, конечно, нравились усыпальницы: они вызывали зависть простого народа. Поэтому Демон делал вид, что он не имеет никакого отношения к строительству усыпальниц. Он утверждал, что этим занимается какой-то другой могущественный демон, его родственник. Без его ведома. И что ему постоянно нужно бороться с этим демоном, чтобы сдерживать его. Но главное достижение Демона: он научился подделывать время.

Подделывать время?..

Да. При помощи ритуальных жертв. Как дикари приносили в жертву самую красивую девушку, так же в этой местности выбирали самое красивое и древнее здание и разрушали его. Или поджигали. Но особым искусством считалось сделать так, чтобы дома, приносимые в жертву, разрушались сами: их завертывали в специальные коконы и они медленно приходили в негодность. Был еще один способ принесения жертвы«снос-реконструкция»: допустим, сносили тысячелетнюю пирамиду, возводили на ее месте похожую, из стекла и бетона, с подземными парковками, ресторанами и лифтами. Демон в обличии Лубкова торжественно перерезал ленточку, в обличии Бубзона пел песню о городе, в обличьи Це возводил вокруг фонтаны и конные статуи, в обличии Многорукого Шилы писал акварели этого места, в обличии поэта Ильи Лестника слагал о себе льстивые стихи. Отдельные чудаки возмущались, но демон в обличии А. Караульного отвечал им в пронзительной  публицистической манере.

#{image=444645}Большинство жителей хвалили рестораны и парковки: говорили, что стало удобнее и чище. В разных обличьях Демон хвалил и сам себя за добрые дела в телепрограммах «Лицом к себе» и многосерийном фильме «Москва, я люблю себя». Небо отворачивалось, Время путалось: оно не понимало, куда идти и зачем. И все погружалось в безвременье. Но у Демона была слабость: он был уверен, что служит вечности и красоте, и ему хотелось, чтобы люди разделяли его представления о прекрасном.

– То есть он хотел стать Демоном Красоты?

– Красоты и согласия. Превратиться, в конечном итоге, в сияющий шар. И взмыть в Небо.

– Однако!..

– Для этого решили возвести в городе нечто совершенно безобразное, чтобы Небо, увидев это, провалилось бы сквозь землю, и тогда Демон занял бы его место. Демон установил в центре города огромную чугунную дылду, своеобразный Fuck Небу в виде памятника Петру Первому. Увидев это безобразие, Небо не провалилось, конечно, но надолго отвернулось от людей, а время окончательно остановилось.

– А что же люди? – с интересом спросил Мастер.

– Люди как люди. Они любят безобразие, но любят и разнообразие. Впрочем, демон предусмотрел и то, что Небо ниспровергнет его, и люди станут его поносить.

– Как интересно.

– Да. В этих местах есть одна маргинальная секта, которая постоянно хочет дать людям свободу. Население смеется над этой сектой, да и сам Демон гонял ее, как сидорову козу. Но когда Небо, наконец, устало от Семи Мастеров, Демон решил использовать риторику этой секты и стал намекать, что тоже боролся за свободу, просто Небо не давало ему развернуться. Секта отличается болезненной мнительностью. Она посчитала, что это неблагородно  топтать того, кого ниспровергает Небо, и стала расхваливать Демона за смелость. Демон, в свою очередь, стал лицемерно призывать Небо к возвращению выборности демонов (был такой древний ритуал). Попутно Демон начал освобождаться от прежних обличий, и тысячи его отражений, так называемых mitvol, рассыпались и исчезли в прустальной хрустоте.

– Там что, вообще никто вообще не понимает, что такое свобода? – с горечью спросил Мастер.

– Население там вполне нормальное, просто у него отсутствует абстрактное мышление. Они понимают и ценят свободу только как вещь, как нечто осязаемое. Они думают, что свобода – это то, что им дают. Вот, например, они полагают, что разноцветные тряпки в магазинах – это свобода, и много сортов мяса, упакованных в кожу животных, – это свобода. Что каменные коробки, в которых они живут, или железные, в которых они передвигаются, – это свобода. Еще они верят, что свобода – это жест. Нечто внешнее. Они, например, считают, что разрушить или перенести памятник из одного места в другое, – это свобода. Поэтому там сейчас нет важнее вопроса, чем куда перенести памятник Петру I. Одни воплощения Демона теперь призывают снести памятник, другие нарочно с ними спорят. Все это, надеется Демон, отвлечет людей от сути происходящего. А сам он в это время подыскивает себе другие, более демократичные воплощения и отражения.

– Неужели люди не могут разгадать этой уловки? Ведь они справлялись с гораздо более могущественными демонами! – воскликнул Мастер. – В чем, как ты полагаешь, главная проблема этих людей?

– Людям нужно найти новое Место, отказавшись от нынешнего. Потому что нынешнее окончательно захламлено и, к тому же, проклято Небом. Как выражаются в местных парикмахерских, «карма там ужасная».

– Но где же это новое место?

– Синь хум в чай* – ответил Ученик с поклоном.

__________________________
* «Х... его знает»; приблизительный перевод с одного из древних языков.

..............