Андрей Полонский Андрей Полонский Придет победа, и мы увидим себя другими

Экзистенциальный характер нынешнего противостояния выражается не только во фронтовых новостях, в работе на победу, сострадании, боли и скорби. Он выражается и в повседневной жизни России за границами больших городов, такой, как она есть, где до сих пор живет большинство русских людей.

0 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Новый пакет помощи может стать мягким выходом США из конфликта на Украине

После выборов новый президент США – кто бы им ни стал – может справедливо заявить: мол, мы дали Украине все карты в руки. Можете победить – побеждайте, не можете – договаривайтесь. Не сделали этого? Это уже не наши заботы.

14 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Запад толкает Украину на последнюю битву

Масштабное поражение украинской армии и стоящего за ней западного политикума и ВПК будет наглядной демонстрацией окончания доминирования Запада и станет важным фактором в изменении геополитического мироустройства.

13 комментариев
23 июня 2009, 15:30 • Авторские колонки

Виталий Иванов: Народ и толпа

Виталий Иванов: Народ и толпа

Обсуждение любых выборов, а тем более любых выборов, итоги которых ставят под сомнение, непременно сопровождается рассуждениями о народе, его воле, его правах и пр.

Иранские президентские выборы в этом отношении исключением, естественно, не стали. Теперь только и разговоров про иранский народ и про то, как он борется за свою «свободу».

Бывают случаи, когда выборы полностью фальсифицируются – когда победителем объявляется проигравший (мы такое не раз видели на губернаторских и мэрских выборах)

С конституционно-правовой точки зрения народ есть совокупность всех граждан, а если точнее, то всех граждан, имеющих избирательные права. То есть это либо нация, либо электорат. Нация субъектна, да. Электорат тоже. Но эта субъектность, во-первых, если угодно, дисперсная, во-вторых, может быть проявлена и проявляется лишь по особым поводам и в соответствующем порядке. Например, на выборах.

Совершенно ясно, что никакая толпа, сколь бы многочисленной она ни была, народом называться не может. Она есть некая часть народа, но часть не может претендовать на субъектность целого. Поэтому любое объявление толпы народом – откровенный обман.

Естественно, здесь не имеет значения то, насколько оправданы требования толпы. Толпа может быть правой, точнее, может выступать под правильными, справедливыми, разумными лозунгами (хотя такое случается крайне редко). Но никакая правота не может сделать часть целым, а толпу – народом.

Они не творят историю, они ее удобряют (фото: Reuters)
Они не творят историю, они ее удобряют (фото: Reuters)

Бывают случаи, когда выборы полностью фальсифицируются – когда победителем объявляется проигравший (мы такое не раз видели на губернаторских и мэрских выборах). Некая толпа может против этого протестовать, но ее протест будет лишь протестом толпы. Не народным. Народ сможет сказать свое слово только на новых выборах – если толпа их добьется. Однако это превращает толпу в «представителя народа». Представительство невозможно без, как минимум, согласия представляемого, выраженного ясно и недвусмысленно. Толпа никогда ничьего согласия не спрашивает. Это не говоря о том, что народ вправе уполномочить выступать от своего имени только через выборы и никак больше.

Вот что мы видим в Иране? Треть населения, треть народа проголосовала на выборах за оппозиционного кандидата Мусави. Некая часть «мусавистов» остро переживает поражение, возмущается и бузит. Почему они – народ? А как же те две трети, которые проголосовали за действующего президента Ахмадинежада? Они – не народ?

На это обычно отвечают, что их («ахмадинежадовцев») якобы не две трети, результаты выборов фальсифицированы и т. д. Допустим, что власть действительно пошла на фальсификации. Хотя ни один специалист по Ирану нипочем не усомнится, что за Ахмадинежада голосовала как минимум половина электората. Если и были какие-то вбросы, они не могли принципиально повлиять на итоги. И в любом случае, ссылки на фальсификации не объясняют, почему из народа можно кого-то выписывать.

Понятно, что для либералов (каковых среди наших журналистов и политологов, увы, еще довольного много) народ – это лишь те, кто голосует за либералов и «либералообразных», а все остальные – быдло. Про тех же избирателей Ахмадинежада в эти дни было сказано много поносного. И темные они, и нищие, и злые, и вообще отсталые. Это про десятки миллионов граждан. Мне в этой связи одно непонятно: как люди с такими взглядами смеют называть себя еще и демократами?

И последнее. Толпа – орудие, инструмент. Ее по общему правилу выводят на улицы и площади, ею управляют, ее натравливают. Даже если изначально толпу не организовывали и не выводили, даже если некий протест возник стихийно, его непременно стараются организовать и использовать. И если протест не угаснет сразу, то он непременно будет организован и использован. Это не перечеркивает стихийность, та может проявиться и легко сработать против верховодов, вопреки их планам. Тут уместно сравнение с кипящим котлом. Любой, особенно если зазевается, может обвариться паром. Даже опытный кухарь. Но это не повод считать котел чем-то большим, нежели сосудом для кипячения и приготовления пищи. Я это к тому, что не надо вообще переоценивать тех же тегеранских студентиков и пр., не важно, осознают они или нет, что их пользует даже не Мусави, а его спонсор аятолла Хашеми Рафсанджани (тот еще либерал, кстати!). Как в свое время не надо было переживать по поводу киевских «майданутых» и пр. Они не творят историю, они ее удобряют.

..............