14 декабря, суббота  |  Последнее обновление — 00:23  |  vz.ru
Разделы

Историческая победа Джонсона оказалась в стиле «Недайбог»

Глеб Кузнецов, политолог, глава экспертного совета ЭИСИ
Победу консерваторам в Великобритании принесли не супертехнологии, не манифесты, не обещания, не яркость лидера, не всенародная поддержка – а умелое использование специфики избирательной системы и объединение элит против ключевого участника забега. Подробности...
Обсуждение: 4 комментария

Если я в Киеве сомневаюсь, то что говорить о людях за линией фронта?

Александр Скубченко, глава Жилищного союза Украины
Весь мир уже видел, как разобрались в Одессе. Весь мир видит, что власти в стране больше не у Зеленского, а у радикальной улицы. Это и Меркель с Макроном видят. Подробности...
Обсуждение: 15 комментариев

Ничего мы с немцами не делили

Захар Прилепин, писатель
Даже в России уже выросло целое поколение детей, уверенное в том, что Гитлер и Сталин, два усача, обидели такую хорошую, такую мирную Европу и всем испортили жизнь. Подробности...
Обсуждение: 98 комментариев

    Пожар на авианосце «Адмирал Кузнецов»

    12 декабря на единственном российском авианосце «Адмирал Кузнецов» произошел пожар. Возгорание началось во время очередных ремонтных работ на корабле. Число пострадавших достигло 12 человек
    Подробности...

    Умер бывший мэр Москвы Юрий Лужков

    В мюнхенской клинике Гроссхадерн во время плановой операции на сердце скончался бывший мэр Москвы Юрий Лужков. Ему было 83 года. По данным СМИ, столичный градоначальник не смог выйти из глубокого наркоза – у него оторвался тромб
    Подробности...

    Выбрана «Мисс Вселенная-2019»

    В американской Атланте прошел 68-й по счету конкурс «Мисс Вселенная». Жюри выбирало самую красивую девушку планеты из представительниц 90 стран мира. Победительницей стала 26-летняя южноафриканка с необычной внешностью Зозибини Тунзи, являющаяся бакалавром технологических наук
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Киев понадеялся на остановку «Северного потока – 2»

        Андрей Архангельский

         
        Журналист, редактор отдела культуры журнала «Огонек». Родился в Севастополе в 1974 году. Образование высшее, журналистское и музыкальное. Всему в жизни обязан книгам и перестройке. Убежденный либерал. Печатается с 17 лет. Маниакально любит журналистику, одновременно ненавидя в ней литредакторов и литрабов, рекламщиков, менеджеров, пиарщиков, бездарей и приспособленцев всех возрастов, а также тех, кто не любит читать «длинные тексты». Противник объективности, так называемых фактов и форматов – предпочитает доверять эмоциям и чувствам. Страстный защитник сложноподчиненных предложений, борец за права восклицательных знаков и троеточий. Свободу слова считает главным достоянием демократии. Любит свободу не за тряпки и бабки, а просто так.

        Мнения

        Глеб Кузнецов
        Победу консерваторам в Великобритании принесли не супертехнологии, не манифесты, не обещания, не яркость лидера, не всенародная поддержка – а умелое использование специфики избирательной системы и объединение элит против ключевого участника забега.
        Обсуждение: 4 комментария

        Александр Скубченко
        Весь мир уже видел, как разобрались в Одессе. Весь мир видит, что власти в стране больше не у Зеленского, а у радикальной улицы. Это и Меркель с Макроном видят.
        Обсуждение: 15 комментариев

        Захар Прилепин
        Даже в России уже выросло целое поколение детей, уверенное в том, что Гитлер и Сталин, два усача, обидели такую хорошую, такую мирную Европу и всем испортили жизнь.
        Обсуждение: 98 комментариев

        Герман Садулаев
        В мире есть такой удивительный зверь, как «белорусский национализм», причем направленный исключительно против России, всего русского и российского. Хотя, казалось бы, нет ни исторических, ни культурных, ни политических, ни экономических, вообще никаких предпосылок.
        Обсуждение: 22 комментария

        Сергей Мардан
        Бесконечные громкие истории о жутких врачебных ошибках – это просто страшная реальность, с которой может столкнуться любой человек. Фактически российские врачи работают по модели «лучше лечить, чем вылечить», когда пациент рассматривается, как дойная корова.
        Обсуждение: 45 комментариев

        Алексей Семёнов
        Преподаватель остается преподавателем не только в аудитории, сам статус профессора обязывает его носителя быть корректным в высказываниях, всегда продумывать свои слова. Интеллигентный человек воздержится от провокационного и оскорбительного слова.
        Обсуждение: 22 комментария

        Сергей Худиев
        Для наших либералов успешно возводимым светлым царством является Запад и прежде всего США. Сами американцы могут резко критиковать положение дел в своей стране – но для наших либералов это немыслимо.
        Обсуждение: 110 комментариев

        Дмитрий Бавырин
        Максима «о мертвых либо хорошо, либо ничего» имеет окончание «кроме правды», обычно опускаемое в среде добродушных русских. А правда в том, что каждое из несомненных достоинств Лужкова оборачивалось для Москвы чем-нибудь фатальным.
        Обсуждение: 13 комментариев

        Андрей Манчук
        Встреча в «нормандском формате» завершилась тем, чем только и могла завершиться – ничем. По той простой причине, что никому на Украине невыгодно останавливать войну в Донбассе.
        Обсуждение: 65 комментариев

        Игорь Окунев
        Сегодня подведены итоги референдума о независимости острова Бугенвиль от Папуа – Новой Гвинеи. 97 процентов граждан проголосовали за отделение. Таким образом на планете появилось новое государство.
        Обсуждение: 44 комментария

        Андрей Архангельский: Ария Нормы ужасна

        24 сентября 2009, 10:00

        Версия для печати

        Совершенно неожиданно в Большом театре появился новый музыкальный руководитель: автор оперы «Дети Розенталя», композитор Леонид Десятников. Очень трудно объяснить, почему это хорошо, но это хорошо.

        Приглашение композитора Десятникова на должность – даже не важно, на какую, просто на официальную должность – само по себе выглядит авангардно: это все равно, что Гребенщикова пригласили бы возглавить департамент культуры Санкт-Петербурга или Владимира Сорокина – Союз писателей России.

        Это все, между прочим, одно поколение; когда я лет пять назад спросил Десятникова, почему у этого поколения, в отличие от других, нет каких-то общих, объединяющих черт – как у шестидесятников, например, – он ответил, что в этом феномен их поколения и состоит: в отсутствии общего. Главное слово тут все же – «отсутствие»: они никогда нигде не служили, не числились, стремясь к затворничеству, к внеобщественной модели существования. Сам Десятников, например, нигде не служил лет 25, при заполнении анкет в графе «должность» писал «свободный художник».

        Их юность пришлась на 1970-е, а творческое становление в 1980-е происходило в оглушительной пустоте: это связано и с приближающимся «концом стиля», канона, и с исчерпанием прежних смыслов, и с концом страны. Между тем даже хаос, невнятица, бессмыслица в искусстве имеют свой собственный порядок, подчиняются внутренним законам: уловив эти закономерности, можно расслышать и обрести «язык нового времени». Отсюда и «преображение банального, минимализм с человеческим лицом», как охарактеризовал сам Десятников свой стиль. Музыка делается из того, что есть.

        Наглядно проследить это «преображение банального» можно в фильме Зельдовича «Москва», для которого Десятников писал музыку, в частности делал оригинальные аранжировки советских песен, которые исполняла в артовом кабаке героиня Татьяны Друбич. Там совершенно потусторонне, иссиня-медленно, с каким-то распирающим изнутри хохотом звучит песня «Враги сожгли родную хату» – «и на груди его… тум-тум… светилась… тум-тум-тум… медаль за город Будапешт», в стиле, напоминающем «драм-н-бейс», – и ты вдруг, спустя время, понимаешь, что это было. Это был не просто «стеб» – еще и личная, композиторская жалоба: на то, как неловко, неудобно продираться сквозь толщу любого официального канона, словно через форточку; для этого нужно раздеться почти догола, оставить все вещи по ту сторону окна – иначе никак не протиснешься.

        Почему такого на редкость чуждого любому официозу Десятникова, тонкого, цинично-ироничного, призвали в Большой?.. На таких постах служат обычно другие люди – и это служение на них накладывает, как говорится, отпечаток. Накладывает на мозги, на голову, на выражение лица: тут уже не послужишь чистому искусству, слишком много работы. Там рождается совершенно особый тип функционера искусства: такой человек, когда визирует интервью, обязательно будет менять личное на безличное, фразу «я решил заняться фондами» – на «сейчас ведется огромная работа по приведению фондов в порядок». С фондами, допустим, все может быть в порядке, но остается одна проблема: без блеска, без полета, без фантазии никакого искусства не сделаешь.

        Композитор Леонид Десятников, ставший музыкальным руководителем Государственного академического Большого театра (фото: ИТАР-ТАСС)
        Композитор Леонид Десятников, ставший музыкальным руководителем Государственного академического Большого театра (фото: ИТАР-ТАСС)

        В сегодняшней ситуации, когда по большому счету никто вообще не знает, что будет считаться искусством, а что – банальной трухой прошлого, заслуженный творец-функционер оказывается бессилен, и, скрепя сердце, приходится призывать «чужих» – таких как Десятников или как Римас Туминас в театре имени Вахтангова – и это единственный способ сохранить жизнеспособность в государственных очагах культуры.

        Десятников вряд ли будет иметь в Большом «реальную власть» – при произнесении этого словосочетания на устах у нашего человека появляется медово-сахарная тяжесть, это кружит голову, в этом слышится и звон колоколов, и звон кандальный – «ре-аальна-я вла-асть», тум-тум, – но Десятникова эта власть вряд ли интересует. Как уже было сказано, в Москву он будет приезжать на одну-две предпремьерных недели, исполнять какой-то официоз – присутствовать там, где обязан присутствовать, а в остальное время жить в Петербурге, как и прежде. Устраивать революции с репертуаром Большого он тоже не намерен, да это в крайне тяжелом на подъем оперном театре и невозможно: программа премьер обычно расписана на годы вперед, тысячи людей, тонны декораций и договоров. Если и хотел бы – то ничего по большому счету отменить невозможно. Десятников пообещал сосредоточиться на качестве исполнения музыки в Большом – и это вполне ему по силам.

        Но есть и другой, символический смысл в приглашении Десятникова в Большой театр – что-то вроде исполнения закона высшей справедливости. То, что нам кажется счастливой случайностью («Десятников в Большом? Ущипните меня, мне кажется, я сплю», – написала одна девушка в блоге), на самом деле является скрытой закономерностью.

        В серьезной музыке по поводу таланта композитора бывает все ясно с трех нот – потому что искусство это на редкость прозрачное, «голое»: никаких тебе декораций, никуда не спрячешься от суда людского. В том, что Десятников – один из самых талантливых европейских композиторов, хоть и написал он относительно немного, – нет сомнений. На каком-то этапе общество, государство не может больше игнорировать наличие крупного таланта – даже если этот талант совершенно непонятен массам или комитетам по культуре. Даже если этот талант равнодушен к любым видам официального признания. Вот он где-то выступает, сочиняет для западных театров, оркестров, считается признанным мастером – а у нас он как будто никому и не нужен. Да ведь это же попросту непрактично, не говоря уже о том, что довольно глупо. Ну, что это такое! – по сути, одна его опера «Дети Розенталя» в России и известна, да и то была подвергнута осуждению за осквернение «святых стен» – отдадим, кстати, должное мужеству директора Большого Анатолия Иксанова, который всего этого «общественного мнения» не убоялся.

        Если такой талант обществу не нужен, не востребован – значит, общество находится в очень плачевном состоянии. А между тем один только язык, манера общения Десятникова способна оживить бюрократически-тусклый, унылый язык медиа. Говорит Десятников чрезвычайно умно и элегантно, как редко кто сегодня, – и один этот блеск его ума способен электризовать общую атмосферу убогой «нормальности», вернуть ей интеллектуальное напряжение. Если одной умной медиаперсоной на телеэкране станет больше – уже польза.

        Причем теперь попробуй его не слушать, не ставить в эфир – официальное лицо, как ни крути, никуда не денешься. Волей неволей теперь этот человек будет на слуху, входить в условный топ-100 культурных ньюсмейкеров. В кои-то веки произошло справедливое перераспределение, сработал закон сохранения таланта, который просто не выгодно обществу не использовать. Именно само по себе возвращение Десятникова в официальное медиапространство и является на сегодня наибольшей удачей, заставляет поверить в очередное разгосударствление искусства.

        С другой стороны, ведь и сам Десятников, какой бы ни был затворник, – но и он, по-видимому, испытывает тоску по общественному деянию, если можно так сказать, – в чем он и сам признается в интервью «Коммерсанту». На вопрос, зачем он согласился стать музыкальным руководителем Большого, отвечает: «Наблюдая за собой, я вижу какие-то симптомы творческого старения. Сконцентрированность на своей работе, может быть, не всегда позитивно сказывается на результате. И в этом смысле мне кажется, что контакт с живыми людьми, а не с нотами может мне помочь в моей основной работе».

        Основная работа имеется в виду – все та же: писать музыку.


        Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь


        Другие мнения

        Историческая победа Джонсона оказалась в стиле «Недайбог»

        Глеб Кузнецов, политолог, глава экспертного совета ЭИСИ
        Победу консерваторам в Великобритании принесли не супертехнологии, не манифесты, не обещания, не яркость лидера, не всенародная поддержка – а умелое использование специфики избирательной системы и объединение элит против ключевого участника забега. Подробности...

        Если я в Киеве сомневаюсь, то что говорить о людях за линией фронта?

        Александр Скубченко, глава Жилищного союза Украины
        Весь мир уже видел, как разобрались в Одессе. Весь мир видит, что власти в стране больше не у Зеленского, а у радикальной улицы. Это и Меркель с Макроном видят. Подробности...
        Обсуждение: 15 комментариев

        Ничего мы с немцами не делили

        Захар Прилепин, писатель
        Даже в России уже выросло целое поколение детей, уверенное в том, что Гитлер и Сталин, два усача, обидели такую хорошую, такую мирную Европу и всем испортили жизнь. Подробности...
        Обсуждение: 98 комментариев

        Как можно, живя в Белоруссии, украдкой «зиговать»?

        Герман Садулаев, писатель, публицист
        В мире есть такой удивительный зверь, как «белорусский национализм», причем направленный исключительно против России, всего русского и российского. Хотя, казалось бы, нет ни исторических, ни культурных, ни политических, ни экономических, вообще никаких предпосылок. Подробности...
        Обсуждение: 22 комментария

        Врачам не доверяют ни богатые, ни бедные

        Сергей Мардан, публицист
        Бесконечные громкие истории о жутких врачебных ошибках – это просто страшная реальность, с которой может столкнуться любой человек. Фактически российские врачи работают по модели «лучше лечить, чем вылечить», когда пациент рассматривается, как дойная корова. Подробности...
        Обсуждение: 46 комментариев

        Может ли ученый публично отстаивать свои взгляды

        Алексей Семёнов, академик РАН
        Преподаватель остается преподавателем не только в аудитории, сам статус профессора обязывает его носителя быть корректным в высказываниях, всегда продумывать свои слова. Интеллигентный человек воздержится от провокационного и оскорбительного слова. Подробности...
        Обсуждение: 22 комментария

        Земного рая нет ни на Западе, ни где-либо еще

        Сергей Худиев, публицист, богослов
        Для наших либералов успешно возводимым светлым царством является Запад и прежде всего США. Сами американцы могут резко критиковать положение дел в своей стране – но для наших либералов это немыслимо. Подробности...
        Обсуждение: 110 комментариев

        Москва под кепкой не запылилась

        Дмитрий Бавырин, журналист
        Максима «о мертвых либо хорошо, либо ничего» имеет окончание «кроме правды», обычно опускаемое в среде добродушных русских. А правда в том, что каждое из несомненных достоинств Лужкова оборачивалось для Москвы чем-нибудь фатальным. Подробности...
        Обсуждение: 13 комментариев

        Украина обречена на вечную войну

        Андрей Манчук, политолог
        Встреча в «нормандском формате» завершилась тем, чем только и могла завершиться – ничем. По той простой причине, что никому на Украине невыгодно останавливать войну в Донбассе. Подробности...
        Обсуждение: 65 комментариев

        На карте мира появилась новая страна

        Игорь Окунев, ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО
        Сегодня подведены итоги референдума о независимости острова Бугенвиль от Папуа – Новой Гвинеи. 97 процентов граждан проголосовали за отделение. Таким образом на планете появилось новое государство. Подробности...
        Обсуждение: 44 комментария
         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............